Скачать 0.58 Mb.
|
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Калининграде организационное поведение УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по направлениям: 080500 – ”МЕНЕДЖМЕНТ” по специальности: 080507 – “МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ” Калининград2010
- Учебная дисциплина «Организационное поведение освещает теоретические и практические аспекты особенностей индивидуального, группового и общеорганизационного поведения, раскрывает пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, знакомит с набором инструментов, используемых на различных уровнях, позволяющих овладеть навыками эффективного управления поведением людей в процессе деятельности. Цель дисциплины: дать студентам сведения об основных закономерностях поведения человека в организации и способствовать формированию навыков и умений управлять индивидуальной и совместной деятельностью в рамках определенных организационных структур. Задачи дисциплины:
Предмет организационного поведения – активность работников и коллектива в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми(психологическими, социальными, социально-психологическими, экономическими, профессиональными, управленческими) особенностями. Виды компетенций. В результате изучения курса студенты должны: Иметь представление: - об эффективных методах воздействия руководителя на персонал. Знать: - основные положения современных и классических теорий управления организационным поведением сотрудников; - особенности поведения человека в организации; - методы мотивации работников; - методы организационной коммуникации; - методы разрешения организационных конфликтов; - методы эффективного управления на основе использования принципов лидерства. Уметь:: - использовать в практике менеджмента взаимодействия работников и менеджеров, обеспечивающих успешную деятельность организации; - уметь адаптировать их к реальным ситуациям и вырабатывать собственные рекомендации по корректировке поведения сотрудников. Организационно-методические указания. Рабочая учебная программа по дисциплине «Организационное поведение» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов управленческих факультетов по специальности «Менеджмент организации» с учетом особенностей организационного поведения на российских предприятиях. Учебная дисциплина «Организационное поведение» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, образующих группу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента для специалистов, основной вид профессиональной деятельности которых в системе управления организацией. Управление поведением людей в организации представляет собой органический сплав науки и искусства. Это свободная теоретическая деятельность, основанная на прочном научном фундаменте. Овладение искусством управления людьми является важным условием развития, повышение качества и эффективности менеджмента в организациях, относящихся к любой сфере общественной жизни. Основное внимание при разработке программы уделялось описанию организации как активной целенаправленной социальной системы, законам групповой динамики, механизму мотивационного управления, выбору стратегии и тактики социально-психологического воздействия на людей, этике и психологии делового общения, сущности, значению и содержанию труда руководителя. Учебный материал дисциплины тесно связан с содержанием курсов «Социология управления» и «Управление персоналом», поэтому некоторые темы этих курсов следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Данная программа составлена для студентов заочной формы обучения и предусматривает поведение занятий в виде лекций, практических занятий, письменных контрольных опросов, рефератов, самостоятельной подготовки студентов. В лекциях передается содержание тем дисциплины, основные положения излагаются в тезисной форме. На практических занятиях у студентов формируется системно-ситуационный и творческий подходы при рассмотрении пройденных на лекциях материалов. Содержание программы, её объем обусловливают необходимость оптимизации работы на занятиях, отбор учебного материала и методик преподавания. Следует обратить внимание на содержание самостоятельной работы, которая имеет большой удельный вес и становится обязательным видом учебно-познавательной студентов. Изучать дисциплину рекомендуется в последовательности, изложенной в программе. При этом особое внимание следует обратить внимание на четкое усвоение терминов и ясное понимание сущности проблем. В целях более глубокого усвоения материала предусматривается использование в лекционном курсе анализа мирового и отечественного опыта управления; самостоятельное изучение студентам обязательного книжного минимума, анализ литературных источников и фактических материалов по отдельным темам программы, а также изучение дополнительной литературы при подготовке докладов и рефератов; Использование на семинарных занятиях деловых, организационно-деятельностных игр, «кейс-стади» - анализа конкретных ситуаций. С целью интенсификации и повышения эффективности всех видов учебных занятий рекомендуется применять технические средства обучения, электронно-вычислительную технику, повышать степень самостоятельности студентов в освоении программного материала. Для получения необходимой информации о выполнении студентами графика учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленных задач и целей обучения, стимулирование самостоятельной работы проводится текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки. Предусматриваются также такие формы контроля знаний студентов как написание докладов, рефератов. Изучение курса «Организационное поведение» заканчивается сдачей экзамена.
3.1 Темы и основное содержание лекций Тема 1. Теоретические основы организационного поведения Понятие «организационного поведения». Задачи и место курса в ряду других управленческих дисциплин. Междисциплинарный подход к изучению поведения людей в организации. Организация. Поведение. Факторы организационного поведения: человеческий фактор, организационная структура, технология, внешняя среда. Объект и предмет организационного поведения. Теории поведения человека в организации. Когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения. Системный подход к организационному поведению. Причины внимания к организационному поведению в современных организациях. Тем 2. Личность и психологические установки личности в организационном поведении Личность и организация. Человеческий фактор в социально-экономических системах. Понятие личности (личностные цели, компетенции, убеждения, рационализация). Современные теории личности. Этапы развития личности и процессы социализации. Ключевые черты личности и организационное поведение. Сферы и потенциал личности в организации. Природа, виды и формирование установок. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок, их значение для организационного поведения. Социальные и биографические характеристики личности в организации. Тема 3. Групповое поведение. Социально-психологические закономерности и эффекты в организации Базовые теории групп. Этапы формирования групп. Типы и виды групп. Формирование группового поведения в организации. Виды групп в организации. Социальная структура организации. Стадии командного строительства. Навыки создания эффективной команды. Формальные и неформальные команды. Ролевые представления членов команды. Иерархия статусов. Сплоченность группы. Факторы, влияющие на сплоченность. Групповые нормы. Тема 4. Управление поведением в организации Управление поведением организации. Роли и ролевое поведение в организации. Руководство в организации. Стили руководства. Ориентации руководителя: формализованные и персонализованные. Значение поведенческого диапазона в организационном управлении. Лидерство в организации. Инструментальное и экспрессивное лидерство. Теории лидерства: теории черт; ситуационная теория; системная теория. Качество и черты личности лидера. Лидерство и власть. Типы власти. Властные отношения в организации. Требования организационного поведения к менеджеру. Тема 5. Мотивация и результативность организации Понятие о мотивации. Мотивы и их виды; общие, первичные и вторичные. Социально-психологические регуляторы поведения человека. Элементы мотивационной сферы. Трудовая мотивация. Содержание теории. Процессуальные теории. Удовлетворенность трудом. Мотивация и результативность организации. Особенности мотивации работников в России. Тема 6. Формирование и развитие поведения персонала в организации Социально-психологическое развитие поведения в организации. Управление нововведениями в организации. Анализ и конструирование организации. Изменение в организации. Персональное развитие в организации. Поведенческий маркетинг. Характер организаций и поведение. Управление эффективностью организационной структуры. Коммуникативное поведение в организации. Управление конфликтами. Межличностные отношения. Тема 7. Перспективы развития организационного поведения Проблема универсальности методов организационного поведения применительно к различным национальным культурам. Система индикаторов поведения в национальных культурах: отношение ко времени, дистанция власти, индивидуализм, избегание неопределенности. Повышение эффективности межкультурного общения и подготовка менеджеров. Результаты кросс-культурных исследований организационного поведения. Организационное поведение в системе международного бизнеса. 3.2 Планы аудиторных практических занятий (семинаров) Практическая работа № 1 (2 часа) Тема: Личность и психологические установки личности в организационном поведении Вопросы для обсуждения:
Практикующее управление:
Ролевая структура коллектива
Домашнее задание Проанализируйте факторы стресса и оцените собственную предрасположенность к нему. Подсчитайте очки, если что-нибудь из перечисленного случилось с вами за прошлый год. Баллы 150 и ниже означают относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессом нарушений здоровья. От 150 до 300 баллов говорят о 50% - ном шансе значительного расстройства здоровья в течении последующих двух лет. Число балов свыше 300 повышает эту опасность до 80%. Количественная шкала стресса
Тип А – Тип В. Тест для самопроверки Для того, чтобы определить, к какому типу личности – А или В вы принадлежите, обведите кружком одну из цифр для каждой характеристики (Словесные описания представляют полярные суждения), которая наиболее точно описывает ваше поведение в каждой из ситуаций.
Подсчитайте свои очки, умножьте результат на три, определите свой тип личности Число очков Тип характера Менее 90 В От 90 до 99 В+ От 100 до 105 А- От 106 до 119 А 120 и более А+ Черты личности, характерные для типов А и типа В
Практическая работа № 2 (2 часа) |
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010 | Учебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент... Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с | ||
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»... Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий)» это первая часть дисциплины «управление внешнеэкономической... | Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»... Целью изучения дисциплины является овладение студентами основных концепций стратегического менеджмента, приобретение ими практических... | ||
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»... Изучение дисциплины предполагает знание студентами структуры мировой экономики, тенденций её развития, умения оценивать конкурентоспособность... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,... Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт | Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденными 17 марта 2000, №234 эк/сп | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности... Целью настоящей программы является получение студентами знаний о теории и практике защиты человека в чрезвычайных ситуациях и сохранении... | Учебно-методический комплекс дисциплины инновационный менеджмент... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент ... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Связи с общественностью»... Учебная программа дисциплины «Связи с общественностью» разработана для студентов экономического факультета направления 080507. 65... | Учебно-методический комплекс Для специальностей 080505 Управление... Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... |