Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика»





Скачать 248.13 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика»
Дата публикации05.03.2015
Размер248.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Н.Ю. Ларькина
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов очной формы обучения специальности

010800.62 – Радиофизика

Издательство


Тюменского государственного университета

2008

УДК 159.942 (07Л.8)

ББК Ю953 я 75

К 259
Н.Ю. Ларькина. Психология общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 010800.62 – Радиофизика Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 22 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика». Он направлен на формирование и закрепление у будущих специалистов в сфере производства и науки умений и навыков применения психологических знаний в ситуациях связанных с их профессиональной деятельностью. Издание содержит пояснительную записку к дисциплине, тематический план дисциплины, с подробным планом лекционных занятий, темы рефератов, примерный перечень вопросов к зачету, список литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психологический практикум [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В.Кухтерина, к.психол.н., доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: И.Ю.Томус, к.мед.н., доцент.

Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент.




© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.

  1. Пояснительная записка


Психология общения является дисциплиной по выбору в подготовке студентов специальности «Техника и физика низких температур», «Теплофизика», «Физика».

Учебно-методический комплекс включает: тематический план дисциплины, с подробным планом лекционных занятий; темы рефератов; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к зачету.

В рамках курса раскрываются современные представления о природе активности человека в сфере общения. Изучаются различные стратегии эффективного взаимодействия специалиста; рассматриваются тактики преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций; формируются представления о психологической составляющей общения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения» не имеет государственного образовательного стандарта и разработан в соответствии с требованиями к подобным учебно-методическим разработкам.
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Дисциплина «Психология общения» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, усвоенных студентами по гуманитарным дисциплинам: «Философия», «Обществознание» «Культурология». Студенты должны иметь определенные представления: о психологии, об особенностях динамики группы, о взаимодействии индивидов в группе, об особенностях формирования и развития коммуникативных связей, о характерологических особенностях личности в конкретных социальных условиях. Курс строится на основе выделения и рассмотрения в общении трех его сторон: перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Акцент делается на феноменологии и практике профессионального общения. Приобретаемые знания и умения являются необходимыми условиями успешности студентов физиков в будущей профессиональной деятельности.
Цель данного курса создать будущим специалистам условия для овладения социально-психологическими знаниями, научными методами и приемами делового общения.
Задачи курса:

  1. Сформировать у студентов представления о психологии общения в целом.

  2. Научить студентов анализировать различные ситуации межличностного общения.

  3. Способствовать формированию у студентов навыков профессионального общения.

  4. Обеспечить понимание студентами своих возможностей и ограничений в сфере общения.

  5. Ознакомить с фундаментальными психологическими закономерностями взаимодействия человека с другими людьми и внешним миром.

  6. Сформировать понимание поведения человека как проявления его системы отношений к себе и другим.

  7. Познакомить с основными средствами эффективного общения.


Трудоемкость дисциплины. Данный курс рассчитан на 80 часов, из которых 36 лекционных и 44 часа для самостоятельной работы. В конце изучения дисциплины студентам предстоит сдать зачет.
2.Тематический план изучения дисциплины





Наименование тем

Лекция

(час)

Cамостоят. работа (час)

1.

Общение как социально-психологи-ческая проблема

2

3

2.

Понятие и виды общения

2

3

3.

Роль общения в психическом развитии человека

2

3

4.

Техника и приемы общения. Барьеры в общении

2

3

5.

Развитие общения

2

3

6.

Структура общения. Перцептивная сторона общения

4

4

7.

Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие

4

4

8.

Коммуникативная сторона общения

4

4

9.

Вербальные и невербальные средства. "Средства общения" (инструментальная сторона общения)

4

4

10.

Формы и этапы делового общения

2

3

11.

Манипулятивное общение

2

3

12.

Деформации общения

2

3

13.

Стратегии поведения в конфликтах

4

4




ВСЕГО: 80 часов

36

44


3.Содержание тем курса
ТЕМА 1. Общение как социально-психологическая проблема

Определение общения, его содержания, целей и средств. Функции общения. Отличие общения человека от общения животных. Структура общения. Общение как инструмент профессиональной деятельности. Основные подходы к изучению коммуникации. Определение общения. Основные понятия общения. Инструментальные, психологические, социально-психологические, социальные функции общения. Классификации видов общения. Различные основания для выделения видов общения. Стили общения. Формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное общение. Особенности делового общения.
Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме

1. Общение это:

А) форма интеллектуального развития активности человека

Б) вид активности, который формирует и развивает человека, как личность

В) процесс передачи и получения информации

2. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижения определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели – это:

А) деловое общение

Б) межличностное общение

В) бытовое общение

3. Косвенное общение:

А) связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения

Б) предполагает личный контакт и непосредственное восприятие друг друга в самом акте общения

В) осуществляется через посредников, которыми выступают другие люди

Самостоятельная исследовательская работа: провести сравнительный анализ общения у человека и животных.
ТЕМА 2. Понятие и виды общения

Дифференциация общения: по содержанию общения; по целям общения; по средствам общения. «Контакт масок». Примитивное общение. Формально-ролевое общение. Деловое общение. Духовное, межличностное общение. Манипулятивное общение. Светское общение.
ТЕМА 3. Роль общения в психическом развитии человека

Необходимость общения для психического развития человека. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека. Общение и развитие человека как личности.

Самостоятельная исследовательская работа: проанализируйте содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ТЕМА 4. Техника и приемы общения. Барьеры в общении

Понятия техники и приемов общения. Техника и приемы общения на разных его этапах. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения. Барьеры в общении. Понятие и виды: ситуативный (обусловленный особенностями ситуации); личностный (обусловленный особенностями субъекта общения). Причины возникновения ситуативных барьеров: социокультурные различия, отсутствие определенных поведенческих навыков, нестандартность ситуации, несовпадение информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам и пр. Причины возникновения личностных барьеров: действие ограничивающих установок и стереотипов, эмоциональная ригидность, низкий уровень коммуникативной толерантности (характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию). Понятие "конгруэнтность".

Самостоятельная исследовательская работа: найдите в литературе описания развития общения у детей.
Тема 5. Развитие общения

Филогенетические и онтогенетические аспекты общения. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.
ТЕМА 6,7. Структура общения. Перцептивная сторона общения

Общение как социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Закономерности и эффекты передачи информации в процессе общения. Факторы, определяющие социальное восприятие в общении. Механизмы и формы восприятия и понимания. Социальные стереотипы в общении. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Эффекты межличностной перцепции. Понятие феноменальной и каузальной атрибуции в межличностном восприятии. Возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции. Условия и факторы, влияющие на точность и адекватность межличностного восприятия. Закономерности формирования первого впечатления. Влияние на межличностную перцепцию прошлого опыта, характера взаимоотношений и личностных свойств участников общения (проективные механизмы, стереотипизация, имплицитные теории личности и др.).

Самостоятельная исследовательская работа

1. Приведите примеры каузальной атрибуции в процессе социального восприятия.

2. Подберите литературные примеры социально-перцептивных искажений, их влияние на процесс общения и отношения между персонажами.

3. Покажите на конкретных примерах, как именно имплицитные теории личности влияют на восприятие человека человеком.
ТЕМА 8,9. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие

Сущность взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия в общении. Методы и средства воздействия на партнера по общению. Взаимодействие как деятельность. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Виды интеракций. Воздействие и влияние. Личное влияние, власть и лидерство. Основные стратегии и формы влияния. Типы личного влияния. Защита от влияния.

Самостоятельная исследовательская работа

1. Теоретически разработайте перечень признаков влияния одного субъекта общения на другого субъекта.

2. Опишите ситуацию общения, в которой произошло влияние одного субъекта общения на другого субъекта (или произошло взаимовлияние). По каким признакам вы это определили? Что говорит об этом? Какие стратегии и формы влияния использовались? Каков характер этого влияния (обоснуйте)? Дополните первоначальный список признаков.
ТЕМА 10,11. Коммуникативная сторона общения

Коммуникативный процесс в деловом общении. Средства коммуникации. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Общение как коммуникация. Кинесика, такесика, проксемика общения. Невербальное общение в профессиональной деятельности. НЛП в общении. Вербальные средства общения. Коммуникация как обмен информацией. Понятие коммуникативной цепи. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Обратная связь в процессе коммуникации.

Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме

1. Процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого – это:

А) коммуникативная сторона общения

Б) социальная перцепция

В) межличностное общение

2. Успех при коммуникативном общении возможен если:

А) если партнёры по общению однополы

Б) партнёры обладают единой системой кодировки информации

В) партнёры умеют жестикулировать

3. Манера поведения партнера влияет на формирование фактора … в общении.

А) превосходства

Б) привлекательности

В) отношение к наблюдателю

Самостоятельная исследовательская работа

1. Проиллюстрируйте фрагментами из литературных произведений движение информации по коммуникативной цепи - от замысла до понимания.

2. В ходе выполнения упражнения на коммуникацию определить, какие коммуникативные барьеры возникают.

3. В группах разработайте критерии эффективности обмена информацией. Отработайте технику активного слушания «Парафраз».

ТЕМА 12,13. Вербальные и невербальные средства. "Средства общения" (инструментальная сторона общения)

Понятие "средства общения" (инструментальная сторона общения). Вербальные и невербальные средства. Особенности кинесики невербального общения. Жесты, их виды. Жесты – иллюстраторы, (показывающие картины рассказа), жесты «регуляторы» (направление, кивки, выражение отношения говорящего к чему-либо или кому-либо), демонстрирующие жесты (эмблемы, заменители слов или фраз), жесты - адаптеры (специфические привычки, связанные с движениями рук), жесты - эффекторы (выражение эмоций через движение тела). Функции жестикуляции; оценка; демонстрация уверенности; выражение нервозности, неуверенности; осуществление самоконтроля; ожидание; отрицание; выражение расположения, доминирования, отражение неискренности. Позы (как расположение тела в пространстве относительно партнера, их виды: открытые, закрытые), походка человека, позиции (положения) тел в общении -дополнение к информации о жестах. Расстояние и зоны дистанции (интимная, личная или персональная, социальная или деловая, публичная). Мимика (экспрессия лица): динамика мышц лица (подвижность - неподвижность, своевременность -несвоевременность, адекватность - неадекватность). Мимические коды эмоциональных состояний человека. Основы чтения языка жестов. Межнациональные различия в невербальном общении.

Коммуникативная сторона общения (особенности вербального общения). НЛП и проблемы общения. Репрезентативные системы общающихся. Индикация состояний внутреннего мира по невербальным сигналам в НЛП. Работа с сознанием и поведением человека в НЛП.
Вербальные средства общения: слова (значение и смысл слова; слово - образ и слово - понятие). Звуковые характеристики речи: высота голоса, тембр, темп, ритм, модуляции, интонации, дикция, артикуляция. Паралингвистические феномены общения: вздохи, "хмыканья", смех, шепот, плач (всхлипывания), паузы.

Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме

1. Вербальное общение подразумевает:

А) использование жестов, мимики, телесного контакта

Б) использование системы слов

В) использование системы слов и жестов

2. Какому виду атрибуции характерно приписывание причины лицу, совершившему поступок:

А) субъективная атрибуция

Б) личностная атрибуция

В) объективная атрибуция

3. Партнёры по общению склонны переоценивать различные качества людей, которые превосходят их по какому-либо существенному параметру – это суть фактора:

А) отношения к наблюдателю

Б) привлекательности

В) превосходства

4. К жестам уверенности относятся следующие телесные проявления человека:

А) руки в карманах, большой палец снаружи

Б) одна рука обхватывает другую в области ладони

В) кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят

5. Появление горизонтальных складок на лбу у собеседника возникает в состоянии:

А) страха, удивления, гордости

Б) страха, удивления, радости

В) презрения, гнева, тревог
ТЕМА 14. Формы и этапы делового общения
Фазы деловой беседы. Виды деловых переговоров. Основные характеристики телефонного разговора. Установление контакта. Личностные позиции в общении. Виды трансакций. Факторы, влияющие на ориентацию в ситуации общения. Условия обсуждения вопроса, проблемы. Формы принятия решения. Выход из контакта в деловом общении. Цель и фазы деловой беседы. Прием подчиненных как процесс эффективной коммуникации в социальной иерархии. Виды деловых переговоров. Типы деловых совещаний. Классификация собраний и совещаний в зависимости от назначения. Публичное выступление как форма делового общения.
ТЕМА 15. Манипулятивное общение

Виды психологического влияния. Психологические и логические аспекты убеждения. Манипулятивное общение: определение, общая характеристика, механизм манипулирования. Причины манипулирования: недоверие, любовь, неопределенность, нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения, желание получить одобрение, понравиться всем и каждому. Типы манипуляторов (активный, пассивный, соревнующийся, безразличный). Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте. Что можно противопоставить манипулированию.
ТЕМА 16. Деформации общения
Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении. Виды деформаций в общении.

Понятие деструктивного общения. Деформации общения как искажение существенных характеристик общения (конфликты, ссоры, размолвки, напряжение, разрыв отношений). Трудности и дефекты общения. Признаки деформаций в общении. Источники деформаций. Виды деформаций в общении. Деструктивное общение.

ТЕМА 17,18. Стратегии поведения в конфликтах

Понятие интеракции. Контекст общения. Конструктивное и деструктивное общение. Позиции в общении. Понятие конфликта в общении. Функции конфликтов. Виды конфликтов и тактики поведения в них. Варианты анализа конфликтов. Барьеры и факторы, препятствующие успешному общению. Виды взаимодействия и основные стратегии в общении. Типы конфликтных личностей и основные модели конфликтного поведения. Возможности экспресс-диагностика психологической напряженности. Определение и реализация оптимальной стратегии разрешения конфликтной ситуации в зависимости от индивидуально психологических особенностей клиента. Конфликт. Виды конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество в конфликте. Понятия "конструктивное и "деструктивное" общение. Позиции в общении. Типы стратегий поведения человека в общении в теории X. Киндлера (Н. Kindler) -сохранение ("не раскачивай лодку"), сглаживание ("подчеркивай положительное"), доминирование ("отец знает лучше"), установление правил ("играть по правилам"), сосуществование ("вы пойдете одной дорогой, а я - другой"), торговля ("ты - мне, я - тебе"), подчинение ("плыви по течению"), поддерживающая свобода ("я поддерживаю Ваше право на ошибку"), сотрудничество ("одна голова хорошо, а две лучше"). Стили общения в концепции Томаса - Килмена (стиль соперничества (соревнование), стиль избегания, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса). Концепция Э.Берна, позиции человека в общении по схеме Томаса А. Харриса.
Профессиональная позиция как комплексная характеристика личности профессионала, (психология и анатомия конфликта).
Межнациональные различия в невербальном общении. Тактики, используемые при сотрудничестве, переговорах, борьбе. Анализ конфликта по Ф.М. Бородкину и Н.М. Коряку (конфликтная ситуация, объект конфликта, оппоненты, ранг оппонента, инцидент, конфликт = конфликтная ситуация + инцидент). Разбалансированность рабочего места как причина возникновения конфликтов. Трансактный анализ конфликтов. «Выиграть может каждый» - стратегия выхода из конфликтной ситуации по Х.Корнелиус и Ш. Фэйр. Картография конфликта. Защитные механизмы: вытеснение, рационализация, компенсация, идентификация, проекция, как «способ» избегания конфликта. Ошибки при решении конфликтов и пути их преодоления.

Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме

1. Эмпатия – это …

А) способ познания человека с помощью уподобления себя ему

Б) осознание собственной персоны со стороны другого человека или группы лиц

В) постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания

2. Для достижения цели и разрешения конфликта выделяют следующие стратегии поведения …

А) сотрудничество, конкуренция, компромисс, уступчивость, избегание

Б) сотрудничество, компромисс, избегание

В) конкуренция, сотрудничество, избегание

3. Проекция как форма проявления внутреннего конфликта выражается:

А) обращение к примитивным формам поведения, уходу от ответственности

Б) самооправдание своих поступков и действий

В) приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная

4. Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, уход от острых вопросов – это … модель поведении личности в конфликте.

А) конструктивная

Б) деструктивная

В) конформистская

Самостоятельная исследовательская работа

Проанализировать полученные результаты в малых группах.

- определить выраженность собственных стратегий поведения в конфликте;

- выявить самооценку конфликтности студентов;

- оценить развитие эмпатии с помощью личностных опросников;

- определить комплекс неполноценности у студентов.
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Трудности межличностного общения.

2. Особенности эффективного общения.

3. Невербальная коммуникация.

4. Речь в межличностном общении.

5. Деловое общение как межличностное взаимодействие.

6. Закономерности доверительного общения.

7. Факторы успешного общения.

8. Общение в сфере средств массовой коммуникации.

9. Одежда и манеры поведения делового человека.

10. Психологические аспекты переговорного процесса.

11. Общение в публичном выступлении.

12. Роль имиджа в общении.

13. Этические принципы и нормы в деловых отношениях.

14. Общение в конфликтных ситуациях.

15. Роль чувств и эмоций в общении.

16. Активные формы делового общения.

17. Деловое общение как технология достижения эффективности в социальном взаимодействии личности.

18. Сущность и функции делового общения.

19. Психологические механизмы социальной перцепции.

20. Роль точности восприятия партнера в деловом общении.

21. Ошибки и эффекты при построении образа другого.

22. Невербальные средства и техники общения.

23. Вербальные техники общения (монологовые, диалоговые, публичные).

24. Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

25. Методы и средства воздействия на партнера по деловому взаимодействию.

26. Виды общения у животных.

27. Виды общения у человека.

28. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Общение как социально – психологическая проблема

2. Стили общения

3. Функции общения

4. Различия между межличностным и деловым общением

5. Факторы, определяющие социальное восприятие в деловом общении

6. Механизмы и формы восприятия и понимания

7. Социальные стереотипы в деловом общении

8. Коммуникативный процесс в деловом общении

9. Средства коммуникации

10. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

11. Сущность взаимодействия в деловом общении

12. Стратегии взаимодействия в общении

13. Методы и средства воздействия на партнера по деловому общению

14. Фазы деловой беседы

15. Виды деловых переговоров

16. Основные характеристики телефонного разговора

17. Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении.

18. Виды деформаций в общении.

19. Понятие деструктивного общения.

20. Виды конфликтов.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента включает:

- индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам;

- подготовку к лекционным занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету.


- самостоятельная исследовательская работа на лекциях и после них.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.-416с.

  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - Л., 1982. - 199с.

  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1998.-190с.

  4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208с.

  5. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностной коммуникации - СПб, 2000. - 298 с.

  6. ДерябоС.Д., ЯсвинВ.А. Гроссмейстер общения.-М., 1996.- 192с.

  7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.,1996.

  8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.-319 с.

  9. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. С. 61-81.

  10. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия. / Вопросы психологии, 1987. 3, с. 41-49

  11. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микростуктура общения. - М., 1993.- 155 с.

  12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыда В.М. Межличностное общение. СПб, 2001.

  13. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993. - 160 с.

  14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

  15. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. - Рост.-на-Дону, 1992. - 64 с.

  16. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г.М.Андреевой и А.И.Донцова.-М., 1981. - 295 с.

  17. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психолог, возможности улучшения общения. М., 1986. - 256 с.

  18. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987. - 208 с.

  19. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1998.

  20. Ниренберг Дж. Гений переговоров. - Минск, 1997. - 416 с.

  21. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека - как книгу: Сокр. пер. с англ. - М., 1990, - 48 с.

  22. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ. 1989. - 287 с.

  23. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1970.

  24. Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ. - Воронеж, 1992. - 218 с.

  25. Роджерс К. Эмпатия. / Психология эмоций. Тексты, - М., 1984. - С. 235-237.

  26. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб: Речь, 2002.- 256 с.

  27. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб: Речь, 2003.- 207 с.

  28. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М, 1992. -112с.

  29. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 296 с.

  30. Фаст Дж. Язык тела. -Ростов-на-Д., 1997. - 318 с.

  31. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 1990.

  32. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. - М., 1993. - 176 с.

  33. Шостром Э. Человек-манипулятор. - Мн.: ТПЦ Полифакт, 1992. - 128 с.

  34. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.-300с.

  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. - С- Пб.: «Специальная литература», 1999. 287 с.

  3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. М., 1997 г.

  4. Доценко Е.Л. Психология межличностного общения для практических психологов. Тюмень, 2002.

  5. Клюева Н.В., Свистун М,А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Содействие, 1992.

  6. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. - М., 1992. - 216 с.

  7. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности. // Психол ж. 1997, 3, с 98 - 108.

  8. ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

  9. На правах рукописи. Ю.Иванова Е.А., Лебедева Н.М. Путешествие в Гештальт. Теория и практика. С-Пб: Речь, 2004.

  10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. - 192 с.

  11. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии, 1994, 6, с.

  12. Стивене Дж. Сознавание: исследуем, экспериментируем, упражняемся. М.:Эксмо.,2002.

  13. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. С. 82-91.


7.2. СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов.

2. Психодиагностические методика по обозначенным темам.

3. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий.

4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности.

5. Мультимедийное оборудование.


Наталья Юрьевна Ларькина

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов очной формы обучения специальности

140401.65 – Техника и физика низких температур

140402.65–Теплофизика

010701.65 – Физика

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

______________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 200__г.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов 140401.65 «Техника и физика низких температур»,

140402.65 «Теплофизика»,

010701.65 «Физика»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ___________________ Н.Ю. Ларькина

«____»___________200__г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной

и педагогической психологии, протокол №1, от 28.08.2008 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 22 стр.

Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина

«____»___________ 200__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Физического факультета

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _______________ Вакулин А.А.

«____»_____________200__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ____________ С.А. Фёдорова

«____»_____________200__ г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconРабочая программа и методические материалы предназначены для студентов...
Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно-методический комплекс для студентов направления «Сервис». Издательство ТюмГУ, 2010
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Целью дисциплины является знакомство студентов с возможностями персональных компьютеров на примере изучения широкого набора программных...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconМетодика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconОрганизация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconСовременный офис учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconИнформационно-правовые системы учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconРабочая программа для студентов направления 03. 03. 03 «Радиофизика»
Дубов В. П. «Практикум по квантовой радиофизике» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03. 03....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск