Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 383.69 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
страница1/5
Дата публикации28.02.2015
Размер383.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа дисциплины История и теория европейской интеграции


для специальности 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра
для магистерской программы «Европейские исследования»

Автор программы: к.и.н., проф. Рыжков В.А. (ryzhkov-office@yandex.ru), к.п.н., доц. Романова Т.А. (romanova@mail.sir.edu)


Одобрена на заседании кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции

Зав. кафедрой В.Н. Зуев
«___»____________ 20 г

Рекомендована секцией УМС факультета мировой экономики и мировой политики

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
«___»____________ 20 г

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
«___»_____________20 г.

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Европейские исследования», изучающих дисциплину «История и теория европейской интеграции».

Данный курс входит в число дисциплин, формирующих подготовку магистров на факультете мировой экономики и мировой политики ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ и соответствует его образовательному стандарту. Курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессиональной деятельности и дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития.
Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности [031900.68 "Международные отношения"], специализации ["Европейские исследования"], утвержденным в 2011 г.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История и теория европейской интеграции являются формирование у студентов понимания истории и теорий европейской интеграции и обучение их всестороннему анализу процесса европейской интеграции, исходя из различных теоретических перспектив. Европейская интеграция – базовый предмет магистерской программы «Международные отношения» при специализации «Европейские исследования».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные вехи развития европейской интеграции, основные теории интеграции, знать основную библиографию по данному предмету;

  • Уметь анализировать соответствующие исторические документы; владеть понятийным аппаратом теорий европейской интеграции и уметь его применять к анализу разнообразных событий;

  • Иметь навыки анализа и прогноза развития европейской интеграции.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-1

Владеет, применяет

Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы

Готовность работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках

ОК-5

Использует, владеет, применяет

Доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы

Способность к получению новых знаний, умений и навыков, к адаптации к новым условиям профессиональной деятельности в соответствии с принципом непрерывного образования

ОК-9

Владеет, применяет

Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы

Способность различать творческий и репродуктивный компоненты информационной деятельности

ОК-14

Распознает, использует

Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы

Способность применять на практике навыки мультимедийного представления информации, а также восприятия мультимедийной информации, в том числе на английском языке

ПК-2

Использует, применяет

Семинары, доклады

Способность пользоваться понятийно-категориальным аппаратом мировой политики и современных социальных и гуманитарных наук в целом

ПК-5

Использует, применяет

Семинары, доклады, эссе

Способность применять знание всемирной и отечественной истории в интересах профессиональной коммуникации с зарубежным корреспондентом

ПК-7

Владеет, использует, интерпретирует, сравнивает

Семинары, доклады, эссе

Способность дать комплексную политико-правовую и социально-экономическую характеристику основных тенденций современных международных отношений и событий мировой политики

ПК-11

Использует, интерпретирует, сравнивает

Семинары, доклады, эссе

Способность самостоятельно использовать печатные и электронные источники для поиска информации по любым темам применительно к современным международным отношениям и мировой политики

ПК-17

Владеет, использует, применяет

Семинары, доклады, эссе

Способность применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках современных социальных и гуманитарных наук, для самостоятельного анализа теоретических и эмпирических проблем

ПК-26

Использует, применяет, сравнивает

Семинары, доклады, эссе, чтение обязательной и дополнительной литературы

Способность вести исследовательскую деятельность с помощью источников и научной литературы по истории международных отношений

ПК-33

Использует, применяет,

Семинары, доклады, эссе



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


[Для ГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных, общепрофессиональных, специальных )] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.

[Для ФГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественно научный, профессиональный)] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.

[Для НИУ:]



Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является базовой.

Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Для специализаций
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • [Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому предназначается ПУД ]

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • [Перечислите основные знания и компетенции, которыми должен владеть студент после освоения дисциплин, на которых базируется данная УД]



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • [Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому назначается ПУД ]

5. Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




История европейской интеграции

54













1.

Европейский Союз в современном мире




3

7







2.


История «европейской идеи»




6










3.


Итоги второй мировой войны для Европы, первые интеграционные заявления и инициативы





2










4.


Послевоенное движение за Единую Европу, создание Совета Европы




2










5.


Жан Монне и его стратегия строительства Единой Европы




2










6.


Декларация Робера Шумана – стартовый момент евроинтеграции. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)




4










7.


Провал планов военной и политической интеграции в 50-е годы. Римские договоры.




4










8.


Развитие европейской интеграции в 60-е годы




4










9.


Основные факторы, способствовавшие успеху евроинтеграции в первые 20 лет




2










10.


Первая попытка создания экономического и валютного союза (1969 – 1971)




2










11.


Политика «разрядки», Хельсинкский акт, угасание разрядки




2










12.


Кризис и последующая стагнация евроинтеграции

(1970-е)




2










13.


Возобновление развития интеграции вширь и вглубь (1979 – 1984)




2










14.


Программа завершения строительства единого внутреннего рынка ЕС. Жак Делор (1985 – 1992)




4










15.


Договор о Европейском Союзе (1992) Программа строительства экономического и валютного союза




2










16.


Развитие отношений России и ЕС в 1990-е




2










17.


Современный этап евроинтеграции (2004 – 2012 гг.) Лиссабонский договор о реформе ЕС




2










18.


Отношения России и ЕС в 2000-е годы, перспективы ЕС и отношений ЕС с Россией в новом веке




2












Классические теории европейской интеграции

6













1.


Метод «Монне-Шумана»




1

1







2.


Экономические теории интеграции




1










3.


Функционализм и неофункционализм




1










4.


Федерализм




1










4.


Теория коммуникации




1










Современные теории, подходы и проблемы исследования европейской интеграции

1.

Неоинституционализм




2

1




5

2.

Управление, многоуровневое управление и теории политических сетей




2

1




5

3.

Либеральный интерговернментализм, многоуровневые теории




1

1




5

4.

Конструктивизм и вопросы идентичности




2

1




5

5.

Европеизация




2

1




5

6.

Интеграция через право




2

1




5

7.

Дискурсивный анализ




2

1




7



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Чтение литературы для семинарских занятий

*










международных экономических организаций и европейской интеграции

Еженедельно

Эссе




*







международных экономических организаций и европейской интеграции

3-4 тыс. слов

Итоговый

Экзамен













международных экономических организаций и европейской интеграции

Тест с открытыми вопросами письменно и собеседование по двум вопросам (по истории и теории) устно



    1. Критерии оценки знаний, навыков


[Укажите для каждого контроля, что должен продемонстрировать студент на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку. Требования к ответу студента должны соотноситься с компетенциями (раздел 3), которые формируются у студента]

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7. Содержание дисциплины




    Раздел 1

    История европейской интеграции

    Предыстория, предпосылки, основные этапы, результаты, движущие силы европейской интеграции. Основные деятели европейской интеграции. Международный контекст европейской интеграции. Современный этап и перспективы европейской интеграции.

Тип занятий: лекции, семинары. Самостоятельная работа: освоение обязательной (основной) литературы, подготовка обязательных эссе (рефератов) по курсу.



    Тема 1. Европейский Союз в современном мире. 3 часа.

    Место ЕС в мировой политике и экономике. Экономический, социальный и военно – политический потенциал ЕС на глобальной арене. Основные показатели и тенденции в демографической, экономической, технологической, гуманитарной сферах. Участие ЕС в глобальных делах, гуманитарных программах.

    Тема 2. История европейской идеи. 6 часов.

    Рождение понятий «Европа» и «европейский», эволюция политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости». Европейская идея и идея национального государства. Европеизм и христианство. Реформация и Просвещение, зарождение идей европейской интеграции. Идеи и попытки объединения Европы в 19 веке, концепция Соединенных Штатов Европы. Кризис европеизма и рост национализма и империализма. Проекты интеграции в межвоенный период 1918 – 1939 годов.

    Тема 3. Итоги второй мировой войны для Европы (особенно для Западной), первые послевоенные интеграционные заявления и инициативы. 2 часа.

    Проект создания единого государства Франции и Великобритании в годы войны. Уроки первой половины века. Европейская идея в движении Сопротивления. Роль США и их «плана Маршала». Создание Бенилюкса.

    Тема 4. Послевоенное Движение за Единую Европу – его мотивы и участники, результаты. Создание Совета Европы. 2 часа.

    Роль внешних угроз в единении проевропейских сил. Речь У. Черчилля в Цюрихском университете. Гаагский конгресс, его итоги – достигнутые и недостигнутые. Создание Совета Европы, его миссия и принципы деятельности.

    Тема 5. Жан Монне и его стратегия Единой Европы – от экономической интеграции – к политическому союзу. 2 часа.

    Жан Монне и его взаимодействие с Р. Шуманом, К. Аденауэром, стратегия конкретных дел. Концепция поэтапной практической (функциональной), прежде всего – экономической интеграции. Жизненная и политическая философия Жана Монне.

    Тема 6. Декларация Робера Шумана – стартовый момент евроинтеграции. Создание и деятельность ЕОУС. 4 часа.

    Историческое предложение Шумана о создании единого наднационального управления немецкой и французской угольной и сталелитейной промышленностью. Ключевые идеи и практический план по реализации нового подхода. Парижский договор. Создание и деятельность ЕОУС.

    Тема 7. Провал планов военной и политической интеграции в 50-е годы. 4 часа.

    Попытка создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Провал ратификации договора во Франции. Роль де Голля и голлистского движения в этой неудаче. Попытка создания европейского политического сообщества, также неудачная. Альтернативные проекты евроинтеграции с участием Великобритании и других стран. Конференция в Мессине 1955 года. Римские договоры 1957 года. Создание ЕЭС и Евратома.

    Тема 8. Развитие европейской интеграции в 60-е годы. 4 часа.

    Заявки Греции, Ирландии, Великобритании и Дании об ассоциации и вступлении в ЕЭС. Негативная позиция де Голля по вопросу вступления Великобритании. Ассоциация с Турцией. Инициативы де Голля по укреплению политического сотрудничества. Укрепление институтов ЕЭС. Официальные заявки о вступлении в ЕЭС Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии (1967 год). Первая сессия Европейского парламента во главе с Р. Шуманом.

    Тема 9. Основные факторы, способствовавшие успеху евроинтеграции в первые 20 лет. 2 часа.

    Фактор глобального противостояния в рамках двух блоков и «холодной войны». Фактор послевоенного восстановления и быстрого устойчивого экономического роста. Роль США. Значение успеха «общего рынка» для быстрого развития стран ЕЭС. Значение «германского вопроса». Политические, экономические и социальные реформы в странах ЕЭС. «Европейская модель» экономики и общества.

    Тема 10. Первая попытка создания экономического и валютного союза. Планы Р. Бара и П. Вернера – 1969 – 1971 годы. 2 часа.

    Основная причина неудачи планов более глубокой интеграции – внешние кризисы (кризис доллара и взлет цен на нефть после арабо-израильской войны 1972 г.) 1970 г. – учреждение Европейского политического сотрудничества – первого механизма координации внешней политики государств - членов на уровне министров иностранных дел. Первое расширение ЕЭС, вступление Великобритании – с третьего захода.

    Тема 11. Политика «разрядки», Хельсинкский акт, угасание разрядки. 2 часа.

    Саммит (совещание) СБСЕ в Хельсинки, Заключительный акт 1975 года. Переход СССР от политики полного игнорирования ЕЭС к их признанию. История отношения СССР к европейской интеграции. Конец разрядки и возврат Москвы к игнорированию сообществ.

    Тема 12. Кризис и последующая стагнация евроинтеграции (1972 - .1978 гг.). 2 часа.

    Проявления кризиса – усиление протекционизма (нетарифного) в странах ЕЭС, угроза деградации и распада общего рынка товаров. Предпринятые контрмеры – создание Европейского совета на уровне глав государств и правительств, первый саммит в Париже в 1974 г. Расширение задач и рост бюджета Социального фонда ЕЭС. Создание фонда регионального развития (1974 год). Первые прямые выборы в Европарламент (1979 год). Создание фундамента для будущего углубления интеграции.

    Тема 13. Возобновление интеграции – вширь и вглубь (1979 – 1984 годы). 2 часа.

    1979 год – создание европейской валютной системы и общей расчетной денежной единицы – ЭКЮ. Первые прямые выборы в Европарламент. Начало интеграции в научно-технической области. 1980 год – вступление в ЕЭС Греции, начало переговоров о вступлении Испании и Португалии.

    Тема 14. Программа завершения строительства единого внутреннего рынка ЕС. Жак Делор (1985 – 1992 годы) 4 часа.

    Жак Делор – выдающийся председатель Комиссии Европейских сообществ, инициатор и лидер дальнейшей интеграции. Единый европейский акт 1986 года. 1986 год – вступление в ЕЭС Испании и Португалии. М. С. Горбачев, перестройка в СССР. Коренной перелом в отношениях СССР и ЕЭС, концепция «Общего европейского дома». Распад СССР и провозглашение Российской Федерации, распад «Восточного блока» - СЭВ и Организации Варшавского договора.

    Тема 15. Договор о Европейском Союзе (ЕС). Программа строительства Экономического и валютного союза.

    Договор о Европейском Союзе (ЕС) в Маастрихте – 1992 год. Под руководством Жака Делора принята и осуществляется программа Экономического и валютного союза. 1995 год – вступление в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. 1999 – 2002 годы – учреждение ЭВС, введение коллективной европейской валюты – евро. 1993 – 1994 годы – официальное признание стран Центральной и Восточной Европы в качестве кандидатов на вступление в ЕС. Мотивы этого стратегического решения. «Копенгагенские критерии» для стран – кандидатов. Создание «Шенгенского пространства».

    Тема 16. Развитие отношений России и ЕС в 1990-е годы. 2 часа.

    Подготовка, подписание и ратификация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС (СПС). Философия и содержание СПС. Рост торговли и инвестиций России и ЕС. Сотрудничество в международной сфере. Кризис и разногласия вокруг событий в Югославии и Косово.

    Тема 17. Современный этап евроинтеграции (2004 – 2012 годы). Лиссабонский договор о реформе ЕС. 2 часа.

    Вхождение в состав ЕС двенадцати стран Центральной и Восточной Европы. Вступление в силу Амстердамского договора. Договор в Ницце. Создание европейского Конвента во главе с Жискар д Эстеном, разработка проекта Европейской конституции. Провал Конституции на референдуме во Франции. Разработка нового, урезанного проекта (Лиссабонский договор) и его провал на референдуме в Ирландии. Ратификация и вступление в силу Лиссабонского договора. Проблемы интеграции и реформы институтов ЕС. Проблема дальнейшего расширения, «турецкий вопрос». Политика соседства и «Восточное партнерство» ЕС.

    Тема 18. Отношения России и ЕС в 2000-е годы, перспективы ЕС и отношений ЕС с Россией в новом веке. 2 часа.

    Ход и итоги выполнения СПС. Калининградская проблема и найденные решения. Концепция «четырех общих пространств» России и ЕС, «дорожные карты». Взаимодействие и разногласия по различным международным вопросам. Россия, ЕС и международные организации – НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, ЕСПЧ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и др. Проблема разработки нового договора России и ЕС на смену СПС. Энергодиалог Россия – ЕС. Перспективы ЕС и отношений с Россией в новом веке.

    Основная литература:



  1. Европа: вчера, сегодня, завтра/ Ин-т Европы РАН.- М. 2002 г.

  2. Борко Ю. А. От европейской идеи – к единой Европе.- М., 2003 г.

  3. Европейский Союз на пороге ХХ! века6 выбор стратегии развития/ под ред. Ю.А. Борко и О. В. Буториной.- М., 2001 г.

  4. История европейской интеграции 1945 – 1994 годы./ Под ред. А. С. Намазовой и Б. Эмерсон.- М., 1995 г.

  5. Европа: проблемы интеграции и развития. В 2-х томах./ Нижний Новгород.- 2008 год.

  6. Шуман Р. За Европу. /Изд. МШПИ.- 2002 год.

  7. Монне Жан. Реальность и политика. Мемуары.- М., 2000 год.

  8. Фуше М. Европейская республика. Исторические и географические контуры. М., 1999 год.

  9. Сиджански Р. Федералистское будущее Европы: от Европейского сообщества до Европейского Союза. М., 1998 год.

  10. Системная история международных отношений. В 4-х томах./Под. ред. А. Д. Богатурова. – М., 2003 год.

  11. Расширение Европейского Союза и Россия./ Под ред. О. В. Буториной и Ю.А. Борко.- М., 2006 год.

  12. Европейский Союз. Справочник – путеводитель. – М., 2003 год.

  13. Борко Ю. А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. – М., 2001 год.

  14. Кук К., Стивенсон Дж. Европа в двадцатом столетии: справочник. – Пер с англ.- М., 2005 год.

  15. Бордачев Т. Пределы европеизации. Россия и Европейский Союз 1991 – 2007 гг.: теория и практика отношений. – М., 2007 год.

  16. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года: в 2-х книгах.- М., 2000 год.

  17. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить./Отв. Ред. С. А. Караганов.- М., 2008 год.

  18. Рыжков В. А. Дарованная демократия.- М., 2006 год.

  19. Эмерсон М. Слон и медведь: ЕС, Россия и их ближнее зарубежье. – М., 2001 год.

  20. Амстердамский договор. – М., 1999 год.

  21. Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней/Пер. с англ. – М., 2006 год.

  22. Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке.- М., 2005 год.

  23. Право Европейского Союза: учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. – М., 2002 год.

  24. Буторина О. В. Экономический и валютный союз ЕС в мире. Теория и практика. – М., 2001 год.

  25. Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения. – М., 1998 год.

  26. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. – М., 1996 год.

  27. Единая Европа: идея и реальность. Концепция культурной идентичности. – М., 1997 год.

  28. Канинская Г. Н., Наумова Н. Н. История западноевропейской интеграции. – Ярославль, 1998 год.

  29. Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. – М., 1987 год.

  30. Андреани Ж., Бертрам К., Грант Ч. Революция в военном устройстве Европы. М., МШПИ – 2001 год.

  31. Грант Ч. ЕС – 2010: оптимистический взгляд в будущее. М. МШПИ, 2000 год.

  32. Концепция модернизации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.- М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2005 год.

  33. Безвизовый режим между Россией и ЕС: «дорожная карта» - М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2004 год.

  34. Россия и ЕС: общее пространство безопасности – М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2004 год.

  35. Энергетический диалог между Россией и ЕС: проблемы и перспективы – Комитет «Россия в объединенной Европе», 2007 год.

  36. Совместимы ли социальные модели России и ЕС? – М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2005 год.

  37. Джон Пиндер, Юрий Шишков. Евросоюз и Россия: перспективы партнерства – М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2003 год.

  38. Барыш К. ЕС и Россия: соседи поневоле? – М., Комитет «Россия в объединенной Европе», 2004 год.

  39. Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной.- М.: ИД «Деловая литература», 2011.- 720 с.

    Раздел 2.

    Классические теории европейской интеграции

    Основное содержание классических теорий европейской интеграции: метода Монне-Шумана, федерализма, функционализма и неофункционализма, экономических теорий, теории коммуникаций.

Тип занятий: лекции, семинары. Самостоятельная работа: освоение обязательной (основной) литературы.
Тема 1. Метод «Монне-Шумана». 1 час.
Тема 2. Теория федерализма. 1 час.
Тема 3. Экономические теории региональной интергации. 1 час.
Тема 4. Функционализм и неофункционализм. 1 час.
Тема 5. Теория коммуникаций. 1 час.
Основная литература:


  1. Романова Т.А. Институты и учреждения Европейского союза. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. Сс. 38-49.




  1. Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной.- М.: ИД «Деловая литература», 2011.- 720 с.

  2. Сиджански Р. Федералистское будущее Европы: от Европейского сообщества до Европейского Союза. М., 1998 год.

  3. Монне Жан. Реальность и политика. Мемуары.- М., 2000 год.

  4. Шуман Р. За Европу. /Изд. МШПИ.- 2002 год.

  5. Европа: проблемы интеграции и развития. В 2-х томах./ Нижний Новгород.- 2008 год.

  6. Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. – М.: Изд. «Наука», 1982 г.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск