УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ
__________________________________________________________________
региональное сравнение:
Ярославская область на фоне субъектов России и
Центрального федерального округа ежемесячный информационный обзор
Выпуск № 10(49): январь-октябрь 2013 г.
декабрь
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сводный индекс социально-экономического положения регионов 4
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 9
I.ПромышленноЕ ПРОИЗВОДСТВО 9
II.Сельское хозяйство 10
III.Строительство и инвестиции 13
Инвестиции в основной капитал 13
Объем работ по виду деятельности «Строительство» 14
IV.Финансы 16
Финансы предприятий 16
Бюджет и налоговые поступления 17
V.потребительскИЙ рынОк 17
Оборот розничной торговли и рынок платных услуг 17
Инфляционная динамика 19
VI.Социальная сфера 23
Доходы населения 23
Рынок труда 25
Рождаемость и смертность 26
Правопорядок 28
Данный информационно-аналитический продукт подготовлен с использованием материалов, предоставленных Федеральной службой государственной статистики, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной налоговой службой, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара.
Информационный обзор содержит:
– значения и динамику сводного индекса социально-экономического положения регионов, разработанного Министерством регионального развития Российской Федерации;
– анализ важнейших социально-экономических показателей, характеризующих текущее социально-экономическое положение Ярославской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации и Центрального федерального округа.
Сводный индекс социально-экономического положения регионов Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ» ежемесячно готовит доклад о развитии регионов РФ.
Институтом современного развития совместно с Минрегионом России была разработана методика составления сводных индексов социально-экономического развития регионов, позволяющих оперативно отслеживать изменения в развитии экономики, социальной и финансово-банковской сферы по следующим целям (блокам):
Реальный сектор экономики;
Инвестиционная привлекательность;
Доходы и занятость населения;
Бюджетная система.
На основе четырех индексов, рассчитываемых по данным целям, составляется сводный индекс социально-экономического развития регионов.
Все показатели, используемые в расчете сводных индексов по каждой цели, соотносятся к среднероссийскому значению соответствующего показателя и отражаются в процентах. После получения безразмерных показателей (путем нормирования), они взвешиваются по системе весов, разработанной на основе экспертных оценок.
Расчет совокупного сводного индекса получается путем взвешивания сводных индексов по четырем блокам на основе следующей формулы:
СИ=0,4*СИ1+0,1*СИ2+0,3*СИ3+0,2*СИ4,
где СИ – сводный индекс,
СИ1 – сводный индекс по блоку «Реальный сектор экономики»,
СИ2 – сводный индекс по блоку «Оценка инвестиционной привлекательности»,
СИ3 – сводный индекс по блоку «Доходы и занятость населения»,
СИ4 – сводный индекс по блоку «Бюджетная система». Обращаем Ваше внимание, что данная методика разработана в середине 2009 года в разгар кризисных явлений, когда динамика показателей (темпы роста/спада) требовала пристального внимания для оценки глубины спада экономики регионов.
Одним из недостатков методики является использование показателей, относящихся к периодам, отличающимся от рассматриваемого, и искажает рейтинг. В первую очередь это связано с утверждённым графиком статистического наблюдения, например:
– показатель «инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций» рассчитывается только поквартально, поэтому квартальное значение применяется три месяца подряд;
– показатель «динамика реальных денежных доходов населения» используется с лагом 1 месяц, т.е. при расчете индекса за январь-сентябрь используется значения за январь-август.
В декабре 2012 года произошли изменения в методике, поэтому показатели прошлых лет нельзя сравнивать с показателями 2013 года.
Так, при расчете сводного индекса:
- по блоку «Оценка инвестиционной привлекательности» был включен показатель «индекс физического объема инвестиций в основной капитал»;
- по блоку «Доходы и занятость населения» показатель «объем задолженности населения за ЖКУ» заменили показателем «доля расходов населения за ЖКУ в общем объеме доходов населения»;
- по блоку «Бюджетная система» был исключен показатель «доля текущих расходов в общем объеме расходов» и включены три новых показателя: «доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения», «отношение поступлений по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц к расходам консолидированного бюджета субъекта РФ», а также «доля капитальных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ».
По итогам января-октября 2013 г. сводный индекс по Ярославской области составил 88,1, что соответствует 73-й позиции в РФ и 17-й в ЦФО.
Диаграмма
Основной «вклад» в сводный индекс внесли два блока, которые имеют наибольшие веса:
- «Реальный сектор экономики», где по-прежнему продолжается тенденция рецессии промышленности;
- «Доходы и занятость населения», где отдельные показатели за прошедшие десять месяцев показали не очень хорошую динамику на фоне других субъектов.
Диаграмма При расчете сводного индекса в блоке «Реальный сектор» наибольший удельный вес имеет показатель «индекс промышленного производства», составивший в январе-октябре 2013 г. в Ярославской области 95,3%. Это обеспечило нашему региону по итогам десяти месяцев 2013 г. 75-ю и 17-ю позиции на фоне субъектов России и ЦФО соответственно.
Самыми существенными причинами снижения уровня промышленного производства являются: сокращение внешнего и внутреннего спроса; высокий уровень конкуренции со стороны иностранных производителей.
При этом если рассмотреть ситуацию по крупным и средним предприятиям области, она существенно отличается: так, по итогам января-октября 2013 г. индекс производства по видам экономической деятельности по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, (включая средние предприятия) составил 101,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Таким образом, существенное снижение индекса промышленного производства во многом обусловлено работой предприятий малого бизнеса области.
Сводный индекс по блоку «Реальный сектор экономики» за январь-октябрь в Ярославской области снизился до 92,9. На фоне субъектов ЦФО и РФ позиции региона по-прежнему достаточно низкие – 15-е и 67-е места соответственно (в январе-сентябре 2013 г. - 15-е и 65-е).
Диаграмма За десять месяцев текущего года индекс по блоку «Оценка инвестиционной привлекательности» составил 76,2. В рейтинге регионов ЦФО наша область - на 12-м месте, в РФ – на 58-м месте.
При расчете сводного индекса по данному блоку большинство показателей имеет одинаковый вес – 0,2.
Для нашего региона в анализируемом периоде характерны невысокие показатели по виду деятельности «Строительство», жилищное строительство в сравнении со среднероссийскими и в среднем по ЦФО. Во многом это объясняется межрегиональной дифференциацией регионов ЦФО и России в строительной сфере.
Диаграмма Руководители строительных организаций Ярославской области считают основными факторами, ограничивающими производственную деятельность, высокий уровень налогов и недостаток финансирования, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий, неплатежеспособность заказчиков и конкуренция со стороны других строительных фирм.
В блоке «Доходы и занятость населения» наш регион со значением показателя 90,0 за прошедшие десять месяцев среди регионов центральной России занимает 18-е место и 72-е место среди субъектов РФ.
В данном блоке следует отметить, что относительно других регионов ЦФО в Ярославской области отмечается: усиление инфляционного давления; замедление темпов роста реальных денежных доходов населения; высокий уровень просроченной задолженности по заработной плате на одного занятого; самый высокий уровень зарегистрированной безработицы в ЦФО.
Диаграмма Сводный индекс по блоку «Бюджетная система» в январе-октябре 2013 года составил 81,8, что позволило нашему региону в рейтинге субъектов занять 12-е и 54-е места в ЦФО и РФ соответственно.
Относительно других регионов в Ярославской области наблюдается сохранение:
- достаточно высокого темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета;
- высоких позиций по доходам консолидированного бюджета области на душу населения.
В заключение можно отметить, что Ярославская область занимает достаточно низкие позиции в рейтинге по сводному индексу социально-экономического развития регионов (по итогам января-октября 2013 года - 17-е место из 18-ти в ЦФО, 73-е из 83-х в РФ).
Вместе с тем, используемая методика позволяет определить только тренд социально-экономических процессов в регионах, но не учитывает накопленных результатов их прошлого развития.
ПОЗИЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|