Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.





Скачать 264.49 Kb.
НазваниеМетодические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.
страница1/2
Дата публикации02.07.2015
Размер264.49 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Кафедра философии и социологии


Щ.я7

С605

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Методические материалы по курсу

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2012

ББК Щ00.я7 + С562.6.я7

С605

Одобрено

учебно-методической комиссией исторического факультета

Рецензент

Заслуженный деятель искусств РФ,

доктор искусствоведения, профессор

Н.В. Парфентьева

Философские проблемы искусства: методические материалы по С605 курсу / составитель Д.В. Соломко. – Челябинск: Издательский центр

ЮУрГУ, 2012. – 19 с.
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. Методические указания способствуют четкой организации самостоятельной работы студентов и выработки у них навыков самостоятельного мышления.

ББК Щ00.я7 + С562.6.я7

© Издательский центр ЮУрГУ, 2012

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом дисциплины «Философские проблемы искусства» являются современные философские и методологические основания искусства.

Целью дисциплины является формирование у студентов целостного видения и понимания мира искусства как имеющего свою особую сущность и способы существования, а также – тех процессов, которые происходят в этом мире сегодня.

Основные задачи дисциплины: ознакомить студентов с историческими этапами философского осмысления искусства; передать студентам современные философско-теоретические понятия и представления как основания понимания мира искусства; показать особенности социокультурной ситуации и состояния искусства ХХ и ХХI вв. и задать основания критического отношения к современным явлениям культуры и искусства.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; способность демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи; способность углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать основные закономерности развития философского осмысления искусства; предмет дисциплины в его исторических модификациях; философско-теоретические проблемы искусства;

уметь анализировать явления, относящиеся к различным проекциям искусства как целостного объекта философского рассмотрения: художественного мышления, художественной деятельности, художественной коммуникации;

владеть навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

18

18










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
















Др. виды самостоятельной работы студента (СРС)

32

32










Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

4

4










Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)

зач.

зач.










Общая трудоемкость (час.)

(зач. ед.)

72

72










2

2










4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Лекции

С

ПЗ

ЛР

СРС

КСР



Введение. Философия искусства, ее предмет и значение

2

2







2






Этапы философского осмысления искусства в истории культуры

6

6







2






Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства

2

2







2






Проблема определения искусства

2

2







8

1



Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема

2

2







8

1



Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация

2

2







6

1



Современное искусство. Проблема философского осмысления

2

2







4

1

ИТОГО

18

18







32

4


Содержание разделов дисциплины


п/п

Раздел дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1.

Введение. Философия искусства, ее предмет и значение

Проблемы сущности и существования искусства, искусство в его отношении к человеку и миру в целом как предмет философского анализа. Проблемно-тематическое поле философии искусства.

Методы философского осмысления искусства. Место и роль философии искусства в культуре, деятельности художника и жизни общества. Актуальность философии искусства в современную эпоху.


2.

Этапы философского осмысления искусства в истории культуры

Постановка темы искусства в античной философии. Развитие темы искусства в Средние века. Эпоха Возрождения: начало становления классического понимания искусства. Рационализм философского осмысления искусства в классицизме. Философия искусства Просвещения. Немецкая классическая философия искусства. Философия искусства романтизма. Начало неклассической философии искусства. ХХ в.: философское осмысление проблем искусства.

3.

Проблема соотношения классических, неклассических и постнеклассических форм искусства

Проблема классификации искусства в истории философско-эстетической мысли. Искусство как особая форма «сборки» для человека (классический этап – собирание как восстановление и сохранение целостности внутреннего мира человека, постнеклассический – собирание как её конструирование).


4.

Проблема определения искусства

Искусство и ремесло. Определение специфических черт искусства: подражание, чистая форма, выразительность, эстетическое переживание и т.д. Многофункциональное определение искусства. Классическое и неклассическое понимание искусства. Актуализация вопроса об определении искусства в XX веке.


5.

Искусство в контексте философских парадигм. Теоретико-методологическая проблема

Искусство в контексте идей современной философии. Феноменологическая, герменевтическая и постструктуралистская интерпретации. Основные герменевтические круги интерпретаций. Деятельностно-коммуникативная и интертекстуальная природа. Искусство как смысловое и семиотическое образование, как текст. Искусство в свете постструктуралистской идеи деконструкции.


6.

Искусство как художественное мышление, художественная деятельность, художественная коммуникация

Научное и художественное мышление. Понятие – единица научного мышления. Художественный образ – единица художественного мышления. Воображение как основа художественного мышления. Символическая природа художественного образа. Условность и правдоподобие художественного знака. Содержательность и неисчерпаемость как сущностный признак художественности образа. Проблема формы и содержания искусства.

Сущность и содержание художественной деятельности. Материал и продукт художественной деятельности. Авторское отношение, его

эстетический опыт, идейный фон эпохи и т.п. как материал художественной деятельности.







Разные типы материала. Вопрос о продукте и результате художественной деятельности. Мастерство автора: техника и вдохновение. Понятия, описывающие искусство как деятельность: художественный метод, стиль, канон, школа, направление и т.п.

Процесс художественной деятельности как творчество. Творчество как усилие выхода из заданностей: культурных, исторических, социальных. Два полюса творческого состояния сознания художника – абсурд (хаос) и эстетическая завершенность. Художественное творчество как игра внутри пространства, заданного этими полюсами-пределами. Человек в творческом состоянии сам есть процесс. Продукты, результаты, эффекты художественного творчества.


7.

Современное искусство. Проблема философского осмысления

Художественная коммуникация как структура и базовый процесс мира искусства. Принципиальная «открытость» художественного образа как возможность и необходимость художественной коммуникации. Структура художественной коммуникации. «Ось» автор – воспринимающий. Авторская позиция. Художественно-коммуникативные приемы в замысле и воплощении образа. Проблема художественного восприятия. Восприятие как обретение собственных ценностей. Переживание как творческая деятельность художественного восприятия.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические указания Троицк 2008
Методические указания содержат тематический план и программу кур­са, темы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля знаний и...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 17...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов 26...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconПояснительная записка к дисциплине «Проблемы сопоставительного изучения...
В учебно-методический комплекс 21. 10. 2013 внесены изменения в тематический план, список основной и дополнительной литературы, оценку...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов,...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,...
Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconПрограмма курса предназначена для студентов, специализирующихся по направлению «Психология»
Ины, тематическое содержание курса, почасовое распределение аудиторной и самостоятельной работы студентов по разным формам обучения,...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconМетодические указания по выполнению реферата по дисциплине «организация работы с персоналом»
Методические указания содержат требования к реферату, методики сбора и анализа исходных данных, примерные формы описания результатов...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconУчебный курс культурология
Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Комплекс включает учебно-тематический план изучения дисциплины, учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, структуру...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
«Филология. Английский язык». Комплекс содержит рабочую программу курса, методические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconКонспект урока письма по теме
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconТема: «От звука к букве, от буквы к слову»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...
Методические указания содержат программу и тематический план курса, список основной и дополнительной литературы, а также содержание самостоятельной работы студентов и формы ее контроля. iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск