Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет Экономики
Программа дисциплины Экономическая история
для направления 080100.62 Экономика
Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «___»_____________2013 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________
|
| Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономическая история».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утверждённым 02.07.2010 http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;
Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым в 2011г.
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются:
- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики.
- постановка вопроса о месте России в этом процессе.
- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы
мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;
- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;
предмет и метод истории экономики;
периодизацию истории экономики;
место истории экономики в системе экономических наук;
хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;
основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных
и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;
применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.
Иметь навыки (приобрести опыт)
- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
- аналитического изложения материала; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общенаучная компетенция в части усвоения смысла основных исторических форм хозяйственной организации, понимания логики их преемственности.
| ОНК-1
| Демонстрирует способность анализировать социально-значимые проблемы и экономические явления в перспективе их исторической протяжённости.
Готов использовать основные закономерности теории исторической изменчивости экономических структур.
| Лекционный курс
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Самостоятельная работа
| Социально-личностная и общекультурная компетенция в области освоения критического мышления, обобщения информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.
Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса экономических изменений в региональном и всемирном масштабах, в долгосрочном и краткосрочном периодах.
| СЛК-1
СЛК-3
СЛК-4
СЛК-7
| Обладает культурным кругозором, умеет интерпретировать социально-экономичекие процессы в мире и своей стране.
Демонстрирует способности представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, критиковать (оценивать) позицию коллеги. Умение и готовность к кооперации с коллегами, понимание и объяснение выгодности кооперативных действий, работе в коллективе.
| Семинарские занятия, дискуссионные технологии, коллективные творческие работы
| Инструментальная компетенция в области компьютерных технологий и навыков поиска, чтения и общения
| ИК-1 ИК-2
| Демонстрирует способность работать с информацией в контексте учебного курса в глобальных компьютерных сетях, умеет пользоваться литературой на русском и иностранных языках
| Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом.
Выступления с докладами.
Самостоятельная работа
| Профессиональная компетенция в области сбора и анализа исходной информации
| ПК-1
| Владение начальными навыками научных исследований, методами историко- экономического анализа и интерпретации исторических данных по экономической истории, а также умением критически использовать существующие представления о тенденциях изменения хозяйственной ситуации для выработки позитивных и нормативных суждений о современной экономике отдельной страны и мирового сообщества в целом
| Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Выступления с докладами с использованием слайдов
Самостоятельная работа
|
|