Скачать 0.7 Mb.
|
Правительство Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Авторы программы: М.В. Шеина, к.ф.-м.н., доцент, marina_cheina@mail.ru; С.В. Суслова, к.э.н., доцент, svsuslova@yandex.ru; Е.А.Петрова, elpetrova83@mail.ru (И.О. Фамилия, учёная степень, звание, электронный адрес) Одобрена на заседании кафедры экономической теории « 30 » августа 2011 г И.о.зав. кафедрой ________________________ Р.Н. Божья-Воля Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь « 15 » сентября 2011 г. Председатель ___________________________ Г.Е. Володина Пермь, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину «Микроэкономика». Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет» по направлению подготовки 080100.62 Экономика (уровень подготовки: Бакалавр). Утверждён 02.07.2010 г. (протокол № 15); учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2010 г.
В области обучения:
В области воспитания личности:
В результате освоения дисциплины студент должен:
- закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории; - основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; - ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; - использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности; - использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности.
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; - навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; - навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса; - навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и базовой части дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Основы экономической теории Математический анализ Линейная алгебра Методы оптимальных решений Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в экономике (ОНК-1); - способен самостоятельно работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного ПО (ИК-1); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-6); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (СЛК-7). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Институциональная экономика Экономика общественного сектора Теория отраслевых рынков Международная экономика Теория контрактов Экономика труда Финансовые рынки и институты Научно-исследовательский семинар
6. Контроль знаний студентов6.1 Формы контроля знаний студентов
6.2. Критерии оценки знаний, навыковКонтрольная работа: способность выбрать и построить теоретическую модель для анализа проблемной ситуации, выполнить необходимые расчеты в процессе решения задач и интерпретировать результаты. Реферат: умение собирать и анализировать необходимую информацию и интерпретировать ее в целях решения поставленных задач. Эссе: умение собирать и анализировать информацию, владение культурой аналитического и критического мышления. Домашнее задание: способность выбрать средства для обработки экономических данных, умение анализировать и интерпретировать результаты расчетов. Коллоквиум: знание основных понятий, терминов, концепций микроэкономики, умение применять методы математического анализа и моделирования. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплиныРаздел 1 Теория поведения потребителя Тема 1. Аксиомы потребительского выбораПредпосылки теории потребительского поведения. Рациональность. Полнота предпочтений и их рефлексивность. Транзитивность предпочтений и сопутствующая ей непересекаемость кривых безразличия. Непрерывность предпочтений. Лексикографические предпочтения. Существование функции полезности и ее единственность с точностью до положительного монотонного преобразования. Монотонность предпочтений. Локальная ненасыщаемость предпочтений. Выпуклость предпочтений (или убывающий характер предельной нормы замещения). Количество часов аудиторной работы: 4 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2. Тема 2. Теория двойственности в анализе поведения потребителяМодель поведения потребителя. Бюджетное ограничение, ломаные бюджетные ограничения. Максимизация уровня полезности, получаемой потребителем при заданном бюджетном ограничении. Использование метода Лагранжа для решения задач на условный экстремум. Интерпретация множителя Лагранжа в задаче максимизации полезности как предельной полезности дохода. Условия оптимальности первого и второго порядков. Функция некомпенсированного (маршаллианского) спроса. Косвенная функция полезности и ее свойства. Угловое решение и его экономический смысл. Задача минимизации расходов потребителя при заданном уровне полезности. Функция компенсированного (хиксианского) спроса. Функция расходов потребителя и ее свойства. Лемма Шефарда. Двойственность задачи максимизации полезности потребителя при заданном бюджетном ограничении и задачи минимизации расходов потребителя при заданном уровне полезности. Связь между косвенной функцией полезности и функцией расходов потребителя. Количество часов аудиторной работы: 12 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 14. Для выполнения заданий по текущему контролю - , подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 4. Тема 3. Сравнительная статика спросаИзменение набора товаров, приобретаемого потребителем, под воздействием изменения дохода потребителя. Эффект дохода. Изменение набора товаров, приобретаемого потребителем, под воздействием изменения уровня цены одного из товаров. Декомпозиция изменения в уровне потребления товара при изменении цены на этот товар на эффект замещения и эффект дохода: графическое представление и знаки эффектов дохода и замещения в случаях нормальных, инфериорных благ и товаров Гиффена. Эффекты дохода и замещения по Хиксу. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому. Негативность эффекта замещения. Кривые компенсированного спроса (по Хиксу и по Слуцкому) и их взаимное с кривыми некомпенсированного спроса расположение для нормальных и инфериорных благ. Функции компенсированного и некомпенсированного спроса, общее уравнение Слуцкого. Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности. Валовые комплементы и субституты. Возможная несимметричность определения товаров как валовых комплементов или субститутов. Чистые комплементы и субституты. Количество часов аудиторной работы: 4 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2. Тема 4. Теория выявленных предпочтенийПредпосылки теории выявленных предпочтений. Понятие выявленного предпочтения. Прямые и косвенные выявленные предпочтения. Принцип выявленных предпочтений. Слабая аксиома выявленных предпочтений (WARP), ее проверка. Сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP), ее проверка. Применения теории выявленных предпочтений: реконструирование кривых безразличия на основании информации о наборах, избираемых рациональным потребителем при различных уровнях цен; объяснение закона компенсированного спроса (отрицательного знака эффекта замещения) при помощи слабой аксиомы выявленных предпочтений; оценка благосостояния потребителей. Количество часов аудиторной работы: 12 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 14. Для выполнения заданий по текущему контролю - , подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 4. Тема 5. Оценка изменения благосостояния потребителяПотребительский излишек. Графическое и аналитическое выражение излишка (выигрыша) потребителя. Оценка изменений благосостояния потребителя при изменении цен с помощью потребительского излишка. Компенсирующая вариация дохода: определение, аналитическое и графическое представление. Компенсация по Хиксу в сравнении с компенсацией по Слуцкому: выбор экономической политики. Эквивалентная вариация дохода: определение, аналитическое и графическое представление. Расчет компенсирующей и эквивалентной вариации дохода. Компенсирующая, эквивалентная вариации и изменение потребительского излишка в случае квазилинейных предпочтений. Измерение изменения стоимости жизни с помощью индексов. Несопоставимость потребительских наборов. Индексы цен Ласпейреса и Пааше, Фишера. Индекс номинального дохода. Индекс Конюса. Количество часов аудиторной работы: 8 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 10. Для выполнения заданий по текущему контролю - 2, подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2. Тема 6. Выбор потребителя в условиях первоначальной наделенности.Понятие первоначального наделения («endowement»). Чистый и валовой спрос. Бюджетное ограничение в случае первоначального наделения. Изменения цен и изменения стоимости первоначального наделения. Сдвиги бюджетного ограничения. Эффект дохода, связанный с первоначальным наделением. Индивидуальное предложение труда. Бюджетное ограничение. Альтернативная стоимость досуга. Сравнительная статика: отсутствие однозначной связи между уровнем повременной ставки заработной платы и объемом предложения труда. Построение кривой индивидуального предложения труда. Воздействие на объем предложения труда введения повышенной ставки оплаты сверхурочных работ. Теория поведения домашних хозяйств. Потребительский выбор во времени. Функция полезности в моделях межвременного выбора. Межвременное бюджетное ограничение – двухпериодная модель. Оптимальный выбор во времени. Заемщики и кредиторы. Индивидуальное предложение сбережений. Воздействие изменения процентной ставки на уровень сбережений индивида. Количество часов аудиторной работы: 8 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 10. Для выполнения заданий по текущему контролю - 2, подготовки к семинарским занятиям 6, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2. Тема 7. Потребительский выбор в условиях неопределенностиЭкономика неопределенности и риска. Неопределенность как фактор потребительского выбора. Лотереи: простая, смешанная, редуцированная. Математическое ожидание выигрыша. Функция ожидаемой полезности Неймана-Моргенштерна. Теория ожидаемой полезности. Дискуссии вокруг модели ожидаемой полезности. Риск. Понятие риска и неопределенности по Найту. Различное отношение к риску в зависимости от вида функции полезности: антипатия, нейтральность, предпочтение. Измерение степени неприятия риска: индекс Эрроу-Пратта. Причины, виды, пути снижения риска. Спрос на страхование. Распределение и диверсификация риска. Количество часов аудиторной работы: 4 Общий объем самостоятельной работы и распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента: 4. Для выполнения заданий по текущему контролю - 1, подготовки к семинарским занятиям 1, выполнения домашней работы, задаваемой на семинарских занятиях – 2. Литература по разделу: Базовая: Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012. Гл. 3, 4, 5 Основная: Джейли Д.А., Рени Ф.Д. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник, 2011. Гл. 1, 2. Вэриан Х.Р. «Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход.» М: ЮНИТИ, 1997 г. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2004. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. «Микроэкономика». Санкт-Петербург. «Экономическая школа». 2010 г. Томпсон.А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998 г. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2008. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: Решение количественных и качественных задач и работа с кейсами на семинарах, решение задач на семинарах и в качестве домашних заданий. |
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины Философия Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... |