Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание»





Скачать 171.45 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание»
Дата публикации13.08.2013
Размер171.45 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Статус программы.

Курс « Введение в обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Цели и задачи учебного предмета.

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

1. распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

2. определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

3. распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;

4. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

5. приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

6. осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

7. оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

8. анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

9. применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

10. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

11. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных ролей.

Специфика данного предмета позволяет контролировать ребенка по итогам изучения разделов в учебнике, используя тестовые задания и ответы на вопросы после разделов.

Итоговый контроль – тестирование, включающее как предметно-информационный блок, так и деятельностно - коммуникативный.

Структура программы.

п/п

Название раздела

Кол-во часов



Политическая сфера.

14 часов



Человек и его права

12 часов



Духовная сфера.

9 часов

Основное содержание.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Учебно-методический комплекс :

О.А. Северина Обществознание тесты и тренировочные упражнения 9 класс—Волгоград 2008.

А.И. Кравченко, ЕА. Певцова Обществознание: учебник для 9 класса М., 2009.

С.А. Нижников Тесты по обществознанию М., 2004.

Учебно-тематическое планирование

по _________обществознание___________

предмет

Классы ______9________________________

Учитель Кагалова Гузелия Ахатовна

Количество часов

Всего ____35_____час; в неделю ___1____час.

Плановых контрольных уроков _____3________ ч.

Административных

Составлено на основе

Примерные программы по обществознанию, Э.Д,Днепров, А. Г. Аркадьев М: Дрофа, 2007

программа

Учебник

__ А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание» М: «Русское слово», 2009__

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

___Поурочные разработки по обществознанию 9 класс А.В. Поздеев М: «ВАКО», 2009

Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой Н.С. Кочетов _В: «Учитель», 2007.

название, автор, издательство, год издания



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

Глава 1. Политическая сфера.(14 часов)



Власть.

2

Урок изучения нового

Отработка навыка проведения сравнительного анализа, анализ информации

карточки

Уяснить основные понятия темы, выяснить различие основных понятий: сила, авторитет, власть

§1, ответить на вопросы, * практикум









Государство.

2

комбинированный

Отработка умения выделять существенные функции изучаемого предмета

опрос

Уяснить основные понятия темы, уметь различать функции государства, понимать их важность для развития общества

§2, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Национальное государственное устройство.

1

комбинированный

Отработка навыка анализа информации, диспут

Тест, схема

Понимать отличие между централизованным и национальным государством

§3, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Формы правления.

1

комбинированный

Развитие умения проводить сравнительный анализ и делать выводы

Тест, вопросы с развернутым ответом, таблица

Уметь характеризовать различные формы правления

§4, ответить на вопросы, провести сравнительный анализ 3 типов республик, * практикум, проблема









Политические режимы.

1

комбинированный

Продолжение развития умения сравнивать и делать выводы

Опрос, рефераты, таблица

Усвоить основные понятия темы, понять классификацию политических режимов

§5, ответить на вопросы, провести сравнительный анализ политических режимов и сделать выводы, * практикум, проблема









Гражданское общество и правовое государство.

2

комбинированный

Продолжение развития умения сравнивать и делать выводы

Тест, вопросы с развернутым ответом

Уяснение особенностей гражданского общества и признаков правового государства

§6, ответить на вопросы, провести сравнительный анализ правового государства и гражданского общества и сделать выводы, * практикум, проблема









Голосование, выборы и референдумы.

2

комбинированный

Отработка навыка сравнительного анализа материала, его классификация по существенным признакам

Карточки с заданиями, опрос

Усвоение основных понятий урока, уяснить что такое политическое участие, роль и функции выборов в органы власти

§7, ответить на вопросы, заполнить таблицу, * практикум, проблема









Политические партии.

2

комбинированный

Отработка навыка распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания

Тест, вопросы с развернутым ответом

Уяснить какие существуют партии и партийные системы, понимание важности участия граждан в политическом процессе

§8, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Повторительно – обобщающий урок по теме: «Политическая сфера»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

написать эссе «Роль граждан в политическом процессе»







Глава 2. Человек и его права (12 часов)



Право, его сущность и особенности.

2

Урок изучения нового

Развитие умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения.

Карточки с заданием, схема

Сформировать в сознании учащихся основы правовой культуры, уяснение что такое право, признаки и функции права, рассмотреть, какие принципы лежат в основе российского права

§9, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Закон и власть.

2

комбинированный

Продолжение формирования правовой культура, анализ и систематизация информации

Опрос, тест

Уяснить взаимосвязь власти и закона, роль правоохранительных органов.

§10, ответить на вопросы, * практикум, эссе









Конституция.

1

комбинированный

Коллективная беседа, диспут, работа в группа

Опрос, тест

Уяснить роль конституции в жизни общества

§11, ответить на вопросы, * эссе









Право и имущественные отношения

1

комбинированный

Анализ различных правовых ситуаций, поиск выхода с точки зрения закона

Карточки с заданиями

Сформировать понимание о предмете регулирования гражданского права

§12, ответить на вопросы, практикум, * эссе «Собственность есть кража»









Потребитель и его права

1

комбинированный

Анализ различных правовых ситуаций, поиск выхода с точки зрения закона

Опрос, тест

Уяснить содержание основных прав потребителя, что делать если нарушаются права

§13, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Правовое регулирование трудовых отношений.

1

комбинированный

Анализ различных правовых ситуаций, поиск выхода с точки зрения закона

Схема, таблица, опрос

Узнать как заключается трудовой договор, какие вопросы регулируются трудовым правом

§14, ответить на вопросы, практикум * проблема, составить образец трудового договора









Правовые основы брака и семьи.

1

комбинированный

Анализ различных правовых ситуаций, поиск выхода с точки зрения закона

Опрос, тест, схема

Уяснить какие вопросы регулируются семейным правом

§15, ответить на вопросы, практикум, * проблема









Правонарушение и виды юридической ответственности

2

комбинированный

Развитие навыков решения практических задач, практической работы с Конституцией РФ, законами, нормативными документами

Опрос, вопросы с развёрнутыми ответами

Научиться анализировать свое поведение с точки зрения юридической ответственности

§16, ответить на вопросы, * практикум, проблема









Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек и его права»

1

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

написать эссе «Роль законов в жизни общества и государства»







Глава 3. Духовная сфера. (9 часов)



Что такое культура

1

Урок изучения нового

Отработка навыков самостоятельно получать, систематизировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию из различных источников

Опрос, карточки, схема

Усвоение основных понятий урока

§17, ответить на вопросы, практикум, * эссе «Массовая культура»









Культурные нормы.

1

комбинированный

Продолжение формирования стремления к духовному самосовершенствованию

Опрос, таблица

Уяснение понятия «культурные нормы», чем традиции отличаются от обычаев

§18, ответить на вопросы, практикум, * придумать и составить собственного кодекса поведения в обществе









Формы культуры.

1

комбинированный

отработка навыков самостоятельно получать, систематизировать, анализировать и творчески перерабатывать информацию из различных источников

Опрос, схема, тест

Изучить основные формы культуры, выявить влияние массовой культуры на современное общество

§19, ответить на вопросы, практикум, * проблема









Религия.
Мировые религии.

1

комбинированный

Развитие навыков учащихся в оценке общественных явлений

Опрос, таблица

Выяснить, что такое религия и какова ее роль в жизни человека и общества

§20, ответить на вопросы, подготовить доклады









Искусство.

1

комбинированный

Отработка умения применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия

Опрос, доклады

Уяснить, что такое художественная культура, основные ее субъекты

§21, ответить на вопросы, практикум, * проблема









Образование.

1

комбинированный

Отработка умения приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

Опрос, таблица, тест

Уяснить характеристику основных исторических этапов и типов развития школы, основные права и обязанности ученика

§22, ответить на вопросы, ответить на вопросы, * практикум









Наука.
Роль науки в современном обществе.

1

комбинированный

Отработка умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

Опрос, тест

Выяснить, что такое наука как социальный институт и какова ее роль в обществе

§23, ответить на вопросы, проблема, * практикум









Повторительно – обобщающий урок по теме: «Духовная сфера

2

Урок закрепления знаний

Систематизация ранее изученного материала

Тест, вопросы с развернутым ответом

Обобщение ранее изученного материала

написать эссе «роль культуры в жизни современного общества»







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Курс «Обществознание в вопросах и ответах»...
Проанализировав презентации по информатике, скачанные из интернета, я пришел к выводу, что в большинстве презентаций
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconКалендарно-тематическое планирование на 2011 / 2012 учебный год по...
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Обществознание. 7 класс: учебн для общеобразоват учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.— М., 2006
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Предмет: обществознание Курс: «обществознание» Класс: 7 класс
Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Обществознание. 7 класс" под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение". 2007 год) без изменений и дополнений. Рабочая...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка. Статус рабочей программы
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы» (М.: Дрофа 2007 г)
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка: Предмет: обществознание Курс: «История Древнего мира» Класс: 5
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для преподавания...
Основой для разработки рабочей программы является программа «Обществознание», 10-11 классы. Базовый уровень(140 часов), авторы: Л....
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconКонспект урока «Демократические выборы и политические партии» (обществознание 10 класс)
Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Е. И. Жильцова, Л. Ф. Иванова, А. Т. Кинкулькин, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев. Введение в...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка курс «Окружающий мир»
В единый курс объединены такие общеобразовательные облас­ти, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка ктп составлено в соответствии с рабочей программой «Обществознание»
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой. – М.: Просвещение,...
Пояснительная записка. Статус программы. Курс «Введение в обществознание» iconПояснительная записка. Статус программы
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск