Скачать 464.37 Kb.
|
1 Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки: направления 080100.68 “Экономика” подготовки магистра для магистерской программы «Экономика». Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплиныСистемно изложить эволюцию и современные достижения пространственной экономики, включая основные теории, модели и методы решения задач размещения, организации пространства, а также экономического роста и развития территорий. Сформировать у студентов систему знаний, необходимых для профессионального анализа причин региональных (территориальных) неравенств, факторов размещения предприятий, территориальной концентрации и специализации производства, а также для оценки эффективности политик и инструментов территориального развития. Изучение теорий, моделей и методов увязывается в рамках курса с анализом эмпирических данных, примеров и кейсов из зарубежной и российской практики, демонстрирующих возможности и ограничения в применении изучаемых методов и моделей. Особое внимание уделяется пространственным аспектам экономки России, региональным различиям и их динамике, типологизации регионов и проблемных территорий. Студенты также приобретают знания об основных источниках и способах получения информации для территориального анализа экономики, развивают навыки поиска необходимых данных, оценки их достоверности и использования полученных данных при решении задач пространственной и региональной экономики. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина решает задачу подготовки магистрантов в таких областях знаний и практики как региональный экономический анализ, территориальное экономическое развитие, анализ местных рынков и обоснование размещения предприятий. Хотя такая специализация экономического образования успешно развивается за рубежом, в России она еще не получила широкого признания, в силу чего специалисты-практики, получившие образование по смежным специальностям (архитектура и градостроительство, регионоведение, государственное и муниципальное управление, теоретическая экономика, маркетинг и пр.) вынуждены повышать квалификацию и осваивать модели и методы пространственной экономики, необходимые для их образования и работы. Специалисты по территориальному анализу экономики должны владеть моделями и методами планирования и прогнозирования территориального развития, определять факторы и причины региональных неравенств, находить оптимальные решения задач пространственного развития. Это - базовые траектории разделов данного учебного курса. Для успешного освоения настоящей дисциплины обучающийся должен иметь предварительную подготовку в объеме бакалавриата или специалиста по следующим курсам: экономическая теория (микроэкономика и макроэкономика), эконометрика, информационные технологии. Освоение данного учебного курса может дополняться рядом курсов по выбору, например, курсами по территориальному стратегическому планированию, экономике города, инвестиционному планированию, региональным финансам и межбюджетным отношениям, прогнозированию социально-экономического развития территории, землепользованию и рынкам недвижимости, региональной экономической политике, анализу и моделированию транспортных систем, а также курсами, читаемыми на смежных магистерских программах (экономико-математическое моделирование, экономика инноваций, государственное и муниципальное управление). Образование в области городской и региональной экономики имеет междисциплинарный характер. Это предполагает формирование не только аналитических, но и организационно-управленческих и коммуникативных компетенций магистрантов, которые могут включаться в обоснование, проектирование и реализацию планов, программ и комплексных проектов территориального развития в составе соответствующих команд, создаваемых органами власти, исследовательскими, консалтинговыми или проектными организациями, а также крупными финансовыми, строительными, промышленными или транспортными компаниями. 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
7 Содержание дисциплиныТема 1. Введение в пространственную экономику: предмет, основные задачи дисциплины, основные понятия – 2 часа. Предмет и методы пространственной экономики. Основные понятия. Основные вопросы, на которые пытается ответить пространственная экономика. Место пространственной экономики в системе общественных наук. Основные теории пространственной и региональной экономики, их классификация. Значение пространственной экономики для региональной экономической политики и управления. Связь между теорией, прикладными исследованиями, разработкой и обоснованием региональных и местных экономических политик. Особенности пространственного развития современной экономики: обзор общемировых тенденций. Проблемы пространственного развития России. Неравномерность территориального развития: обзор зарубежных и российских данных. Тема 2. Теории и модели размещения, передвижений и организации пространства – 8 часов. Рассматриваются такие направления пространственной экономики как теории размещения сельскохозяйственного производства, размещения предприятий, размещения населенных пунктов и организации пространства, структуры землепользования и образования цен на участки городской земли. С системных позиций излагается история формирования теорий пространственной экономики: классические теории фон Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера и Г. Хотеллинга, теории «центральных мест» и пространственного равновесия В. Кристаллера и А. Леша, неоклассическая модель города В. Алонсо. Кроме того, студенты знакомятся с современными вычислительными методами и моделями пространственной экономики – оптимизационными, гравитационными и энтропийными моделями транспортных потоков и передвижений, позволяющими прогнозировать процессы расселения и размещения мест приложения труда, а также оценивать спрос на различные территории в рамках рассматриваемой системы расселения. Таким образом, тема включает следующие разделы: 1. Классические теории размещения; 2. Ранние теории организации пространства; 3. Пространственная модель города В. Алонсо; 4. Современные модели передвижений и размещения деятельности. Тема 3. Теории межрегиональной торговли – 4 часа. Применительно к региональной проблематике последовательно рассматриваются классические (теории абсолютных и относительных преимуществ), неоклассические (теория Хекшера-Олина) и «новые» (монополистическая конкуренция) теории торговли. На эмпирическом материале демонстрируется, что выводы неоклассической теории о выравнивании факторных цен и уровней экономического развития регионов в результате торговли не подтверждаются современной практикой. Более адекватные наблюдаемой реальности объяснения эффектов торговли предлагаются новой теорией торговли, учитывающей эффекты внутриотраслевой торговли и монополистической конкуренции. Изложение темы включает следующие разделы:
Тема 4. Модели и методы экономического роста и развития территорий – 4 часов. При изложении данной темы, во-первых, рассматриваются модели экономического роста, основанные на спросе, и их модификации и приложения для задач региональной и городской экономики. В частности, излагаются основные положения моделей Хойта, кейнсианской модели экспортирующего региона, модели импортирующего региона Харрода-Домара, а также взаимосвязь платежного баланса и экономического роста региона (закон Тирлвала). Далее изучаются модели «Затраты-Выпуск» В.В. Леонтьева и ее современные модификации в задачах прогнозирования развития местной и региональной экономики. Для всех моделей приводятся их достоинства и недостатки, обсуждаются возможности и условия их применения на практике, приводятся конкретные примеры оценки величины мультипликаторов, обоснования и оценки последствий принимаемых решений в сфере местной и региональной политики. В третьем разделе темы рассматриваются факторы и условия, обеспечивающие конкурентоспособность территории и ее экономическое развитие в долгосрочном периоде. Помимо труда и капитала рассматриваются такие факторы экономического роста региона и повышения его конкурентоспособности, как научно-технический прогресс (модели с экзогенным и эндогенным прогрессом), производство и распространение инноваций (теории полюсов роста и диффузии инноваций), внешняя и внутренняя экономия от масштаба в теории кластеров М. Портера. В качестве факторов и условий долгосрочного развития территорий рассматриваются человеческий капитал, формирование креативного класса, институты, социальный капитал и культура. Тема включает следующие разделы:
Тема 5. Анализ региональной динамики и региональных неравенств – 4 часов. Эта тема предполагает изучение как теории, так и эмпирических тестов, в частности, основанных на российских данных региональной статистики. Поэтому в начале освоения материала данной темы рассматриваются источники данных для регионального анализа и вопросы статистического учета на субнациональном уровне: организация системы статистического учета, международные требования и стандарты статистической отчетности, организация и структура региональной статистики в России. Даются ссылки и описание основных источников данных по региональной статистике. Рассматриваются проблемы формирования муниципальной статистики. Излагаются основные методы первичного статистического анализа экономики региона: построение индексов развития человеческого потенциала, методы типологизации регионов, оценка открытости экономики региона, расчет коэффициентов специализации и локализации, анализ структурных сдвигов (shift-share analysis). Обсуждаются проблемы статистического обеспечения современных исследований по пространственной экономике. Этот материал вводит студентов в проблематику информационного обеспечения прикладных исследований по региональной и пространственной экономике. При изучении основных теорий и моделей важно учитывать возможности их эмпирического тестирования и прикладного использования (эконометрического моделирования) с учетом имеющейся статистики. Далее обсуждается проблематика региональных различий в уровне социально-экономического развития и их статистического измерения: причины неравномерного развития территорий, теории и модели конвергенции и дивергенции регионов по уровню развития и их эмпирическое тестирование. Региональный рост и неравенство в условиях мобильности факторов производства рассматриваются для односекторной и двухсекторной моделей. Заключительные разделы темы посвящены прикладному анализу различий регионов России по уровню социального и экономического развития, а также изучению методик типологизации регионов и полученных с их помощью результатов, отражающих особенности пространственного развития России. Отдельно анализируется влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. на социально-экономическое положение регионов. Приведенные в этой части данные, с одной стороны, иллюстрируют проблематику неравномерности регионального роста и развития, обсуждавшуюся ранее на теоретическом уровне, и, с другой стороны, знакомят слушателей с особенностями пространственного развития и дифференциации экономического пространства России. Основные разделы темы:
- различия регионов России по уровню экономического развития; - различия регионов России по уровню социального развития; - типологии регионов; - российские регионы и кризис 2008-2009 гг. Тема 6. Агломерационные эффекты, пространственное развитие городов и агломераций – 6 часов. Рассматриваются основные модели новой экономической географии и их эмпирическое тестирование. Приводится модель Диксита-Стиглица-Кругмана образования агломераций в условиях монополистической конкуренции и экономии от масштаба. Анализируются отношения центр-периферия при возрастающей отдаче от масштаба и кумулятивной причинности. Излагаются модели новой экономической географии образования иерархии городов и организации пространства. Обсуждаются выводы новой экономической географии о причинах и закономерностях дивергенции и конвергенции территорий по уровню экономического развития. Обобщаются результаты эмпирического тестирования ряда положений и выводов новой экономической географии: эффекта домашнего рынка, роста факторных цен по мере увеличения рыночного потенциала, миграции факторов производства в регионы с высоким рыночным потенциалом, выбора места дислокации фирмы, множественности и неустойчивости равновесий. Тема включает следующие разделы:
Перечень тем семинарских занятий и вопросов для обсуждения и самостоятельной работы магистрантов |
Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров 210400. 68 «Радиотехника» Общие положения Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров 210400. 68 «Радиотехника», магистерская программа... | «Методы экспериментальных исследований в текстильной химии» Рабочая учебная программа составлена на основании стандарта подготовки магистров по направлению подготовки 240100 «Химическая технология... | ||
Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки 080100. 68 «Экономика» Важным элементом образовательного процесса подготовки магистров по направлению «Экономика» является государственная итоговая аттестация... | Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров... Общие положения Основная образовательная программа по направлению подготовки магистров 201000. 68 «Биотехнические системы и технологии»,... | ||
К Заявке на участие в конкурсе Методик проведения семинарских занятий... Методика опробирована в рамках подготовки специалистов, поскольку подготовка магистров на факультете начата только в 2009/2010 учебном... | Методические указания предназначены для магистров направления подготовки... Методические указания предназначены для магистров направления подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерская программа «Банковское... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Экономический факультет ... | ||
Уважаемые студенты и магистранты! ... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа дисциплины «Современная теория социальной коммуникации» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлению подготовки 400401 – «Юриспруденция», квалификация... | Образовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы... Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного... | ||
Образовательная программа подготовки магистров очно-заочной формы... Вкр) студентов, обучающихся по программам подготовки магистров очно-заочной формы обучения в Санкт-Петербургском филиале автономного... | 1. Теоретические аспекты менеджмента в России и их особенности… ... | ||
Программа подготовки и защиты магистерской диссертации 30 Список... Нормативные документы для разработки ооп по направлению подготовки магистров 080100. 68 «Экономика» 3 | Аннотации программ учебных дисциплин плана подготовки магистров по... Цель дисциплины формирование системной организации философского и научно-технического знания |