МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Специальность – 080801.65
Прикладная информатика (в экономике)
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Кафедра общественных дисциплин
Рубцовск – 2011
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта 2000 г., 52 мжд / сп.
2) Учебный план по специальности 080801.65 Прикладная информатика (в экономике), утвержденный от «23» мая 2011г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6.
Содержание УМК
1. Программа курса дисциплины «Экономическая социология»
1.1. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая социология» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Данный учебно – методический комплекс предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, написание реферативных работ, устный опрос, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных опросов - тестирований, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала.
Дисциплина изучается один семестр, после чего, в качестве контрольной точки проводится зачет.
Учебная дисциплина «Экономическая социология» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления. В «Экономической социологии» отражаются проблемы экономической теории и практики с точки зрения социологии, анализируются социально – экономическая структура и доходы, занятость и трудовая мобильность, трудовые конфликты, мотивация труда, отношения собственности и приватизации, поведение больших и малых групп людей и их психологии в экономической жизни и пр. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Курс экономической социологии ставит своей целью:
1. Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику (экономический аспект), раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
2. Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических направлений, школ и концепций;
3. Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социально – экономических проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.
Экономическая социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их экономико-социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, формирует знания в области основных законов развития современного общества, механизмов трансформации социальной и экономической структуры, системных изменений, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства. Экономическая социология помогает понять генезис межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя у студентов социально – аналитическое мышление, активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные. Задачи курса предполагают изучение:
основных этапов развития экономической социологии и современных направлений социально - экономической теории;
общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;
социальных и экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;
основных этапов культурно – исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;
социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля, понятия личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;
межличностных отношений в группах, природы лидерства и функциональной ответственности в группах;
механизма возникновения и разрешения различных видов социальных конфликтов;
культурно – исторических типов социально - экономического неравенства и стратификации, представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности и маргинальности;
основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;
представлений о методологии и методах социологического исследования. 1.2. Тематический план учебной дисциплины Очная форма обучения
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максимальная учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студента
| Всего
| Лекции
| практика
| семинары
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
30 баллов
| Раздел 1. Экономическая социология как наука.
| 30
| 14
| 6
|
| 8
| 16
| 1. Экономическая социология как научное знание.
| 12
| 6
| 2
| -
| 4
| 6
| 2. Краткая история становления и развития экономической социологии.
| 18
| 8
| 4
|
| 4
| 10
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ II
50 баллов
| Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.
| 88
| 44
| 16
|
| 28
| 44
| 3. Понятие социально – экономических групп и структур.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.
| 16
| 8
| 4
|
| 4
| 8
| 6. Социально – трудовая мобильность.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
| 9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.
| 12
| 6
| 2
|
| 4
| 6
|
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ III
20 баллов
| Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.
| 16
| 8
| 4
|
| 4
| 8
| 10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.
| 16
| 8
| 4
|
| 4
| 8
| Итоговый контроль
| Зачет
|
| Всего
| 134
| 66
| 26
|
| 40
| 68
|
Заочная форма обучения
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максимальная учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студента
| Всего
| Лекции
| практика
| семинары
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
| Раздел 1. Экономическая социология как наука.
| 30
| 4
| 2
|
| 2
| 26
| 1. Экономическая социология как научное знание.
| 14
| 2
| 2
| -
| -
| 12
| 2. Краткая история становления и развития экономической социологии.
| 16
| 2
| -
|
| 2
| 14
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ II
| Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.
| 90
| 6
| 6
|
| 0
| 84
| 3. Понятие социально – экономических групп и структур.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 6. Социально – трудовая мобильность.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
|
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ III
| Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.
| 14
| 0
| 0
|
| 0
| 14
| 10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.
| 14
| 0
| -
|
| -
| 14
| Итоговый контроль
| Зачет
|
| Всего
| 134
| 10
| 8
|
| 2
| 124
|
Заочная сокращенная (на базе СПО) форма обучения Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максимальная учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студента
| Всего
| Лекции
| практика
| семинары
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
| Раздел 1. Экономическая социология как наука.
| 30
| 4
| 2
|
| 2
| 26
| 1. Экономическая социология как научное знание.
| 14
| 2
| 2
| -
| -
| 12
| 2. Краткая история становления и развития экономической социологии.
| 16
| 2
| -
|
| 2
| 14
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ II
| Раздел 2. Социально - экономическая система, социальная структура и труд.
| 90
| 6
| 6
|
| 0
| 84
| 3. Понятие социально – экономических групп и структур.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 4. Социально- экономическая структура общества, доходы и общественное мнение.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 5. Социально – демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение.
| 14
| 2
| 2
|
| -
| 12
| 6. Социально – трудовая мобильность.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 8. Сущность, типы, структура трудового конфликта.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
| 9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда.
| 12
| 0
| -
|
| -
| 12
|
| Промежуточный контроль
| Устный опрос
| ДЕ III
| Раздел 3. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность.
| 14
| 0
| 0
|
| 0
| 14
| 10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение.
| 14
| 0
| -
|
| -
| 14
| Итоговый контроль
| Зачет
|
| Всего
| 134
| 10
| 8
|
| 2
| 124
|
1.3. Содержание учебной дисциплины ДЕ 1. Экономическая социология как наука. Тема 1. Экономическая социология как научное знание. Аудиторное изучение: Экономическая социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Определение места экономической социологии в системе наук. Категория «социальное» в предметной области социологии. Объект и предмет экономической социологии. Понятие научного метода экономической социологии: проблемный (диагностический), технологический, структурный, институциональный, оценочный. Структура экономической социологии. Основные методологические направления и школы в экономической социологии. Функции экономической социологии: две главных – экономическая, социальная, а также функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо – идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая и др. Категориальный аппарат экономической социологии: социальная психология, социальная гуманитарология, социальные физика и арифметика.
Самостоятельное изучение: Задачи экономической социологии. Значение дисциплины для экономического образования. Тема 2. Краткая история становления и развития
экономической социологии. Аудиторное изучение: Объективные предпосылки возникновения экономической социологии. Становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия. О.Конт – основатель социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно – исторического метода у О.Конта. Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Характеристика общественных организаций и социальных институтов. Социология марксизма. Теория общественно – экономических формаций. Социология Э.Дюркгейма. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие социальной аномии. Социология М.Вебера. Концепция «социального действия». Теория «рационализации». Феномен бюрократии. Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит. Л. Кетле – классик социальной статистики. П. Прудон: теория соотношения анархических идей и социально – экономического порядка. Торстен Веблен (социокультурные факторы в экономике). Дж. Р. Коммонс – представитель институционализма в экономической теории. В. Зомбарт – теоретик «организованного капитализма».
Социология в России: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года). Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского. Юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский). Социологические теории анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин). Социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд). Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий). Русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев). Генетическая социология (М.М.Ковалевский). Эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин). Марксистское направление в русской социологии.
Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов). Чикагская школа. Доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).
Самостоятельное изучение: Современный этап развития социологии: неомарксизм; концепция постиндустриального общества Д.Белла; социологические концепции Н.Лумана, Э.Гидденса; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; постмодернизм; структурно – функциональный анализ (Дж.Александер); феноменология; структурная социология Э.Тирикьяна. ДЕ II. Социально – экономическая система, социальная структура и труд. Тема 3. Понятие социально – экономических групп и структур Аудиторное изучение: Понятие социально – экономической группы. Совокупность социально – экономических групп как основа социально – экономической структуры общества. Основания социально – экономической стратификации: занятость, ее мера и вид; специфика труда; особенности трудовой деятельности; отношение к собственности на средства производства; формальный или неформальный характер труда; доходы, их мера и источники; легитимность труда; образование и квалификация; престижность. Объективные и субъективные социально – экономические группы. Стратегические модели социально – экономических структур: межклассовая модель, внутриклассовая модель, надклассовая модель. Типология социально – экономических групп: традиционные и новые, доминирующие группы, маргинальные группы, проблемные группы, закрытые, открытые, переходные группы, номинальные и реальные группы. Конкретные социально – экономические группы: рабочий класс, интеллигенция, служащие, бюрократия, менеджеры, мелкие и средние предприниматели.
Самостоятельное изучение: динамика социально – экономической группы; значение социально – экономических групп для функционирования социальной структуры общества. Тема 4. Социально – экономическая структура общества, доходы и общественное мнение. Аудиторное изучение: Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации: теория классовой структуры общества К.Маркса, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Т.Маршалла, Э.Райта, Р.Дарендорфа. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Основные критерии стратификационного деления (образование, престиж профессии, доход, богатство, степень принадлежности к власти). Три метода деления общества на страты (субъективный, репутационный, объективный). Четыре основных страты современного общества: высший, средний, рабочий, низший (андеркласс).
Социальная картина распределения доходов. Понятие дохода. Типы доходов занятых и безработных, представителей разных профессий, собственников и наемных работников, имеющих и не имеющих образование, приближенных к власти, жителей разных регионов, города и деревни, мужчин и женщин, молодежи и пожилых лиц. Социальная картина и условия распределения доходов. Типы социально – экономических структур по критерию дохода. Социальные факторы доходов. Доходы и девиантное поведение. Доходы и социальный контроль. Социальные последствия доходов. Социальные взгляды на бедность и богатство. Категории бедности и богатства. Категории общественного мнения, отражающие социально – экономическую структуру: имидж групп в сознании общества; групповая солидарность; экономическая идеология групп; мнения групп; социальная идентификация.
Самостоятельное изучение: Маргинальные процессы в сфере доходов граждан.
Тема 5. Социально- демографические особенности, факторы и противоречия занятости. Безработица и социальное поведение. Аудиторное изучение: Понятие занятости в социально – экономическом знании. Дискриминация женщин в трудовых отношениях. Проблемы женской безработицы. Молодежь и безработица. Образование как способ смягчения проблемы молодежной занятости. Теория и опыт социологических исследований безработицы и социального поведения. Социально – экономические функции безработицы. Общественные настроения по поводу безработицы. Эгоизм наемного работника. Эгоизм работодателя. Субъективизм в кадровых решениях. Конкуренция и солидарность в трудовом коллективе как социально – психологическая проблема. Противоречия социальной защиты безработных. Особенности переживания безработицы и их факторы (интегративный подход). Поведение безработных. Фактор потребительской психологии как механизм регулирования занятости и безработицы.
Самостоятельное изучение: Возрастные группы и занятость (демографические особенности). Тема 6. Социально – трудовая мобильность. Аудиторное изучение: Понятие социально – трудовой мобильности. Типы перемещений: меж – и внутрипоколенные перемещения; горизонтальные и вертикальные перемещения; внешние и внутренние; единичные и групповые перемещения; разовые и перманентные перемещения; вынужденные и добровольные перемещения. Методы анализа социально – трудовой мобильности. Факторы социально – трудовой мобильности: общие социально – экономические причины и мотивы; социально – культурные модели и особенности профессиональных ориентаций; образование и его доступность; возраст и стаж работы; семейное положение и обстоятельства; отношение к конкуренции и профессионально – трудовая самооценка; информированность; принципиальное отношение к работе и привязанность к коллективу.
Самостоятельное изучение: Миграция как вид социально – трудовой мобильности. Причины и виды трудовых миграций. Социальный состав трудовых мигрантов в современной России. Тема 7. Социология организаций. Социальный анализ организационно – трудовых отношений. Аудиторное изучение: Понятие социальной организации. Социальные формы организаций: семейная, официальная, общинная, социально – трудовая, социально – профессиональная, социально – экономическая, социально – демографическая; социально – культурная, социально – психологическая, социально – политическая, социально – статусная; организация социальной защиты; организация социальной идентификации и принадлежности; организация социальной регуляции; организация общения. Организация с точки зрения типов социальных групп (малая группа, формальная группа, длительно – существующая группа, референтная и нереферентная группа). Влияние стиля работы, неформальных групп, сплоченности, персонального состава, коммуникации на организационно – трудовые отношения людей. Понимание ситуации, характер людей, личные отношения, режим труда, пространственная взаиморасположенность, статусные различия, заинтересованность, культура, контроль - как социальные факторы, определяющие характер трудовых отношений.
Самостоятельное изучение: Организационные формы гуманизации труда: определенность и справедливость задач и функций, участие в управлении, достаточность и открытость информации, условия самореализации, перемена видов трудовой деятельности, взаимозаменяемость работников, нормальный уровень специализации, укрупнение операций, освобождение режима труда, автономизация задач и функций. Тема 8.Сущность, типы, структура трудового конфликта. Аудиторное изучение: Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте.
Понятие социального и трудового конфликта, организационно – трудовых противоречий, конфликтной ситуации. Типы трудовых конфликтов: открытые, закрытые, межиндивидуальные конфликты, прямые, первичные и пр. Понятие конфликтного поведения. Негативные и позитивные последствия трудовых конфликтов. Причины трудовых конфликтов (объективные, субъективные). Конкретные причины трудовых конфликтов: проблемы распределительных отношений, сложности функционирования взаимодействия, ролевые противоречия, сугубо деловые разногласия, раздел вины и ответственности, лидерство, ненормальные условия труда, несовместимость, половозрастной состав организации, социальные различия. Разрешение трудового конфликта: факторы сложности, модели, типы, формы и дисфункции поведения. Факторы, обусловливающие сложность трудового конфликта: масштаб конфликта, длительность конфликтной ситуации, новизна или стандартность конфликта, объективные или субъективные причины конфликта. Формы разрешения трудового конфликта: реорганизация организационно – трудового порядка, информирование о конфликте и пропаганда выхода из него, трансформация конфликта в состояние переговоров, отвлечение от конфликта и перенос внимания на объединяющие смыслы конфликтующих сторон, исключение конфликтующих сторон из трудовых отношений, решение в пользу большинства (компромисс).
Самостоятельное изучение: Автономный, общеорганизационный, самостоятельный, публичный, административный типы разрешения трудового конфликта. Тема 9. Инновационное и отклоняющееся трудовое поведение. Социальный контроль в сфере труда. Аудиторное изучение: Основные категории инновационного поведения. Основные категории, отражающие инновационное поведение: инновационные настроения, культура и антикультура инноваций, инновационная конфликтность, социальная инерция, оптимизм и пессимизм в инновациях, инновационные ожидания, факторы группового действия в инновациях. Социально – позиционный анализ инновационного поведения. Социально – трудовые роли. Отклоняющееся трудовое поведение: сущность и факторы. Причины организационно – трудовых отношений: вынужденность обстоятельствами, ограниченность способностей к нормальному поведению, неосведомленность, социально – сравнительный мотив, инновации, неучастие в управлении, отсутствие контроля.
Самостоятельное изучение: Внешний и взаимный контроль, самоконтроль, сплошной и избирательный контроль, содержательный и формальный контроль, открытый и скрытый контроль в сфере труда. ДЕ III. Удовлетворенность трудом и социальная удовлетворенность. Тема 10. Факторы удовлетворенности трудом. Теория мотивации труда. Стимулирование труда и трудовое поведение. Аудиторное изучение: Удовлетворенность трудом как оценочное отношение людей к собственной трудовой деятельности. Структура и уровневые типы удовлетворенности трудом. Структура удовлетворенности трудом: физическая среда, эстетическая среда, инфраструктура «соцкультбыта», режим и график работы, интенсивность и сложность труда, содержательность, квалификация, уровень организации труда, зарплата и пр. Факторы удовлетворенности трудом: объективные характеристики трудовой деятельности, субъективные особенности восприятия и переживания, квалификация и образование, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла, информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда, административный режим в организации, поддержание положительной оценки и самооценки, уровень ожидания, официальное и публичное внимание к проблемам труда, мнение экспертов и общественное мнение. Сущность, виды и уровни мотивов и мотивации в сфере труда. Основные социальные и моральные потребности и их мотивационно – трудовые значения.
Самостоятельное изучение: Сущность, целевая структура, разновидности стимулирования и их проявление в сфере труда. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование. Жесткое и либеральное стимулирование. Актуальное и перспективное стимулирование. Условия эффективности стимулирования труда. Социально – сравнительный мотив и стимулирование труда. Потребительский мотив и стимулирование труда. 1.4. Содержание семинарских занятий
|