ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Р. А. Валеева
ИСТОРИЯ
ЯЗЫКА И ПИСЬМЕННОСТИ
В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Уфа 2011 УДК 811
ББК 81.2-03 я73
В15
Рецензент: Т. А. Кильдибекова, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Башкирского государственного университета
Валеева, Р. А.
В15
| История языка и письменности в мировой культуре : учеб.-метод. комплекс / Р. А. Валеева. – Уфа : БАГСУ, 2011. – 67 с.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение».
Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекций и практических занятий, методические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов, примерный перечень вопросов к зачету, а также список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы.
|
Валеева Р. А., 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка..............................................................................
| 4
| Рабочая программа дисциплины...............................................................
| 5
| Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов......................................................................................................
| 10
| Учебно-методические материалы лекционного курса
и практических занятий.............................................................................
| 13
| Методические указания по выполнению контрольной работы..............
| 61
| Методические рекомендации для преподавателей.................................
| 62
| Вопросы для подготовки к экзамену........................................................
| 63
| Приложение.................................................................................................
| 68
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «История языка и письменности в мировой культуре» предназначена для студентов, обучающихся по направлению 034700.62 – «Документоведение и архивоведение». Дисциплина входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессиональ-ного образования.
Объектом профессиональной деятельности документоведа и архивоведа является текст документа. Специалисту данного профиля приходится имеет дело с текстами разных национальных языков и разных исторических эпох.
Учебно-методический комплекс дает общенаучные и лингвистиче-ские сведения о происхождения языка и истории развития национальных языков, об истории возникновения и развития письма, обеспечивает глубокое понимание практических вопросов орфографии и пунктуации, а также вводит студентов в философские, исторические и культурологи-ческие проблемы речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности.
Курс имеет междисциплинарный характер, поскольку соединяет в себе материал ряда научных отраслей: языкознания, истории, культурологии, теории информации.
Важным аспектом дисциплины является соотношение диахронии и синхронии при рассмотрении ключевых тем. Поскольку язык – динамическое и социальное явление, многие вопросы рассматриваются с позиций исторической и социальной изменчивости.
Письмо как важнейшее достижение человеческой цивилизации позволяет зафиксировать языковую информацию для ее передачи и хранения. Современное письмо, несмотря на современные технические и технологические достижения, позволяющие хранить речь и воспроизводить ее, не только не утрачивает своего былого значения, но упрочивает и расширяет свои возможности. Информационные технологии способствуют совершенствованию средств письменной речи и раскрытию неиспользованных возможностей фиксации, передачи и хранения информации.
Учебно-методический комплекс «История языка и письменности в мировой культуре» предполагает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Программа курса разработана на основе деятельностного подхода и представляет собой коммуникативно ориентированный комплекс обучения. Необходимая теоретическая информация излагается преимущественно в форме поискового проблемного содержания, а также дается с использованием форм репродуктивного характера (например, сравнение, наблюдение, анализ текста). Практические занятия предполагают активные методы и формы деятельности студента: дискуссия, работа с текстом, моделирование изучаемой ситуации.
Необходимым условием для успешного усвоения дисциплины является школьная база знаний по русскому языку, иностранным языкам, истории, информатике.
Изучению курса должно сопутствовать изучение дисциплины «Русский язык и культура речи». Изучение курса обеспечивает успешное усвоение дисциплин профессионального цикла, таких как «Стилистика письменной речи», «Редактирование служебных текстов», «Документоведение», «Архивоведение».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Цель курса – изучить историю возникновения и развития языка и письменности в разных ареалах Земли, современное состояние письменных культур и способы хранения информации, а также особенности славянской письменности и русского алфавита для формирования важнейшей профессиональной компетенции - эффективной работы с документным и архивным текстом.
Задачи курса:
– рассмотреть вопрос о происхождении человеческого языка, историю формирования русского национального языка;
- дать представление о процессе возникновения и развития письменности; познакомить с древнейшими памятниками письменности;
– сформировать понятие о письме как знаковой (графической) системе фиксации звучащей речи, позволяющей с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени;
– определить специфику различных форм начертательного письма;
– дать представление об алфавите как системе письменных знаков, передающей звуковой облик слов языка посредством символов и познакомить с конкретными древними и современными алфавитами;
– сделать обзор истории славянской письменности, создания древней кириллической азбуки и развития современного русского алфавита;
- изучить систему и принципы русской графики;
– изучить принципы современной русской орфографии и пунктуации;
– дать понятие транскрипции и транслитерации;
- изучить требования ГОСТ 7.79-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом».
Студент, освоивший дисциплину, должен знать:
- виды письменности;
- основные графические системы языков мира;
- графические особенности кириллицы;
- историю русского алфавита;
- принципы русского правописания;
- принципы транскрипции и транслитерации.
В ходе изучения курса студент должен приобрести следующие практические умения при работе с текстом документа и архивным текстом:
- анализировать особенности современного русского письма на основе принципов русского правописания;
- иметь автоматические навыки правописания;
- определять принадлежность нерусского письменного текста к виду графической системы и исторической эпохе;
- транслитерировать языковой письменный текст средствами кириллицы и латиницы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.79-2000.
Объемы учебной нагрузки и виды учебной работы по дисциплине
№
| Направление
| Итоговая аттестация
| Аудиторные занятия
| СРС
| Всего
| Всего
| Лекции
| Практ. курс
| 1.
| Документоведение и архивоведение
3,5 года
| экзамен
| 4
| 2
| 2
| 104
| 144
| 2.
| Документоведение и архивоведение
5 лет
| экзамен
| 14
| 10
| 4
| 94
| 144
| Форма контроля: контрольная работа
|
Учебно-тематический план дисциплины по направлению 034700.62
«Документоведение и архивоведение» для студентов, обучающихся на базе высшего профессионального образования (срок обучения 3,5 года)
Наименование тем
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| Практ.
курс
| СРС
| 1. Происхождение языка и его эволюция
| 15
| -
| -
| 15
| 2. Возникновение письменности и этапы ее развития
| 15,5
| 0,5
| -
| 15
| 3. Славянская письменная культура
| 12
| -
| -
| 12
| 4. История русского алфавита
| 12
| 0,5
| -
| 12
| 5. Русская графика и ее принципы.
ГОСТ 7.79-2000
| 21
| 0,5
| 1
| 20
| 6. Принципы русского правописания
| 23
| 0,5
| 1
| 20
| ИТОГО
| 144
| 2
| 2
| 104
|
Учебно-тематический план дисциплины подготовки бакалавров
по направлению 034700.62 «Документоведение и архивоведение»
для студентов, обучающихся на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования (срок обучения 5 лет)
Наименование тем
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| Практ.
курс
| СРС
| 1. Происхождение языка и его эволюция
| 11
| 1
| -
| 10
| 2. Возникновение письменности и этапы ее развития. Фонографическое письмо
| 13
| 1
| -
| 12
| 3. Славянская письменная культура
| 13
| 2
| -
| 12
| 4. История русского алфавита
| 17
| 2
| 1
| 15
| 5. Русская графика и ее принципы.
ГОСТ 7.79-2000
| 18
| 2
| 1
| 15
| 6. Принципы русского правописания
| 18
| 2
| 2
| 15
| ИТОГО
| 144
| 10
| 4
| 94
|
Содержание дисциплины
Тема 1. Происхождение языка и его эволюция
Предмет курса, цели и задачи. Многоаспектный характер дисциплины. Социальная природа языка и речевой деятельности. Синхрония и диахрония в языке. Языкознание и теория информации. Национальный язык как система кодирования и фиксации информации. Связь языкознания с историей и культурой. Письменный текст как средство изучения истории и мировой культуры. Письменный текст как объект профессиональной деятельности документоведа и архивоведа.
Вопрос о происхождении человеческого языка в современной науке. Основные гипотезы происхождения языка.
Формирование национальных языков. История формирования русского языка. Праславянская общность. Восточные, западные, южные славяне. Древнерусский язык. Современный русский язык. Литературный язык и текст документа.
Русский язык и языки мира. Русский язык как международный и как язык межнационального общения. Языковая ситуация в Республике Башкортостан.
|