Министерство образования и науки Челябинской области
Состояние и развитие
областной системы образования Публичный доклад
Министерства образования и науки
Челябинской области
Челябинск
2012
Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области / под ред. А.И. Кузнецова. – Челябинск, 2012. – с. 69.
Коллектив авторов: А.И. Кузнецов, Г.М. Казакова, Е.А. Коузова, В.В. Полетаева, И.Г. Скалунова, Т.В. Абрамова, И.В. Анфалова, М.Н. Бурова, Е.М.Зайко, В.Н. Кеспиков, , Е.С. Комарова, Л.В. Королева, Е.П. Сичинский, Е.А. Сыркина, В.Н. Халамов, Н.В. Шитякова. Группа информационно-технического обеспечения: Л.П. Костыря, Н.М. Отрубенникова.
Публичный доклад о состоянии и развитии областной системы образования подготовлен Министерством образования и науки Челябинской области по итогам 2011 года.
В публикации раскрывается содержание и результаты функционирования системы образования Челябинской области в современных социально-экономических условиях, проанализирована степень эффективности использования имеющихся ресурсов, сформулированы задачи и основные направления деятельности на ближайший период.
Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных форм статистического наблюдения.
Содержание
Введение
| 4
| 1.
| Доступность образования
| 8
| 1.1.
| Структура сети образовательных учреждений и контингент обучающихся
|
| 1.2.
| Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
| 11
| 1.3.
| Дошкольный уровень
| 13
| 1.4.
| Школьный уровень
| 16
| 1.5.
| Дополнительное образование
| 20
| 1.6.
| Уровень профессионального образования
| 24
| 2.
| Результаты деятельности системы образования
| 29
| 2.1.
| Участие в международных сопоставительных исследованиях
|
| 2.2.
| Учебные результаты
| 30
| 2.3.
| Внеучебные достижения обучающихся
| 33
| 2.4.
| Процесс социализация и профилактики правонарушений и безнадзорности детей и молодежи
| 34
| 2.5.
| Востребованность выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда
|
36
| 3.
| Условия обучения и эффективность использования ресурсов
| 37
| 3.1.
| Условия обучения
|
| 3.2.
| Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий
| 40
| 3.3.
| Характеристика кадрового потенциала
| 42
| 3.4
| Взаимодействие Министерства образования и науки Челябинской области и Челябинской областной организации профсоюза работников образования в 2011 году
|
44
| 4.
| Меры по развитию системы образования
| 47
| Заключение
| 50
| Приложение
| 52
|
Введение Деятельность учреждений образования в 2011 году была направлена на реализацию государственных гарантий права граждан на образование, а также качественное исполнение переданных Министерству полномочий Российской Федерации в сфере образования. В 2011 году задачи Министерства были определены следующим образом:
разработка организационно-правовых оснований инновационных механизмов управления образовательной системой региона, совершенствование государственно - общественного партнерства с целью повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
выполнение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее ФЦПРО), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», областной целевой Программы (далее ОЦП) реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009-2012 годы, ОЦП «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2012-2014 годы;
внедрение в практику работы образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и профессионального образования на основе компетентностного подхода, включая требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней образования и к условиям осуществления образовательной деятельности, внедрение дистанционных образовательных технологий в обучении детей-инвалидов;
переход на предоставление в электронном виде государственных услуг в системе образования области;
разработка и реализация ОЦП развития профессионального образования, включающей мероприятия по созданию условий для эффективного функционирования подведомственных организаций, оптимизацию и автономизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования, совершенствованию механизмов взаимодействия работодателей и образовательных учреждений, координации и кооперации инновационной деятельности учреждений высшего образования;
совершенствование правового статуса образовательных учреждений; внедрение отраслевой системы оплаты труда работников сферы образования и механизмов нормативного финансирования образовательных учреждений всех типов и видов;
обеспечение перехода на новый порядок аттестации педагогических работников, совершенствование их переподготовки и повышения квалификации;
осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, определение системных подходов к оценке и контролю качества образования.
На объемы образовательных услуг, оказываемых в Челябинской области, влияет демографическая ситуация.
Численность населения Челябинской области по предварительному статистическому расчету на 1.01.2012 г. составляла 3 479 578 чел., из которых большая часть – это население трудоспособного возраста – 60,8%, старше трудоспособного возраста – 22,7%, моложе трудоспособного возраста (основной потребитель услуг системы образования) – 16,4%.
Согласно статистическим данным динамика рождаемости имеет положительную направленность: в 2009 г. родилось 45,550 тыс. чел., в 2010 г. – 46,612 тыс. чел., в 2011 г. – 47,437 тыс. чел.
Динамика численности населения в возрасте моложе трудоспособного за 2009-2011 г. была стабильной – примерно 16 % от общего количества всего населения (приложение 1). Согласно этому стоит задача сохранения разнообразия сети образовательных учреждений и доступности образовательных услуг.
На объем потребности в образовательных услугах влияет миграция населения. В 2011 году в Челябинскую область прибыло 46 734 человек, выбыло 44364 человек, то есть число приезжающих в Челябинскую область превысило число выезжающих за ее пределы.
Важным показателем социально-экономического развития является уровень занятости граждан. Наиболее востребованным на рынке труда было трудоспособное население в возрасте от 25 до 45 лет. Основное место работы для большей части населения – экономика области (920,8 тыс. человек), в том числе в отрасли «Образование» – 138,04 тыс. чел.
Численность безработных, официально зарегистрированных в Службе занятости населения, составляет 127,8 тысяч человек, что свидетельствует о необходимости переобучения, переквалификации, получения безработными второй специальности (приложение 2).
По данным территориального органа Федеральной государственной статистики по Челябинской области в 2011 году номинальная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений увеличилась и составила 12 327,2 рублей (61% от средней заработной платы работников предприятий Челябинской области (20 238,2 рублей) (приложение 3).
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Челябинской области была организована деятельность по разработке и выполнению комплекса мер по модернизации общего образования.
В результате модернизации общего образования средняя заработная плата учителя общеобразовательных учреждений в сентябре составила 15 071,5 рублей (процент роста средней заработной платы учителей по отношению к 1 кварталу составляет 30%), в октябре 16 083,5 рублей (процент роста – 43%), в декабре – 19 760,6 рублей (процент роста – 76,8%) (приложение 4). Бюджетом области в 2012 году предусмотрены ассигнования на доведение заработной платы учителей до средней зарплаты по экономике региона.
В 2011 году Министерством образования и науки Челябинской области (далее – Министерство) продолжалась работа по внедрению современных финансово-экономических моделей управления:
отработан порядок доведения нормативов финансирования на одного учащегося до каждого образовательного учреждения Челябинской области на региональном и муниципальном уровнях в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг;
введена новая система оплаты труда (далее НСОТ). По состоянию на 31.12.2011 г. по информации муниципальных органов управления образованием переведено на НСОТ 98,1% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений. Не перешли на НСОТ в 2011 году образовательные учреждения Кыштымского городского округа. При введении новых систем оплаты труда в Челябинской области были проведены мероприятия, направленные на эффективное использование бюджетных средств (передача непрофильных функций на аутсорсинг, оптимизация численности персонала, слияние учреждений с целью повышения качества услуг (работ);
осуществлено поэтапное повышение заработной платы работникам отрасли «Образование» Челябинской области по профессиональным группам получателей:
с 01.06.2011г. на 6,5% увеличены фонды оплаты труда всех работников всех отраслей бюджетной сферы Челябинской области;
с 01.09.2011г. на 22,1% увеличены фонды оплаты труда учителей областных государственных и муниципальных образовательных учреждений;
с 01.09.2011г. на 30% увеличены фонды оплаты труда образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
с 01.10.2011г. на 6,5% увеличены фонды оплаты труда всех работников отрасли «Образование» Челябинской области за исключением учителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений (структурных подразделений), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Органы местного самоуправления направили указанное повышение, как на увеличение базовой ставки, так и на стимулирующие выплаты.
изменен правовой статус муниципальных и областных государственных образовательных учреждений путем создания казенных, бюджетных и автономных учреждений в рамках реализации федерального закона № 83-ФЗ.
В 2011 году в Челябинской области функционировало 99 (3,7%) муниципальных автономных, 1388 (56,4%) бюджетных, 1071 (39,9%) казенное образовательное учреждение (приложение 5).
Статус казенных учреждений приобрели специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; государственное специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа; малокомплектные школы.
При определении типа образовательных учреждений используются критерии, установленные Методическими рекомендациями по определению типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1505-р – экономический и управленческий потенциал учреждений.
Годовые бюджетные назначения на 2011 год по отрасли «Образование» для Министерства были утверждены в сумме 15 025,7 млн. рублей. Исполнение составило 14 756,9 млн. рублей от утвержденных ассигнований – это 98,2%, от лимитов бюджетных обязательств. Процент исполнения составил 98,6%.
В 2011 году доведено лимитов бюджетных обязательств в сумме 14 968,5 млн. рублей, что меньше на 57,2 млн. рублей от утвержденных ассигнований.
Основными направлениями расходования средств являлось финансирование в соответствии с установленной приоритетностью (приложение 6).
В 2011 году Министерство участвовало в 8 конкурсных отборах на получение субсидий из федерального бюджета. Получателей средств федерального бюджета определяло Министерство образования и науки Российской Федерации (далее Министерство РФ)
По итогам проведенных конкурсных отборов в 2011 году Челябинской области перечислены средства федерального бюджета в сумме 602 315,2 тыс. рублей, в том числе:
1) на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений – 18 918,0 тыс. рублей;
2) на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации – 21 559,2 тыс. рублей;
3) на модернизацию муниципальных систем дошкольного образования – 65 817,0 тыс. рублей;
4) на распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования – 15 998,0 тыс. рублей;
5) на модернизацию системы общего образования – 452 723,0 тыс. рублей;
6) на реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях – 7 000,0 тыс. рублей;
7) на разработку и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации – 15 900,0 тыс. рублей;
8) на поощрение лучших учителей – 4 400,0 тыс. рублей.
В рамках заключенных Соглашений между Правительством Челябинской области и Министерством РФ в 2011 году получены средства федерального бюджета в сумме 386 584,281 тыс. рублей на следующие направления:
1) на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении – 37 256,0 тыс. рублей;
2) на дистанционное образование детей-инвалидов – 91 426,52 тыс. рублей;
3) на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство – 257 901,761 тыс. рублей.
На осуществление полномочий Российской Федерации в 2011 году получены средства федерального бюджета в сумме 25 624,2 тыс. рублей по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования.
|