Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня»





Скачать 43.25 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня»
Дата публикации05.09.2013
Размер43.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
УДК 070.15

«ЧЕРНОБЫЛЬ» КАК ИНСТРУМЕНТ МИФОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ

Никитина Т.В.,

научный руководитель ст. преп. каф. журналистики Богуславская О.В.

Сибирский федеральный университет



Ролан Барт в работе «Миф сегодня» писал, что миф «есть похищенное и возвращенное слово». В этой связи миф приравнивается к слову, однако, он обладает беспредельной суггестивной силой, тем самым являясь коммуникативной системой; сообщением. Если и говорить о слове в контексте мифологизации, то нужно обратиться к термину «мифическое слово», которое так же, по Барту, является сообщением, т.к. в репрезентированной реальности не существует понятия «объективное слово». Любое слово в контексте мифологизации есть ложь.

Существенное влияние на восприятие социумом мифического слова оказывают архетипы. Согласно К.Г. Юнгу, архетип: невозможен сам по себе; является средством самого себя; представляет собой коллективный универсальный паттерн; является основным содержанием мифологий; представляет собой архаические остатки. Перечисленные свойства указывают на то, что архетип, неспособный на самостоятельное проявление, взаимосвязан со словом, а следовательно – с мифом. Таким образом, взаимодействуя с двумя основополагающими составляющими – мифом и словом – архетип может быть проявлен через любое явление действительности.

Мифическое слово, в основе которого лежит архетип, в свою очередь является фундаментом того, что рассмотрел Маршал Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» – фундаментом теории об изменении социума под влиянием электронных СМИ. В определенном смысле мифологизированное слово является мифологизированным фактом. Факт имеет сложную природу, в связи с чем исследователи рассматривают его с двух основных позиций: факт, как объективное явление действительности; факт, как субъективная реальность. Принимая во внимание вторую позицию, можно утверждать, согласно Леонтьеву А.А., что «факт не существует в самой действительности: это результат нашего осмысления или переработки информации о действительности». Подобной точки зрения придерживается и Майкл Новак, который приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными».

В этом смысле стоит упомянуть «самоисполняющееся пророчество» – «self-fulfilling prophecy». Термин, как и слово, как и факт, так же имеет мифологическую природу. Термин был популяризован после публикации Мертона «Самоисполняющееся пророчество». Но, согласно другой его работе «Социальная теория и социальная структура», на данный момент самоисполняющееся пророчество представляет собой «ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность». Таким образом, со ссылкой на Роберта К. Мертона и теорему Томаса, можно утверждать, что «если человек определяет ситуацию как реальную, она – реальна по своим последствиям». В этом смысле не составит труда убедиться в мифологизированности реальности и в архетипичной природе слова, мифа и их взаимодействия.

Одним из инструментов мифологизации сознания может стать глобальная техногенная катастрофа, оставившая неизгладимый след в восприятии реальности социумом. В качестве такой катастрофы в данном случае выступает авария на Чернобыльской АЭС. По своей сути, данная авария может быть рассмотрена во многих ипостасях: начиная от образа события и заканчивая инструментом создания мифологизированной действительности. Такая неоднозначная и обширная природа «Чернобыля» говорит о его проникновении во все сферы человеческого сознания, а также – о глобальности мифа восприятия ядерных инцидентов и сферы радиоактивности – о глобальности «мифа Чернобыля». «Чернобыль» с самого своего появления представляет собой слово потерянное и возвращенное. Согласно различным причинам, в СМИ не поступала информация об инциденте – сфера медиа с самого начала представила «Чернобыль» как переосмысленную реальность – как мифическое слово. Таким образом, слово «Чернобыль» уходит в концептосферу – в человеческом сознании складывается устойчивый ассоциативный ряд относительно данного концепта, что является и признаком мифологизации в том числе.

Будучи мифическим словом «Чернобыль» оказывает влияние и на другие ядерные катастрофы. Чернобыльская авария мифологизировалсь и закрепилась в массовом сознании – примером тому может стать и другая конкретная авария – взрыв на ПО «Маяк». Инцидент, произошедший на химическом комбинате, нельзя рассматривать вне призмы «Чернобыля». Другой пример – это авария на японской АЭС «Фукусима-1». В настоящее время «Чернобыль» является не просто призмой, но и основой для восприятия других ядерных катастроф и основой для формирования отношения к таким катастрофам у социума.

Согласно определению Рашкоффа, «Чернобыль», кроме перечисленного, является медиавирусом и мемом. В итоге, «Чернобыль» становится не просто мифологизированным словом, а медийным мифологизированным словом, т.к. свое распространение и изменение он получает именно благодаря медийной сфере. Стоит отметить, что у медиавируса существует «протеиновая оболочка», которой может оказаться «событие, изобретение, технология, система идей, музыкальная фраза, визуальный образ, научная теория, сексуальный скандал, стиль одежды или даже поп-знаменитость» – какой угодно контент, лишь бы он вызывал интерес у общества.

В этом смысле, «Чернобыль», являясь глобальной медийной мифологизацией, влечет за собой изменения в социуме, формируя чернобыльский и постчернобыльский синдромы. Чернобыльский синдром – это настороженное отношение к радиации в целом и к сфере радиоактивности в частности. Кроме прочего, это радиофобия и гиперболизированное восприятие радиационных аварий, связанное с засекреченностью и дезинформацией. Постчернобыльский синдром – это та информация об авариях, которая трактуется через призму чернобыльской аварии. Нередко такая информация носит гиперболизированный характер. Однако, прежде всего, к постчернобыльскому синдрому относится восприятие текста. Синдромом же в данном случае выступает ассоциативный ряд, порождаемый концептом.

Авария на Чернобыльской АЭС представляет собой медийное мифическое слово. Исходя из этого, рождается «Чернобыль», имеющий мифологизацию в несколько ступеней. С одной стороны, он становится мифом, через который рассматривают иные ядерные инциденты. С другой стороны, в основе «Чернобыля» лежит в точности такой же миф. Кроме этого, «Чернобыль» имеет и несколько степеней возведения в мифическое слово – он является цикличным потерянным и возвращенным медийным словом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconДипломного проекта/работы
В соответствии с Уставом фгоу впо «Сибирский федеральный университет» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconРолан Барт Семиотика, Поэтика (Избранные работы)
Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек,культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для семинарских занятий / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет экологическая биофизика водных экосистем
Э400 Экологическая биофизика водных экосистем: учебно-методические указания для самостоятельной работы / сост. М. И. Гладышев – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как писал Ролан Барт, словесный текст — это всего лишь пространство, где свободно вспыхивают языковые огни Точное определение, несмотря...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconО проведении I областного конкурса профессионального мастерства педагогов
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconБиохимия тканей
Биохимия тканей: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Е. В. Инжеваткин – Красноярск: Сибирский федеральный...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconОбщая биология
О 280 Общая биология: Учебно-методические указания к самостоятельной работе / сост. Е. А. Иванова. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconМедицинская подготовка
М 545 Медицинская подготовка: методические указания к самостоятельной работе [Текст] / cост. О. В. Смирнова. – Красноярск: Сибирский...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconМетоды биохимических исследований
М 545 Методы биохимических исследований: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост О. А гусейнов. – Красноярск:...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconСпектральные методы исследования в биохимии
М 545 Спектральные методы исследования в биохимии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов....
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconСибирский федеральный университет
А. Н. Борисевич, Л. В. Границкий, Л. В. Кашкина, В. Б. Кашкин, Г. Г. Никифорова, Т. В. Рублева К. В. Симонов, А. И. Сухинин
Сибирский федеральный университет Ролан Барт в работе «Миф сегодня» iconПрограмма 00-10. 00 регистрация гостей (фойе 1-го этажа ук №2), видеофильм...
Миф и обучающиеся 9-11 классов образовательных учреждений Волгоградской области; участники и их научные консультанты получают сертификаты...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск