Скачать 248.13 Kb.
|
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Н.Ю. Ларькина ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 010800.62 – Радиофизика ИздательствоТюменского государственного университета 2008 УДК 159.942 (07Л.8) ББК Ю953 я 75 К 259 Н.Ю. Ларькина. Психология общения: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 010800.62 – Радиофизика Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008, 22 с. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, занимающихся по учебному плану специальности «Радиофизика». Он направлен на формирование и закрепление у будущих специалистов в сфере производства и науки умений и навыков применения психологических знаний в ситуациях связанных с их профессиональной деятельностью. Издание содержит пояснительную записку к дисциплине, тематический план дисциплины, с подробным планом лекционных занятий, темы рефератов, примерный перечень вопросов к зачету, список литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психологический практикум [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В.Кухтерина, к.психол.н., доцент.РЕЦЕНЗЕНТЫ: И.Ю.Томус, к.мед.н., доцент.Г.В. Кухтерина, к.психол.н., доцент.© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008.
Психология общения является дисциплиной по выбору в подготовке студентов специальности «Техника и физика низких температур», «Теплофизика», «Физика». Учебно-методический комплекс включает: тематический план дисциплины, с подробным планом лекционных занятий; темы рефератов; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к зачету. В рамках курса раскрываются современные представления о природе активности человека в сфере общения. Изучаются различные стратегии эффективного взаимодействия специалиста; рассматриваются тактики преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций; формируются представления о психологической составляющей общения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения» не имеет государственного образовательного стандарта и разработан в соответствии с требованиями к подобным учебно-методическим разработкам. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины Дисциплина «Психология общения» изучается на 3 курсе в течение 5 семестра. Освоение данной дисциплины базируется на знаниях, усвоенных студентами по гуманитарным дисциплинам: «Философия», «Обществознание» «Культурология». Студенты должны иметь определенные представления: о психологии, об особенностях динамики группы, о взаимодействии индивидов в группе, об особенностях формирования и развития коммуникативных связей, о характерологических особенностях личности в конкретных социальных условиях. Курс строится на основе выделения и рассмотрения в общении трех его сторон: перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Акцент делается на феноменологии и практике профессионального общения. Приобретаемые знания и умения являются необходимыми условиями успешности студентов физиков в будущей профессиональной деятельности. Цель данного курса создать будущим специалистам условия для овладения социально-психологическими знаниями, научными методами и приемами делового общения. Задачи курса:
Трудоемкость дисциплины. Данный курс рассчитан на 80 часов, из которых 36 лекционных и 44 часа для самостоятельной работы. В конце изучения дисциплины студентам предстоит сдать зачет. 2.Тематический план изучения дисциплины
3.Содержание тем курса ТЕМА 1. Общение как социально-психологическая проблема Определение общения, его содержания, целей и средств. Функции общения. Отличие общения человека от общения животных. Структура общения. Общение как инструмент профессиональной деятельности. Основные подходы к изучению коммуникации. Определение общения. Основные понятия общения. Инструментальные, психологические, социально-психологические, социальные функции общения. Классификации видов общения. Различные основания для выделения видов общения. Стили общения. Формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное общение. Особенности делового общения. Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме 1. Общение это: А) форма интеллектуального развития активности человека Б) вид активности, который формирует и развивает человека, как личность В) процесс передачи и получения информации 2. Процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижения определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели – это: А) деловое общение Б) межличностное общение В) бытовое общение 3. Косвенное общение: А) связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения Б) предполагает личный контакт и непосредственное восприятие друг друга в самом акте общения В) осуществляется через посредников, которыми выступают другие люди Самостоятельная исследовательская работа: провести сравнительный анализ общения у человека и животных. ТЕМА 2. Понятие и виды общения Дифференциация общения: по содержанию общения; по целям общения; по средствам общения. «Контакт масок». Примитивное общение. Формально-ролевое общение. Деловое общение. Духовное, межличностное общение. Манипулятивное общение. Светское общение. ТЕМА 3. Роль общения в психическом развитии человека Необходимость общения для психического развития человека. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека. Общение и развитие человека как личности. Самостоятельная исследовательская работа: проанализируйте содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития. ТЕМА 4. Техника и приемы общения. Барьеры в общении Понятия техники и приемов общения. Техника и приемы общения на разных его этапах. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения. Барьеры в общении. Понятие и виды: ситуативный (обусловленный особенностями ситуации); личностный (обусловленный особенностями субъекта общения). Причины возникновения ситуативных барьеров: социокультурные различия, отсутствие определенных поведенческих навыков, нестандартность ситуации, несовпадение информации, поступающей по вербальному и невербальному каналам и пр. Причины возникновения личностных барьеров: действие ограничивающих установок и стереотипов, эмоциональная ригидность, низкий уровень коммуникативной толерантности (характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию). Понятие "конгруэнтность". Самостоятельная исследовательская работа: найдите в литературе описания развития общения у детей. Тема 5. Развитие общения Филогенетические и онтогенетические аспекты общения. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития. ТЕМА 6,7. Структура общения. Перцептивная сторона общения Общение как социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Закономерности и эффекты передачи информации в процессе общения. Факторы, определяющие социальное восприятие в общении. Механизмы и формы восприятия и понимания. Социальные стереотипы в общении. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Эффекты межличностной перцепции. Понятие феноменальной и каузальной атрибуции в межличностном восприятии. Возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции. Условия и факторы, влияющие на точность и адекватность межличностного восприятия. Закономерности формирования первого впечатления. Влияние на межличностную перцепцию прошлого опыта, характера взаимоотношений и личностных свойств участников общения (проективные механизмы, стереотипизация, имплицитные теории личности и др.). Самостоятельная исследовательская работа 1. Приведите примеры каузальной атрибуции в процессе социального восприятия. 2. Подберите литературные примеры социально-перцептивных искажений, их влияние на процесс общения и отношения между персонажами. 3. Покажите на конкретных примерах, как именно имплицитные теории личности влияют на восприятие человека человеком. ТЕМА 8,9. Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие Сущность взаимодействия в общении. Стратегии взаимодействия в общении. Методы и средства воздействия на партнера по общению. Взаимодействие как деятельность. Межличностное взаимодействие и межличностные отношения. Виды интеракций. Воздействие и влияние. Личное влияние, власть и лидерство. Основные стратегии и формы влияния. Типы личного влияния. Защита от влияния. Самостоятельная исследовательская работа 1. Теоретически разработайте перечень признаков влияния одного субъекта общения на другого субъекта. 2. Опишите ситуацию общения, в которой произошло влияние одного субъекта общения на другого субъекта (или произошло взаимовлияние). По каким признакам вы это определили? Что говорит об этом? Какие стратегии и формы влияния использовались? Каков характер этого влияния (обоснуйте)? Дополните первоначальный список признаков. ТЕМА 10,11. Коммуникативная сторона общения Коммуникативный процесс в деловом общении. Средства коммуникации. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Общение как коммуникация. Кинесика, такесика, проксемика общения. Невербальное общение в профессиональной деятельности. НЛП в общении. Вербальные средства общения. Коммуникация как обмен информацией. Понятие коммуникативной цепи. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Обратная связь в процессе коммуникации. Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме 1. Процесс, возникающий при межличностном взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого – это: А) коммуникативная сторона общения Б) социальная перцепция В) межличностное общение 2. Успех при коммуникативном общении возможен если: А) если партнёры по общению однополы Б) партнёры обладают единой системой кодировки информации В) партнёры умеют жестикулировать 3. Манера поведения партнера влияет на формирование фактора … в общении. А) превосходства Б) привлекательности В) отношение к наблюдателю Самостоятельная исследовательская работа 1. Проиллюстрируйте фрагментами из литературных произведений движение информации по коммуникативной цепи - от замысла до понимания. 2. В ходе выполнения упражнения на коммуникацию определить, какие коммуникативные барьеры возникают. 3. В группах разработайте критерии эффективности обмена информацией. Отработайте технику активного слушания «Парафраз». ТЕМА 12,13. Вербальные и невербальные средства. "Средства общения" (инструментальная сторона общения) Понятие "средства общения" (инструментальная сторона общения). Вербальные и невербальные средства. Особенности кинесики невербального общения. Жесты, их виды. Жесты – иллюстраторы, (показывающие картины рассказа), жесты «регуляторы» (направление, кивки, выражение отношения говорящего к чему-либо или кому-либо), демонстрирующие жесты (эмблемы, заменители слов или фраз), жесты - адаптеры (специфические привычки, связанные с движениями рук), жесты - эффекторы (выражение эмоций через движение тела). Функции жестикуляции; оценка; демонстрация уверенности; выражение нервозности, неуверенности; осуществление самоконтроля; ожидание; отрицание; выражение расположения, доминирования, отражение неискренности. Позы (как расположение тела в пространстве относительно партнера, их виды: открытые, закрытые), походка человека, позиции (положения) тел в общении -дополнение к информации о жестах. Расстояние и зоны дистанции (интимная, личная или персональная, социальная или деловая, публичная). Мимика (экспрессия лица): динамика мышц лица (подвижность - неподвижность, своевременность -несвоевременность, адекватность - неадекватность). Мимические коды эмоциональных состояний человека. Основы чтения языка жестов. Межнациональные различия в невербальном общении. Коммуникативная сторона общения (особенности вербального общения). НЛП и проблемы общения. Репрезентативные системы общающихся. Индикация состояний внутреннего мира по невербальным сигналам в НЛП. Работа с сознанием и поведением человека в НЛП. Вербальные средства общения: слова (значение и смысл слова; слово - образ и слово - понятие). Звуковые характеристики речи: высота голоса, тембр, темп, ритм, модуляции, интонации, дикция, артикуляция. Паралингвистические феномены общения: вздохи, "хмыканья", смех, шепот, плач (всхлипывания), паузы. Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме 1. Вербальное общение подразумевает: А) использование жестов, мимики, телесного контакта Б) использование системы слов В) использование системы слов и жестов 2. Какому виду атрибуции характерно приписывание причины лицу, совершившему поступок: А) субъективная атрибуция Б) личностная атрибуция В) объективная атрибуция 3. Партнёры по общению склонны переоценивать различные качества людей, которые превосходят их по какому-либо существенному параметру – это суть фактора: А) отношения к наблюдателю Б) привлекательности В) превосходства 4. К жестам уверенности относятся следующие телесные проявления человека: А) руки в карманах, большой палец снаружи Б) одна рука обхватывает другую в области ладони В) кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят 5. Появление горизонтальных складок на лбу у собеседника возникает в состоянии: А) страха, удивления, гордости Б) страха, удивления, радости В) презрения, гнева, тревог ТЕМА 14. Формы и этапы делового общения Фазы деловой беседы. Виды деловых переговоров. Основные характеристики телефонного разговора. Установление контакта. Личностные позиции в общении. Виды трансакций. Факторы, влияющие на ориентацию в ситуации общения. Условия обсуждения вопроса, проблемы. Формы принятия решения. Выход из контакта в деловом общении. Цель и фазы деловой беседы. Прием подчиненных как процесс эффективной коммуникации в социальной иерархии. Виды деловых переговоров. Типы деловых совещаний. Классификация собраний и совещаний в зависимости от назначения. Публичное выступление как форма делового общения. ТЕМА 15. Манипулятивное общение Виды психологического влияния. Психологические и логические аспекты убеждения. Манипулятивное общение: определение, общая характеристика, механизм манипулирования. Причины манипулирования: недоверие, любовь, неопределенность, нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения, желание получить одобрение, понравиться всем и каждому. Типы манипуляторов (активный, пассивный, соревнующийся, безразличный). Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте. Что можно противопоставить манипулированию. ТЕМА 16. Деформации общения Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении. Виды деформаций в общении. Понятие деструктивного общения. Деформации общения как искажение существенных характеристик общения (конфликты, ссоры, размолвки, напряжение, разрыв отношений). Трудности и дефекты общения. Признаки деформаций в общении. Источники деформаций. Виды деформаций в общении. Деструктивное общение. ТЕМА 17,18. Стратегии поведения в конфликтах Понятие интеракции. Контекст общения. Конструктивное и деструктивное общение. Позиции в общении. Понятие конфликта в общении. Функции конфликтов. Виды конфликтов и тактики поведения в них. Варианты анализа конфликтов. Барьеры и факторы, препятствующие успешному общению. Виды взаимодействия и основные стратегии в общении. Типы конфликтных личностей и основные модели конфликтного поведения. Возможности экспресс-диагностика психологической напряженности. Определение и реализация оптимальной стратегии разрешения конфликтной ситуации в зависимости от индивидуально психологических особенностей клиента. Конфликт. Виды конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Посредничество в конфликте. Понятия "конструктивное и "деструктивное" общение. Позиции в общении. Типы стратегий поведения человека в общении в теории X. Киндлера (Н. Kindler) -сохранение ("не раскачивай лодку"), сглаживание ("подчеркивай положительное"), доминирование ("отец знает лучше"), установление правил ("играть по правилам"), сосуществование ("вы пойдете одной дорогой, а я - другой"), торговля ("ты - мне, я - тебе"), подчинение ("плыви по течению"), поддерживающая свобода ("я поддерживаю Ваше право на ошибку"), сотрудничество ("одна голова хорошо, а две лучше"). Стили общения в концепции Томаса - Килмена (стиль соперничества (соревнование), стиль избегания, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса). Концепция Э.Берна, позиции человека в общении по схеме Томаса А. Харриса. Профессиональная позиция как комплексная характеристика личности профессионала, (психология и анатомия конфликта). Межнациональные различия в невербальном общении. Тактики, используемые при сотрудничестве, переговорах, борьбе. Анализ конфликта по Ф.М. Бородкину и Н.М. Коряку (конфликтная ситуация, объект конфликта, оппоненты, ранг оппонента, инцидент, конфликт = конфликтная ситуация + инцидент). Разбалансированность рабочего места как причина возникновения конфликтов. Трансактный анализ конфликтов. «Выиграть может каждый» - стратегия выхода из конфликтной ситуации по Х.Корнелиус и Ш. Фэйр. Картография конфликта. Защитные механизмы: вытеснение, рационализация, компенсация, идентификация, проекция, как «способ» избегания конфликта. Ошибки при решении конфликтов и пути их преодоления. Тестовые задания для самопроверки знаний по изученной теме 1. Эмпатия – это … А) способ познания человека с помощью уподобления себя ему Б) осознание собственной персоны со стороны другого человека или группы лиц В) постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания 2. Для достижения цели и разрешения конфликта выделяют следующие стратегии поведения … А) сотрудничество, конкуренция, компромисс, уступчивость, избегание Б) сотрудничество, компромисс, избегание В) конкуренция, сотрудничество, избегание 3. Проекция как форма проявления внутреннего конфликта выражается: А) обращение к примитивным формам поведения, уходу от ответственности Б) самооправдание своих поступков и действий В) приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная 4. Пассивность, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, уход от острых вопросов – это … модель поведении личности в конфликте. А) конструктивная Б) деструктивная В) конформистская Самостоятельная исследовательская работа Проанализировать полученные результаты в малых группах. - определить выраженность собственных стратегий поведения в конфликте; - выявить самооценку конфликтности студентов; - оценить развитие эмпатии с помощью личностных опросников; - определить комплекс неполноценности у студентов. 4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Трудности межличностного общения. 2. Особенности эффективного общения. 3. Невербальная коммуникация. 4. Речь в межличностном общении. 5. Деловое общение как межличностное взаимодействие. 6. Закономерности доверительного общения. 7. Факторы успешного общения. 8. Общение в сфере средств массовой коммуникации. 9. Одежда и манеры поведения делового человека. 10. Психологические аспекты переговорного процесса. 11. Общение в публичном выступлении. 12. Роль имиджа в общении. 13. Этические принципы и нормы в деловых отношениях. 14. Общение в конфликтных ситуациях. 15. Роль чувств и эмоций в общении. 16. Активные формы делового общения. 17. Деловое общение как технология достижения эффективности в социальном взаимодействии личности. 18. Сущность и функции делового общения. 19. Психологические механизмы социальной перцепции. 20. Роль точности восприятия партнера в деловом общении. 21. Ошибки и эффекты при построении образа другого. 22. Невербальные средства и техники общения. 23. Вербальные техники общения (монологовые, диалоговые, публичные). 24. Нерефлексивное и рефлексивное слушание. 25. Методы и средства воздействия на партнера по деловому взаимодействию. 26. Виды общения у животных. 27. Виды общения у человека. 28. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека. 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА 1. Общение как социально – психологическая проблема 2. Стили общения 3. Функции общения 4. Различия между межличностным и деловым общением 5. Факторы, определяющие социальное восприятие в деловом общении 6. Механизмы и формы восприятия и понимания 7. Социальные стереотипы в деловом общении 8. Коммуникативный процесс в деловом общении 9. Средства коммуникации 10. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления 11. Сущность взаимодействия в деловом общении 12. Стратегии взаимодействия в общении 13. Методы и средства воздействия на партнера по деловому общению 14. Фазы деловой беседы 15. Виды деловых переговоров 16. Основные характеристики телефонного разговора 17. Деформации общения как искажения существенных характеристик общения. Признаки деформаций в общении. 18. Виды деформаций в общении. 19. Понятие деструктивного общения. 20. Виды конфликтов. 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студента включает: - индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам; - подготовку к лекционным занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету.- самостоятельная исследовательская работа на лекциях и после них. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7.2. СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Контролирующая компьютерная программа знаний студентов. 2. Психодиагностические методика по обозначенным темам. 3. Компьютерные программы диагностических методик для семинарских занятий. 4. Тестовые вопросы и задания разных уровней сложности. 5. Мультимедийное оборудование. Наталья Юрьевна Ларькина ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности 140401.65 – Техника и физика низких температур 140402.65–Теплофизика 010701.65 – Физика Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ______________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 200__г. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 140401.65 «Техника и физика низких температур», 140402.65 «Теплофизика», 010701.65 «Физика» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ___________________ Н.Ю. Ларькина «____»___________200__г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол №1, от 28.08.2008 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 22 стр. Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина «____»___________ 200__ г. Рассмотрено на заседании УМК Физического факультета Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _______________ Вакулин А.А. «____»_____________200__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________ С.А. Фёдорова «____»_____________200__ г. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов... Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно-методический комплекс для студентов направления «Сервис». Издательство ТюмГУ, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Целью дисциплины является знакомство студентов с возможностями персональных компьютеров на примере изучения широкого набора программных... | Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов инзем тюмгу и направлен на формирование базовой гуманитарной компетентности... | ||
Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Культура речевой коммуникации учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Организация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Современный офис учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права» ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | ||
Информационно-правовые системы учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Рабочая программа для студентов направления 03. 03. 03 «Радиофизика» Дубов В. П. «Практикум по квантовой радиофизике» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 03. 03.... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... |