Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений»
страница1/4
Дата публикации28.05.2015
Размер0.56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»



(для студентов, обучающихся по специальности

080103.65 «Коммерция (торговое дело)»)

Красноярск 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»



(для студентов, обучающихся по специальностям

080103.65 «Коммерция (торговое дело)»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы

Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы



Красноярск 2013


УДК 159.9.07

ББК 88.37

М 39


Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: кандидат экономических наук, доцент Малиновский Л.Ф., старший преподаватель Хайдарова Н.Н.

Малиновский Л.Ф., Хайдарова Н.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине " История экономических учений " для специальностей 080103.65 «Коммерция (торговое дело)» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 55 с.


УРАО, 2013.

1.Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с:

  государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 080301.65 «Коммерция (торговое дело)»;

  учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебной программой УРАО по данной дисциплине.

История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении профессионального экономиста. Она с максимально объективных позиций знакомит студентов (слушателей) с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной мысли и наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории. История экономических учений позволяет понять, как в ходе эволюции различных течений и направлений развивались и углублялись познания о собственности, рыночном механизме хозяйствования, конкуренции, доходах, законах распределения, ценообразования, денежного обращения, механизмах налогообложения, кредитования, роли государства, формах и методах государственного регулирования, моделях бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, направлениях преодоления экономических кризисов, инфляции, безработицы, сокращении бюджетного дефицита, государственного долга и других социально-экономических явлениях.

Эволюция человеческого общества свидетельствует о том, что на каждом этапе его развития государства осуществляют поиск своего места и роли в цивилизации, отрабатывают общие и особенные направления политических и социально-экономических преобразований. В связи с этим познание исторического опыта является объективной необходимостью и естественной потребностью, одним из способов ориентации во времени и пространстве.

Предметом курса «Истории экономических учений» является исторический процесс возникновения, становления и развития экономических идей, направлений и концепций, представленных теоретическими школами и отдельными экономистами и определение их роли в развитии человеческой цивилизации.

Программа курса «Истрия экономических учений» разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение дисциплины «Истрия экономических учений» требует наличия у слушателей знаний в области экономической теории, истории экономики, философии.

Курс истории экономических учений позволяет:

  1. изучить становление теоретических разработок по формированию рыночной экономики и механизмов ее практической реализации в индустриально развитых странах;

  2. сосредоточить особое внимание на содержательной части конкретных проблем, исследуемых в западной и отечественной экономической теории и возможных вариантах их разрешения;

  3. ознакомиться с прагматическим аспектом экономической науки и проследить, как по мере развития и становления теории модифицируется экономическая политика;

  4. ознакомиться с классово-формационными, субъективистскими, маржинальными, социально-историческими, институциональными и функциональными методами анализа экономической ситуации;

  5. сравнить отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли.

Требования к уровню освоения содержания курса

По завершении курса студенты должны:

иметь представление: об историческом процессе возникновения и развития основных систем экономических взглядов учёных различных исторических периодов.

знать:
-            место истории экономических учений в системе экономических наук;

-           основные этапы развития экономической мысли ( начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.

-               основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

уметь:

  1. использовать методологию, знать содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, предлагаемых различными школами и направлениями при анализе социально-экономических явлений;

  2. анализировать достижения меркантилизма, классической и неоклассической школ, институциональной теории, кейнсианства и неолиберализма, а также отдельных авторов и их вклад в развитие экономической науки и человеческой цивилизации в исторической ретроспективе;

  3. самостоятельно и объективно оценивать развитие мировой и отечественной экономической мысли, вырабатывать альтернативные варианты хозяйственной политики;

  4. составлять различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.

История экономических учений играет фундаментальную роль в становлении профессионального экономиста. Она с максимально объективных позиций знакомит студентов (слушателей) с процессом исторического и логического развития зарубежной и отечественной мысли и наряду с экономической теорией образует теоретико-методологическую основу для изучения функциональных и отраслевых экономических наук.

В истории экономических учений сконцентрирован познавательный опыт прошлых поколений по исследованию социально-экономических проблем, который оказывает существенное влияние на формирование современной теории.
2.Организационно-методический раздел

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану

080301.65 «Коммерция (торговое дело)»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ГСЭ.В.02

ГСЭ.В.02

102

48

54

Заочная форма

ГСЭ.В.02

ГСЭ.В.02

102

16

86


Цели изучения дисциплины:

- углубление и расширение знания по экономической теории, понимание

внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций.

- повышение и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, понимание причин эволюции научных положений, идей, уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике;

- знакомство с выдающимися экономистами мира и изучение сформулированных ими концепций.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение не только общепризнанных в данный период выводов, но и дискуссий, споров, того, что сталкивает экономистов и движет науку вперед;

- систематизация обширной экономической литературы в соответствии с

основными направлениями экономической мысли;

- чтение основополагающих книг по экономической теории, написанных в

разные периоды истории.
Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

– анализ понятий, категорий и структурных элементов истории экономических учений;

– рассмотрение закономерностей и тенденций развития истории экономических учений в современных условиях;

– ориентация на изучение особенностей развития как мировой, так и национальной истории экономических учений;
Программа изучения дисциплины предусматривает:
1. Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных концептуальных вопросов: основным понятиям, подходам, а также вопросам, трактовка которых в научном мире неоднозначна, также рассматриваются конкретные методики и алгоритмы.

Самостоятельная работа предполагает: изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников; изучение но рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ и тем, по возможности, конспектирование их.

2. Проведение семинарских занятий. Такая форма занятий предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Цель семинарского занятия - усвоение важнейших вопросов курса и выступление каждого студента на каждом семинаре. На семинаре студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к семинару студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы семинара, продолжить выступление предыдущего выступающего.

Студент должен иметь на семинаре основные нормативные акты и может пользоваться конспектом изученной литературы. Каждый студент должен по указанию преподавателя отрецензировать сообщение, сделанное предыдущим выступающим.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация работы студентов осуществляется в процессе проведения семинарских занятий на протяжении семестра путем оценки устных ответов, а также решения тестов и задач.

Если студент не выполнил ни одного задания, а также не проявил активности на семинарах, то его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Однако даже при этом студент допускается к экзамену как итоговой форме контроля знаний.

Если студент пропускает занятия по уважительной причине (по болезни, график свободного посещения), то он выполняет задания самостоятельно, во внеаудиторное время, знакомя преподавателя с полученными результатами. При этом тесты могут быть заменены разбором проблемных ситуаций по названным темам.

Предполагается также промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины сдается экзамен.

Экзамен проводится устно по билетам. При выставлении итоговой оценки оцениваются ответы на вопросы экзаменационного билета, дополнительные вопросы и учитывается оценка за работу в течение семестра, включая все элементы рубежного контроля.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи экзамена.
3.Тематический план

по курсу «История экономических учений»

для специальностей «Финансы и кредит», «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)», «Связи с общественностью»

Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений.

4/5

1/-

1/1

2/4



Экономическая мысль Древнего мира.

4/5

1/-

1/1

2/4



Экономическая мысль Средневековья.

4/5

1/-

1/1

2/4



Зарождение экономической мысли в России.

4/5

1/-

1/1

2/4



Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений.

4/5

1/-

1/1

2/4



Зарождение классической политической экономии. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо.

4/5

1/-

1/1

2/4



Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века.

4/5

1/-

1/1

2/4



Систематизация классической политической экономии.

4/5

1/-

1/1

2/4



Эволюция классической школы политической экономии.

4/4

1/1

1/-

2/4



Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века.

4/4

1/1

1/-

2/4



Становление и развитие неоклассического направления (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.).

4/4

1/1

1/-

2/4



Становление и развитие неоклассического направления во 2-й половине XIX века.

4/4

1/1

1/-

2/4



Экономическая мысль в России в ХIХ – начале ХХ вв.

4/4

1/1

1/-

2/4



Развитие отечественной экономической мысли в советский период.

4/4

1/1

1/-

2/4



Зарождение и становление институционального направления в экономической науке.

4/4

1/1

1/-

2/4



Развитие неоклассического направления в ХХ веке.

4/4

1/1

1/-

2/4



Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианская школа, неокейнсианская теория и посткейнсианство.

6/3

2/-

2/-

2/3



Неолиберальное направление в развитии экономической науки ХХ века.

6/3

2/-

2/-

2/3



Теории государственного регулирования экономики.

8/3

2/-

2/-

4/3



Научные открытия Нобелевских лауреатов по экономике.

8/3

2/-

2/-

4/3




Итого

102/102

24/8

24/8

54/86

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины История экономических...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconРабочая программа дисциплины «История экономических учений»
Дисциплина «История экономических учений», индекс б. 2 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история экономических учений...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс история политических и правовых учений...
История политических и правовых учений : Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Тимошевская А. Д., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Н. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений»
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconПамятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»...
Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconИстория экономических учений
Базовый учебник: История экономических учений / Под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой. М.: Инфра-М. 2008 (или...
Учебно-методический комплекс дисциплины «история экономических учений» iconУчебно-методический комплекс для аспирантов специальности 12. 00....
Учебно-методический комплекс для аспирантов специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства, история учений о праве...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск