Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Требования к уровню подготовки
| Дата проведения
|
| План факт
| 1
| Русский язык в современном мире.
Русский язык среди других языков.
| 1
| Понимать социальную роль рус.яз.в обществе, политико-правовой статус рус.языка как госуд.языка РФ, связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к рус.языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование.
Знать о семьях языков, о родственных языках, о восточнославянской подгруппе языков.
Уметь определять место русского языка среди других славянских языков
|
|
| 2
| Основные этапы исторического развития русского языка.
Понятие о современном русском литературном языке
Формы существования русского национального языка
| 1
| Знать о появлении славянского языка- старославянской письменности, о сфере употребления старославянизмов, о влиянии старославянского, церковнославянского языка на развитие древнерусского языка; уметь находить особенности старославянского языка в современном русском языке (фонетическое и морфемное чередование и др.)
Знать понятия «национальный язык», «литературный язык»; что литературный язык существует в устной и письменной форме.;
Понимать, что литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь;
Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; понимать, что литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь, причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки разного типа и исправлять их.
|
|
| 3
| Контрольная работа (диктант)
| 1
| Выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности
|
|
| 4
| Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
| 1
| Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня.
|
|
| 5
| Текст и его место в системе языка и речи.
Основные категории текста. Структурные единицы.
| 1
| Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте, лексические, грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи.
|
|
| 6
| Текст и основная мысль текста. Текстовые субъекты и предикаты.
Языковые способы и средства организации текста. Средства и способы связи предложений в тексте.
| 1
| Уметь определять тему и идею текста.
Знать основные способы связи предложений в тексте: различные виды повтора, сочинительные союзы, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова, наречия пространства и времени.
|
|
| 7
| Функциональные стили речи. Разговорный стиль
Стиль художественной литературы
| 1
| Знать, что разговорный стиль-функциональный стиль, обслуживающий сферу повседневно-бытового частного, неофициального общения;
Уметь видеть важнейшие признаки этого стиля речи.
Знать, что стиль худ.литературы –функциональный стиль, обслуживающий эстетическую и этическую сферу общения, основную цель худ.произведения
|
|
| 8
| Официально-деловой стиль
Научный стиль
| 1
| Знать, что официально-деловой стиль-функциональный стиль, обслуживающий сферу административно-правовых отношений.; особенности оформления деловых бумаг;
Уметь оформлять заявления, автобиографии, объяснительные записки и др. деловые бумаги.
Знать особую разновидность общелитературного национального языка- язык научного общения, понимать специфические особенности этого стиля, правила текстовой композиции.
|
|
| 9
| Публицистический стиль
| 1
| Знать, что публицистический стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений., понимать основные черты этого стиля речи; уметь строить высказывания публицистического стиля, используя сочетания экспрессивности и стандарта.
|
|
| 10
| Практическая работа. Стилистический анализ текста. (часть С ЕГЭ)
| 1
| Уметь отмечать стилистические особенности текста.
д/з: сочинение (часть С)
|
|
| 11
| Лексические нормы
| 1
| Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексич.значения слова, подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
|
|
| 12
| Орфографические нормы. Правописание гласных и согласных в корне, приставках.
| 1
| Знать основные принципы написания морфем: гласных и согласных в корне, приставках; уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания; различать приставки ПРЕ ПРИ на семантической основе, обнаруживать орфограммы в корнях и приставках слов, группировать слова по видам орфограмм, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.
|
|
| 13
| Орфографические нормы. Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи.
| 1
| Знать основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи, уметь определять правильный способ действия при выборе написания окончаний и суффиксов разных частей речи, единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-слоовообразовательный анализ слова.
|
|
| 14
| Орфографические нормы. Слитные, дефисные и раздельные написания не с разл. частями речи
| 1
| Знать принцип русской орфографии (лексико-синтаксический), уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм (НЕ с различными частями речи.), соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания)
|
|
| 15
| Орфографические нормы. Слитные, дефисные и раздельные написания морфем –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-
| 1
| Знать принцип русской орфографии (лексико-синтаксический), уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, опознавать части речи и выявлять условия выбора орфограмм (дефисные написания морфем ТО. – ЛИБО,-НИБУДЬ, КОЕ – и др.), соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания на письме, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания)
|
|
| 16
| Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.
| 1
| Уметь употреблять в речи трудные падежные формы, формы косвенных падежей существительных на –МЯ, несклоняемых существительных, существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа, согласовывать прилагательные, причастия и глаголы в форме прошедшего времени с существительными, правильно употреблять формы имён сущ. В соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разрядам, одушевлённости/неодушевлённости, имена прил. И наречия в формах сравнит.степени, прав.образовывать и употреблять некоторые личные формы глаголов, причастия и деепричастия, предлоги в составе словосочетаний, соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования или управления, находить и исправлять грамматические ошибки.
|
|
| 17
| Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
| 1
| Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования или управления, находить и исправлять грамматические ошибки.
|
|
| 18
| Контрольная работа (тест) по разделу «Культура речи. Лексические, орфографические нормы русского языка».
| 1
| Проверить уровень подготовленности учащихся
|
|
| 19
| Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический состав языка.
| 1
| Уметь правильно ставить ударение в словах, соблюдать нормы произношения, особенности произношения иноязычных слов; производить фонетический разбор слов.
|
|
| 20
| Лексикология. Лексическое значение слова. Лексические нормы.
Многозначные слова, омонимы. Паронимы.
| 1
| Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, уметь правильно употреблять паронимы, омонимы ми многозначные слова; подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
.
|
|
| 21
| Антонимы. Синонимы.
| 1
|
|
| 22
| Лексика с точки зрения употребления.
Фразеология.
| 1
| Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в речи.
Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.
|
|
| 23
| Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» (диктант с грамматическим заданием)
| 1
| Проверить уровень знаний учащихся по разделу «Лексика и фразеология»
|
|
| |