Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет Экономики
Программа дисциплины Экономическая история
для направления 080100.62 Экономика
Автор программы: Офицеров-Бельский Д.В., кандидат исторических наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 2013 г. Зав. кафедрой А.А.Борисов _______________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ – Пермь «___»_____________2013 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________
|
|
Пермь, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономическая история».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым 02.07.2010, протокол №15;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым в 2013г.
2 Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются:
- дать системное представление об основных закономерностях и направлениях развития мировой экономической истории и направлениях развития мировой экономики;
- постановка вопроса о месте России в этом процессе;
- понимание эволюции экономических явлений и понятий, хронологии развития рыночных институтов, важнейших технических и технологических, а также организационно-управленческих инноваций;
- развитие аналитических способностей и умения находить причинно-следственные взаимосвязи.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: - закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы
мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории;
- основные понятия и категории исторической науки, закономерности развития общества и мышления;
предмет и метод истории экономики;
периодизацию истории экономики;
место истории экономики в системе экономических наук;
хронологию возникновения и развития важнейших экономических и политических процессов в мировой истории;
основные принципы исторического исследования, включающего сбор информации и работу с источниками.
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных
и социальных наук в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
уметь проводить сравнительный анализ процессов мировой истории и аналогичных процессов в истории России;
применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.
Иметь навыки (приобрести опыт)
- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;
- философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
- аналитического изложения материала; В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен понимать закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории
| СЛК-3
| Способен понимать закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической и интеллектуальной истории
| Лекционный курс
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Самостоятельная работа
| Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в
обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| СЛК-4
| Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в
обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
| Семинарские занятия, дискуссионные технологии; работа с рекомендованной литературой; выполнение письменных работ.
| Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| СЛК–1
| Демонстрирует способность работать с информацией в контексте учебного курса в глобальных компьютерных сетях, умеет пользоваться литературой на русском и иностранных языках
| Семинарские занятия; выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом; выступления с докладами; самостоятельная работа.
| Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| СЛК-12
| Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
| Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа
| Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| ПК-9
| Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
| Выполнение заданий, предполагающих пользование компьютером и интернетом; работа с рекомендованной литературой, выполнение письменных работ; выступления с докладами; самостоятельная работа
|
|