Скачать 2.35 Mb.
|
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Кафедра экономической теории и экономической политики Учебно-методический комплекс по дисциплине ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Уфа – 2007 Территориальная организация населения: Учебно-методический комплекс. – Уфа: РИО БАГСУ, 2007. - 158 с.
Составители: Галин Р.А., кандидат экономических наук Назарова У.А., кандидат экономических наук Скрябина Я.А., научный сотрудник Учебно-методический комплекс по дисциплине «Территориальная организация населения» подготовлен в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление. В учебно-методическом комплексе раскрыто содержание основных тем изучаемой дисциплины, приведены базовые категории и определения, даны задания для практических занятий, тесты по каждой теме, список литературы для подготовки к занятиям. Практической составляющей выступает комплекс аналитических заданий для самостоятельной работы студентов. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ. Галин Р.А., Назарова У.А., Скрябина Я.А., составители, 2007 Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из существенных признаков населения выступает его привязанность к территории. Однако в течение длительного времени изучение проблем населения ограничивалось рамками только дисциплины «Демография». Поэтому важнейшие функции населения в качестве потребителя и производителя материальных благ полностью не раскрывались. В частности, вне учебного плана оказались такие важные проблемы как «Размещение и расселение населения», «Разделение труда», «Кооперация труда», «Миграция населения». Необходимость изучения курса «Территориальная организация населения» обусловлена: - огромной территорией страны, ее разнообразными природно-климатическими условиями; большими запасами природно-ресурсного потенциала; - ухудшением демографической ситуации в стране и в большинстве ее регионов; - крайне неравномерным расселением населения; - внешними и внутригосударственными миграционными процессами, не отвечающими экономическим интересам государства; - сложившимся разделением труда, не учитывающим различия в природно-экономических условиях регионов; - отсутствием четкой региональной политики, отвечающей интересам государства, бизнеса и населения; - отсутствием комплексности развития регионов, не учитывающего рациональное использование природно-ресурсного, демографического, трудового потенциала; - своеобразием административно-территориального деления России; - отставанием развития ряда отраслей (машиностроение, химическая промышленность, легкая, пищевая промышленность, АПК и др.) от современных требований научно-технического прогресса.
Цели дисциплины Современные исследования территориальных проблем главным образом охватывают размещение природных ресурсов, отраслевое размещение производства. Они находят отражение в курсах «Регионалистика», «Экономическая география», «Размещение производительных сил» и некоторых других. Слабое раскрытие или отсутствие в них разделов, посвященных населению и трудовым ресурсам, снижает их комплексность и не позволяет целостно изучить регионы России. Такой подход делает территорию страны обезлюдившей, мертвой. Курс «Территориальная организация населения» наряду с проблемами природно-ресурсного потенциала, территориальной организацией отраслей экономики большое внимание уделяет анализу экономического районирования, проблемам административно-территориального деления страны, природно-ресурсного, демографического и трудового потенциалов, что дает возможность изучить регионы России комплексно. Такой подход продиктован и тем, что, во-первых, в новом столетии заметно ухудшилась демографическая ситуация в стране, усугубились проблемы размещения населения по территории страны. Во-вторых, в новых условиях перехода на постиндустриальное развитие существенно выросла роль человеческого фактора, что тесно связано с демографическим развитием страны и ее регионов. В-третьих, регионы России чрезвычайно дифференцированы по плотности населения, обеспеченности трудовыми ресурсами и природно-ресурсным потенциалом. Целью изучения дисциплины «Территориальная организация населения» является теоретическая подготовка студентов по комплексному рассмотрению организации территорий с учетом расселения населения, природно-ресурсного и социально-экономического потенциала регионов; а также формирование территориально-пространственного мышления, которое необходимо для эффективного использования всех имеющихся территориальных ресурсов. Основное внимание при изучении курса «Территориальная организация населения» сосредоточено на трех ключевых группах вопросов:
Программа предусматривает лекционные и практические занятия, самостоятельную подготовку студентов, тестовый контроль и аттестацию в форме экзамена. Учебно-методический комплекс содержит список рекомендуемой основной и дополнительной литературы и словарь, составленный из наиболее широко употребляемых терминов и понятий при изучении данной дисциплины. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы аудита» Опд. В. Оо сд. Учебно–методический комплекс включает в себя тематический план, содержание курса, вопросы и задания для семинарских... | Тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | Тематика семинарских занятий и методические указания по подготовке... ... | ||
Учебный курс культурология Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной... | Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Криминология» содержит следующие разделы | ||
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Тесты и глоссарий. Предназначен для студентов всех форм обучения... Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Правоохранительные органы» содержит следующие разделы | ||
Использование тестовых заданий на уроках английского языка у детей... Тесты предназначены для работы на учебных занятиях, для проведения собеседований по контрольным работам, а также для самостоятельной... | Методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,... | Методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов,... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение» |