Скачать 149.82 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра общего языкознания Ушакова А.П. ПРОБЛЕМЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДСТВЕННЫХ И НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная В учебно-методический комплекс 21.10.2013 внесены изменения в тематический план, список основной и дополнительной литературы, оценку работы студентов в рейтинговых баллах, планирование самостоятельной работы студентов. Тюменский государственный университет 2008 Ушакова А.П. Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2008, 12 стр. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с вопросами к зачету и списками основной и дополнительной литературы, темы для самостоятельной работы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Проблемы сопоставительноо изучения родственных и неродственных языкова [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2008. © Ушакова А.П.
Требования ГОС ВПО к содержанию курса ДС.ОО. «Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков». Историческая, сравнительно-сопоставительная характеристика языка. Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы. Исторический путь славянских языков. История сравнительно-исторического метода. Письменность, ее становление и современное функционирование. Сопоставительное изучение лексики. Сопоставительное изучение морфологии, синтаксиса. Языковые семьи.. Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО ДС.ОО. Цель и задачи курса Рабочая программа ориентирована на действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации (Москва, 2000), который определяет государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов. Курс «Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков» является дисциплиной специализации и предназначен для студентов-филологов заочного отделения, которые изучают данную дисциплину на четвертом курсе в шестом и седьмом семестрах. Филологическое ознакомление с курсом «Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков» является важным компонентом общелингвистической и славистической подготовки студента, обогащает представление о славянском языковом родстве и родстве языков индоевропейской семьи, о месте русского языка среди славянских и других языков индоевропейской семьи. Необходимыми для постижения предмета курса «Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Введение в языкознание», «Классические языки (старославянский язык)», «Современный русский язык», «Современные славянские языки», «Историчесая грамматика русского языка». Цель курса – заложить основы славистической подготовки студентов, создать базу для сравнительного изучения, сопоставления русского языка с другими языками индоевропейской семьи. При анализе определенных языковых явлений необходимо обращение к старославянскому, другим древним языкам, к современным славянским языкам, а также английскому, немецкому и др. Изучение дисциплины «Проблемы сопоставительного изучения родственных и неродственных языков» важно для получения знаний о типологических чертах и специфических особенностях русской языковой системы в ее историческом изменении и взаимодействии с другими языками. Основной метод изучения дисциплины - сравнительно-исторический - обеспечивает усвоение закономерностей исторического развития русского языка. Задачи курса направлены на -формирование у студентов научных представлений о развитии сравнительно-исторического метода в истории отечественного и зарубежного языкознания, о становлении системы русского языка в его взаимодействии со славянскими и неродственными языками. - дать знания о закономерностях развития русского языка на всех доступных этапах его истории; - углубить представления о культурно-исторической обусловленности языковых преобразований, о принципах истории языка в его функциональном движении; - выработать историческое видение современных лингвистических процессов, позволяющее осмыслить явления современного русского языка сквозь призму диахронических тенденций. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление изученного материала, подготовка рефератов по темам курса, формирование навыков сопоставительного изучения языков. В качестве материалов исследования рекомендуются художественные и научные тексты на русском и других языках. Формы контроля за усвоением материала – устный опрос, задания по анализу текстов, проверка рефератов. 2. Структура и трудоемкость дисциплины Таблица 1.
3. Тематический план дисциплины 5,6 семестры Таблица 2.
4. Содержание дисциплины 7,8 семестры
5. Вопросы к зачету
6.Темы для самостоятельной работы
7. Темы рефератов
Основная литература 1. Ушакова А.П. Значение принадлежности в русском и сербском (сербохорватском) языках: Монография. Тюмень. Изд-во ТюмГУ. 2005. 140 с. Дополнительная литература 2. Борковский В.И. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. 4-е изд. Москва: ЛКИ. 2007. 3. История русского языка : практикум для студ. фил. фак. вузов / сост. О. А.Черепанова. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2007. 240 с Программное обеспечение и Интернет – ресурсы
СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка……………………………………………………………… … 4 2. Структура и трудоемкость дисциплины……………………………………………… 5 3 Тематический план …………………………………………………………………… … 5 4.Содержание дисциплины… ……………………………………………………………….7 5. Вопросы к зачету……………………………………………………………………………8 6. Темы для самостоятельной работы студентов………………………………………..9 6. Темы рефератов…………………………………………………………………………..10 7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………….10 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе Знать о семьях языков, о родственных языках, о восточнославянской подгруппе языков | Пояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков» Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | Реферат по дисциплине «История религии» На тему «Религия ацтеков» Оахака. По некоторым оценкам, около 1,3 млн человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано».... | ||
Пояснительная записка рабочая программа «Иностранный язык» Кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений | Пояснительная записка. Программа «История и культура стран изучаемых языков» Сеченова Е. Г., Федюченко Л. Г. История и культура стран изучаемых языков. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Пояснительная записка Курс теоретической грамматики английского языка... Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | Пояснительная записка 11класс 1 Роль иностранных языков в жизни общества Бизнесмены, спортсмены, артисты, которые часто бывают в командировках за границей, тоже не могут обойтись без иностранного языка.... | ||
Общая часть родственных корень главная слов Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень» | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык... Кафедра иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации естественнонаучных направлений | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) «История России ХХ в.», «Актуальные проблемы историко-культурного знания», «Когнитивные проблемы историко-культурного познания»,... | Мбоу лицей шмр урок русского языка во 2 классе Формировать представление детей о корне слова, как общей части родственных слов, в которой заключается общее значение всех родственных... | ||
Федеральное агентство по образованию Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического... | Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета... Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения... | ||
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета... Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения... | Рабочая программа курса «естествознание» Пояснительная записка «философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс |