Скачать 203.38 Kb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Автор программы: Т.В. Букина, к.г.н., доцент, bukinatv@mail.ru Одобрена на заседании кафедры экономической теории «___»____________ 2013 г Зав. кафедрой __ ___ __________________ А.Ю. Редькина Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»_____________201 г. Председатель ________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Региональная экономика». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом по направлению 080100.62 Экономика; Образовательной программой направления подготовки 080100.62 Экономика; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 Экономика, утвержденным в 2013г. 2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Региональная экономика» по направлению подготовки 080100.62 Экономика являются: 2.1 в области обучения: подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре. 2.2 в области воспитания личности: формирование необходимых экономисту социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности, умению работать в команде, лидерских качеств. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.В результате изучения курса студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и базовой части дисциплин. Для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра дисциплина «Региональная экономика» является дисциплиной по выбору. Изучение дисциплины «Региональная экономика» базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины «Региональная экономика» должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыковСтудент должен уметь воспроизводить, анализировать информацию, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь; проводить анализ региональных процессов. Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, групповых работах, посещение, выполнение домашних заданий. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине В НИУ ВШЭ – Пермь принята следующая система весов: 20% результирующей оценки – оценка за работу на семинарских занятиях; 40% результирующей оценки – взвешенная сумма оценок за контрольные мероприятия; 40% результирующей оценки – оценка за итоговый (или промежуточный контроль). Таким образом, 60% результирующей оценки – это накопительная оценка и 40% – это оценка за итоговый (или промежуточный контроль). Результирующая оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы накопительной оценки и оценки за экзамен (или зачет). Накопительная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля. К формам текущего контроля относятся контрольные мероприятия (контрольные работы, эссе, коллоквиумы и пр.), которые определены учебным планом. Результирующая оценка по дисциплине научно-исследовательский семинар «Методология экономических исследований» (О результирующая) формируется из оценок за следующие виды контроля:
Формулы расчета оценок: О текущая = n1∙О1 + n2∙О2 + n3∙О3 + ∙∙∙ где Оi – оценки за контрольные мероприятия (эссе, контрольная работа, реферат и пр.) ni – вес контрольных мероприятий. Веса по контрольным мероприятиям: Перед проведением итогового контроля в форме зачета: Домашнее задание – 100% 7.Содержание дисциплиныРегиональная экономика 1. Теории и методы региональной экономики 1.1. Региональная экономика как наука. Что изучает региональная экономика. Основные понятия региональной экономики. Региональная экономика в системе наук. 1.2. Теоретические основы региональной экономики. Структура теорий региональной экономики. Генезис теорий региональной экономики. Отечественная школа региональных экономических исследований. Современные направления развития теорий региональной экономики. Методы регионального анализа. Схема функционирования экономики региона. Статистическая база регионального анализа. Направления анализа экономики региона. Типологизация регионов. Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики. Количество часов аудиторной работы: 12 Общий объем самостоятельной работы: 22 2. Региональные проблемы России 2.1. Региональная динамика и трансформации экономического пространства. Региональные аспекты переходного периода. Региональная социально-экономическая динамика. Усиление неоднородности экономического пространства. Новые стратегии территориального развития. 2.2. Пространственное развитие регионов России. Этапы регионального развития России. Типы регионов России: регионы-«локомотивы», «опорные регионы», регионы-«точки роста», регионы особого внимания, регионы с «неопределившимися перспективами». 2.3. Конкурентоспособность регионов. Понятие конкурентоспособности регионов. Внешняя конкуренция. Внутренняя конкуренция. Инвестиционная привлекательность регионов. Инвестиционный потенциал регионов. Инвестиционный риск регионов. Инерционный сценарий развития. Концентрация регионов-лидеров в суммарном ВРП. Индексы ВРП. Поляризация регионов в результате процессов глобализации. Динамика промышленного производства в регионах. Инновационный сценарий развития. Формирующиеся зоны роста. Места инновационного развития. Количество часов аудиторной работы: 12 Общий объем самостоятельной работы: 22 3. Экономика Пермского края. 3.1. Конкурентоспособность Пермского края. Инвестиционная привлекательность Пермского края. Факторы конкурентоспособности Пермского края. Роль региональных органов власти. Геоэкономическое положение. Природно-ресурсная база Пермского края. Развитие традиционных отраслей экономики Пермского края. Развитие инновационной экономики. 3.2. Развитие человеческого потенциала. Общая характеристика человеческого потенциала края. Основные проблемы развития человеческого потенциала. Проектная деятельность по развитию человеческого потенциала. Основные проблемы безопасности в Пермском крае. Комплекс мер по повышению безопасности населения в Пермском крае. 3.3. Экономическое развитие. Факторы экономического развития в регионе. Основные направления экономической политики Пермского края. Формирование отраслевых приоритетов Пермского края. Перспективы и направления развития отраслей-«локомотивов» экономики Пермского края. Формирование конкурентной среды в энергетическом комплексе. 3.4. Особенности пространственного развития. Особенности геоэкономического положения Пермского края. Роль проекта «Белкомур» для развития экономики Пермского края. Развитие Пермской агломерации. Сравнительный анализ инфраструктуры Пермского края и регионов-конкурентов. Альтернативные проекты в области электроэнергетики Пермского края. 3.5. Развитие муниципальных образований. Инвестиционные расходы в бюджетах муниципальных образований Пермского края. Основные направления бюджетного выравнивания муниципальных образований Пермского края. Структура и правовая база местных бюджетов. Структура доходов местных бюджетов. Система межбюджетных трансфертов Пермского края. 3.6. Региональные финансы. Понятие регионального бюджета. Принципы построения расходной части бюджета. Принципы построения доходной части бюджета. Правило распределения профицита бюджета и его реализация в Пермском крае. Принципы финансирования региональных проектов. Понятие и принципы среднесрочного планирования бюджета. Количество часов аудиторной работы: 16 Общий объем самостоятельной работы: 24 Литература по разделу: 1. Андреев А.В. Региональная экономика : учеб. для бакалавров и специалистов / А.В. Андреев ; Л.М. Борисова ; Э.В. Плучевская . - СПб.; М.: ПИТЕР , 2012. - 460 с. (Учебник для вузов) An Introduction to Regional Economics. Edgar M. Hoover and Frank Giarratani. [http://www.rri.wvu.edu/regscweb.htm] Tue Nov 26 18:53:30 UTC 2. Пермский край – территория конкурентного развития. – Пермь, 2008. 3. Пермский край – территория конкурентного развития. Учебное пособие. – Пермь, 2011. 4. Пермский край – территория конкурентного развития. Учебно-методические материалы. – Пермь, 2011. Формы и методы контроля по разделу 5 «Региональная экономика», применяемые учебные технологии: Для проведения лекционных занятий используются мультимедийные презентации, которые высылаются студентам накануне лекций. Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчетные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов. На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:
8.Образовательные технологииПрограмма предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов. На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:
На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:
Рассмотрение практических ситуаций предполагает работу в группе из 4-7 человек. Группа вырабатывает мнение по заданному вопросу, используя предоставленные данные. На семинарском занятии один или два выступающих в течение 10 минут защищают позицию группы. Другие группы задают вопросы и дискутируют. При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время индивидуальных консультаций. Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1. Региональная экономика» Контрольная работа: «Анализ экономики Пермского края». Предполагаемое задание для проведения контрольной работы. 1. Используя статистические данные по ВЭД «Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды», а также лекции по региональной экономике, соотнести представленные виды экономической деятельности с отраслями промышленности Пермского края. 2. Используя полученную в первом разделе задания информацию по отраслям промышленности Пермского края, ВЫЯВИТЬ традиционные отрасли экономики региона и отрасли инновационной экономики региона. ОБОСНОВАТЬ ваш выбор. 3. Постройте Бостонскую матрицу для отраслей экономики в координатах: «Доля регионального рынка / Темпы роста отраслей промышленности». Для определения доли регионального рынка используйте долю данной отрасли суммарном объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности. Для определения темпов роста используйте динамику объема производства данной отрасли за 2004-2010 (2009 ) гг. 4. Провести SWOT-анализ отраслей региональной экономики. Каждой группе на основе использования статистической и другой информации, необходимо проанализировать следующие отрасли: 1 группа – топливная промышленность, логистика. 2 группа – химическая промышленность, строительство. 3 группа – электроэнергетика, торговля. 4 группа – машиностроение, телекоммуникации и связь. 5 группа – черная металлургия, транспорт. 6 группа – ЛПК, АПК. 7 группа – машиностроение, электроэнергетика. 5. Проражировать наиболее приоритетные сильные, слабые стороны, возможности и угрозы по выделенным приоритетным отраслям, используя метод экспертной оценки. 6. Построить прогноз развития выбранных отраслей экономики Пермского края, учитывая, по возможности, влияние экономического кризиса. 7. На основе проведенного выше анализа предложить возможные стратегии развития выбранных отраслей Пермского края. 9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Региональная экономика»
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Microsoft Office (Excel, Word, Power Point), Mathcad
Студенты при изучении дисциплины должны пользоваться материалами, выкладываемыми в системе LMS 11.Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа лекциях возможно использование мультимедийного проектора при наличии презентаций и др. наглядных материалов. Возможно использование программных продуктов для проведения тестирования. |
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 "Экономика"... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... |