Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Международная школа бизнеса
Кафедра менеджмента инвестиций и инноваций
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инновационные и инвестиционные риски
Направление подготовки 080200 – «Менеджмент»
Магистерская программа
«Международные технологии и инновационный менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Москва – 2013
Цель дисциплины – дать магистрам, на основе системного подхода, основные положения теории и практики управления инвестиционными и инновационным рисками в хозяйственных системах разного уровня управления, сформировать необходимый объем фундаментальных и прикладных знаний, практических навыков, необходимых для решения задач по анализу рисков хозяйственных систем, а также изучить внешние и внутренние источники формирования рисков и научить магистров принимать финансовые решения в конкретных экономических ситуациях. Учебные задачи дисциплины:
Изучить экономическую сущность нововведений, суть технологических укладов в экономической политике, структурной политике государства;
Изучить основные положения риск менеджмента на рынке на разных уровнях управления: государство, регион, предприятие;
Выявить проблемы управления рисками;
Выявить причины возникновения инвестиционных и инновационных рисков;
Изучить теории и методы управления рисками;
Проанализировать зарубежный опыт формирования и реализации риск менеджмента, его роли и места в стратегии экономической безопасности;
выявить проблемы формирования организационно-экономических механизмов управления рисками на уровне корпоративных экономических структур;
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие компетенции: ПК-2, ПК-3, ПК-5; ПК-10 и ОК-4, ОК-5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.
Компетенции обучающегося и результаты образования: ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ОК-4, ОК-5.
способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
уметь использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);
аналитическая:
способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)
научно-исследовательская:
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10).
Общекультурные компетенции:
способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
свободное владение иностранным языком как средством общения (ОК-5).
Результаты образования:
1.Знать: как управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-2).
Уметь: управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями в целях управления рисками (ПК-2).
Владеть: современными методами управления рисками в организациях (ПК-2).
2. Знать: алгоритм разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
Уметь: использовать теории мотивации, лидерства и власти для разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
Владеть: алгоритмом разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
3.Знать: методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
Уметь: использоватьметоды экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
Владеть: методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
4. Знать: какие факторы влияют на разработку инвестиционно-инновационной стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
Уметь: разрабатывать инвестиционно-инновационные стратегии организации (ПК-10);
Владеть: методами разработки инвестиционно-инновационных стратегий (ПК-10).
Содержание программы учебной дисциплины
№№пп
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание
| Формируемые
компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образова-тельныетехноло-гии
| 1.
| Определение и сущность инвестиционных и инновационныхрисков Литература: [3],
[5], [7].
| Понятие риска. Риск и неопределенность. Объективное и субъективное понимание рискаСодержание риска. Структурные характеристики риска. Основные черты риска
Источники риска и неопределенности. Экзогенные и эндогенные факторы неопределенности. Экономические риски
| способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-10)
| Знать: какие факторы влияют на разработку инвестиционно-инновационной стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
Уметь: разрабатывать инвестиционно-инновационные стратегии организации (ПК-10);
Владеть: методами разработки инвестиционно-инновационных стратегий (ПК-10).
| Открытые вопросы
Метод проблемно-кейсового изложения.
| 2.
| Классификация инновационных и инвестиционных рисковЛитература: [1],
[3], [4], [6], [7].
| Критерии классификации по времени возникновения. Критерии классификации по характеристике опасности
Критерии классификации по характеристике подверженности риску. Критерии классификации по характеристике расходов (издержек), связанных с риском. Критерии классификации по характеристике уязвимости Специфические классификации рисков. Критерии классификации по характеристике взаимодействия с другими рисками. Критерии классификации по характеристике имеющейся информации о риске.
| способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5)
| Знать: методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
Уметь:использоватьметоды экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
Владеть: методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5).
| Эссе
Метод проблемно-ситуационного изложения
| 3.
| Система управления рискомЛитература: [1], [6], [7].
| Развитие концепции управления риском. Общая характеристика системы управления риском. Цели и задачи системы управления риском. Ограничения системы управления риском. Специфика управления портфелем рисков.
| уметь использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);
| Знать: алгоритм разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
Уметь: использовать теории мотивации, лидерства и власти для разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
Владеть: алгоритмом разработки программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-3).
| Расчетные задания
Метод проблемно-
кейсового
изложения
| 4.
| Идентификация и анализ рисковЛитература: [1],
[3], [7], [8].
| Этапы идентификации и анализа рисков. Концепция приемлемого риска
| способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2)
| Знать: как управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-2).
Уметь:управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями в целях управления рисками (ПК-2).
| Проект Метод проблемно-кейсового изложения
| 5.
| Оценка рисковЛитература: [1], [5], [8]
| Способы оценки рисков. Основы теории вероятности. Дерево вероятностей. Формула Байеса. Случайные величины и законы их распределения
| способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
| Знать: количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами.
Уметь:использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами.
Владеть:количественными и качественными методами для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами.
| Проект Метод проблемно-кейсового изложения
| 6.
| Учет риска при принятии управленческих решенийЛитература: [2], [4], [6].
| Принятие решений в условиях риска. Принятие решений в условиях неопределенности. Принцип недостаточного обоснования Лапласа. Максиминный критерий Вальда. Критерий обобщенного максимина Гурвица
| свободное владение иностранным языком как средством общения (ОК-5)
| Знать: методы экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.
Уметь:использоватьметоды экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.
Владеть: методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.
| Расчетные задания
Метод проблемно-ситационного изложения
| 7.
| Методы управления рискомЛитература: [2], [5], [10].
| Методы трансформации рисков. Методы финансирования рисков
Выбор методов снижения экономического риска
| свободное владение иностранным языком как средством общения (ОК-5)
| Знать:методы стратегического анализа
как проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
Уметь:эффективно использоватьметоды стратегического анализа
проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
Владеть: методами стратегического анализа
методами проведения самостоятельных исследований в соответствии с разработанной программой
| Эссе
Метод проблемно-ситационного изложения
|
Трудоемкость Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Интерактив
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Семинарские занятия
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| Всего
|
|
|
| 6
|
| 12
| 6
| 24
| 86
| 12
| Экзамен
| Формы контроля:
При работе со студентами предусматривается текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия. Текущий контроль предусматривает:
-проверку лектором курсовых работ, а также письменных домашних контрольных работ и проведение их защит,
-проверку лектором контрольных работ, представляющих индивидуальные проекты, разработанные на компьютерах, и проведение их защит,
-подготовка студентами докладов и рефератов и выступления их во время семинаров;
- решение кейсов.
Итоговый контроль предусматривает экзамен в устной (письменной) форме.
Составитель: к.э.н., доцент Белякова Мария Юрьевна Рецензенты:
К.э.н., доцент Иванова Н. В., зав. кафедрой “Экономика” ИГУПИТ,
Д.э.н., профессор Левшина О.Н., зам. зав. кафедрой “Международного менеджмента”РАНХиГС |