Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г





НазваниеУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г
страница1/7
Дата публикации06.12.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по направлениям: - 080500 «Менеджмент»

по специальности: - 080507 Менеджмент организации


Калининград 2010 г.
Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт.-составитель Дерендяева Т.М.- КФ СПБ.: СПБИВЭСЭП, 2010. – с.

Автор- составитель:

К.п.н., доцент

Дерендяева Т.М.

Рецензенты:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стратегический менеджмент как самостоятельная дисциплина сформировался в 80-е годы XX столетия. Стратегический менеджмент не является принципиально новым понятием в теории управления, од­нако функционирование как в нашей стране, так и за рубежом произ­водственно-хозяйственных структур, использующих принципы, прие­мы и методы стратегического менеджмента, отличаются в значитель­ной степени от деятельности организаций, работающих по традиционным схемам управления.

Управление компанией в условиях постоянно меняющейся внеш­ней среды, жесткой конкурентной борьбы, нестабильной экономиче­ской ситуации требует от руководителей всех уровней знания основ стратегического менеджмента, умения прогнозировать и предвидеть возможные изменения конкурентной среды и разрабатывать оптима­льные направления развития деятельности компании.

Целью изучения дисциплины является овладение студентами основ­ных концепций стратегического менеджмента, приобретение ими практических навыков стратегического анализа, которые могут быть использованы в их последующей работе.

Активная форма семинаров открывает большие возможности для усвоения теоретического и практического материала.

Задачами курса являются:

  • закрепление теоретических знаний по курсу «Стратегический
    менеджмент»;

  • освоение приемов оценки внутреннего состояния фирмы;

  • приобретение практических навыков по определению конкурентного положения компании и предвидения возможных негативных
    изменений во внешней среде;

  • получение необходимых знаний для того, чтобы разрабатывать
    меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации;

  • овладение навыками по структурированию целей и определе­нию стратегий достижения поставленной цели.

Стратегический менеджмент охватывает все стороны жизнедеяте­льности компании, поэтому данный учебный курс тесно связан с дру­гими дисциплинами экономического профиля, в частности с курсами «Маркетинг», «Менеджмент», «Теория организации», «Организаци­онное поведение» и другими.

Уровень освоения дисциплины должен позволить обучаю­щимся уверенно ориентироваться в стратегическом планировании деятельности фирмы. Полученные знания должны обеспечить умение чётко формулировать цели развития компании, строить дерево це­лей, владеть методами анализа и прогнозирования развития внешней и внутренней среды компании, определять ее конкурентные позиции, использовать современные экономико-математические модели и компьютерные технологии имитационного моделирования экономи­ческих процессов, делать обоснованные выводы и принимать опт­имальные управленческие решения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю развития теории стратегического менеджмента; инструменты, существующие в стратегическом менеджменте для выработки эффективной стратегии; освоение приемов оценки внутреннего планирования предприятия.

Уметь: разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации; оценивать стратегические альтернативы предприятия; применять методы для оценки своих конкурентов; использовать SWOT-анализ для выявлений внешних и внутренних угроз для предприятия; уметь хорошо ориентироваться в стратегическом планировании; применять методы оперативных и тактических решений

Владеть: навыками по структурированию целей и определению стратегий достижения поставленной цели; навыками разработки индивидуальной стратегии для укрепления конкурентных позиций; навыками быстрого реагирование на изменения внешних факторов;

Для студентов заочного отделения форма контроля включает подготовку контрольных работ и экзамен.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п\п


Наименование темы

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Лекции

Практические

занятия

Всего

1

Раздел 1. Организация как объект управления.

Тема 1.1. Понятие организации. Подходы к классификации организаций. Характеристика организаций различных типов. Система социальных и экономических связей в организации.

Тема 1.2.Эволюция управленческой мысли и организаций. Характеристика различных школ управленческой мысли. Развитие управленческих си­стем

1

-

1

6

2

Раздел 2. Стратегический подход к управлению организацией.

Тема 2.1. Понятие и сущность стратегического менеджмента. Историческая ретроспектива изменения условий предпринимательской деятельно­сти. Понятие стратегии. Стратегия и эффективность.

Тема 2.1.Концепция стратегического менеджмента. Определение стратеги­ческого управления. Соотношение понятий стратегического и опера­тивного управления. Предпосылки использования стратегического менеджмента. Причины, препятствующие развитию стратегического менеджмента. Преимущества стратегического подхода к управлению.

Тема 2.3.Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйст­венные центры.

-

0,5

0,5

6

3

Раздел 3. Методологические основы стратегического менеджмента.

Тема 3.1. Системный подход как основа разработки стратегии. Понятие сис­темы-. Основы теории систем. Принципы системности в управлении. Системный анализ и стратегические решения. Развитие инструмента­рия системного анализа. Системный анализ и целевое управление.

Тема 3.2. Теория информации. Её роль в стратегическом управлении. Со­временное состояние систем информации. Понятие информационно­го обеспечения. Информационные потоки на фирме. Требования к информации. Основные этапы стратегического менеджмента

Тема 3.3. Задачи стратегического менеджмента. Характеристика процесса стратегического менеджмента и его этапов.

1

-

1

6

4

Раздел 4. Определение направлений развития компании.

Тема 4.1. Три задачи создания стратегии: формулирование стратегического видения, установление целей, разработка стратегии.Миссия фирмы и стратегические перспективы. Формулировка миссии для функциональных подразделений. Возможность изменения миссии фирмы.

Тема 4. 2. Установление целей развития компании. Требования к целям, SMART-принцип. Стратегические и финансовые цели. Долгосрочные и краткосрочные цели. Концепция стратегического намерения. Иерархия целей.

Тема 4. 3. Нахождение наилучшего пути достижения поставленной цели. Сущность метода структуризации целей. Алгоритм построения матрицы инциденций. Матричное представ­ление паросочетаний «Цели - задачи».

Тема 5.2. Дерево целей. Правила построения дерева целей. Дерево целей и дерево решений.

Тема 5.3. Использование метода структуризации целей для решения эконо­мических задач.

-

1

1

6

5

Раздел 5. Выстраивание стратегической пирамиды.

Тема 5.1.Виды стратегий и их характеристика. Стратегическая пирамида. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия.

Тема 5.2. Функциональные и опе­рационные стратегии. Факторы, влияющие на формирование страте­гии. Управление процессом формирования стратегии.

Тема 5.3. Правила разра­ботки успешных деловых стратегий. Тема 5.4. Процедура оценки элементов экономической стратегии фирмы.


1

-

1

6

6

Раздел 6. Стратегическое планирование.

Тема 6.1. Основные этапы развития внутрифирменного планирования. Сущ­ность, функции и преимущества стратегического планирования. Основные виды планов. Долгосрочное и стратегическое планирование.

Тема 6.2. Процесс стратегического планирования. Обязательность систем­ного подхода и опоры на четыре взаимосвязанные части планов: систе­ма целей планирования — средства достижения (реализации) пла­нов — содержание деятельности за весь плановый период — требуемый результат. Роль марке­тинговых исследований.

Тема 6.3. Проблемы стратегического планирования.


1

1

2

7

7

Раздел 7. Анализ состояния отрасли.

Тема 7.1. Схема проведения анализа отрасли и конкуренции в ней. Экономическая сущность отрасли. Содержание рынка. Показатели концентрации: доля четырёх, индекс Херфиндела-Хиршмана. Ценовое поведение: индекс Лернера, множитель наценки. Условия спроса и предложения: индекс Родшильда. Динамика интеграционных процессов.

Тема 7.2. Методы исследования окружающей среды и прогнозирование из­менений. Техника анализа ПЭСТ. Стратегическая важность ключевых экономических характери­стик отрасли. Анализ конкурентной среды: модель пяти сил конку­ренции Портера. Концепция движущих сил и изменения в структуре конкурентных сил в отрасли. Карты стратегических групп, их исполь­зование для оценки конкурентных позиций соперничающих фирм.

Тема 7.3. Определение стратегии конкурентов. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе, их основные типы. Тема 7.4.Оценка перспектив разви­тия отрасли.


1

0,5

1,5

6

8

Раздел 8.Стратегический потенциал организации и анализ состояния компании.

Тема 8.1. Определение сильных и слабых сторон организации. Учёт внешних угроз (опасностей) и возможностей. Производственный процесс и издержки. Стратегический анализ издержек, сравнительная оценка издержек по основным видам деятельности. Выбор стратегии для достижения конкурентоспособности по издержкам.

Тема 8.2. Анализ конкурентной позиции компании. Определение стратегических проблем, с которыми сталкивается организация. Анализ цепочки ценностей.

Тема 8.3. Количественный анализ макро- и микросреды организации. SWOT-анализ: оценка сильных и слабых сторон компании, учет внеш­них возможностей и угроз.


1

0,5

1,5

6

9

Раздел 9.Процедура анализа и выбора стратегических позиций.

Тема 9.1. Выбор позиции в конкуренции. Матричный анализ хозяйственно­го портфеля компании.

Тема 9.2. Матрица Бостонской консультативной груп­пы. Модель Мак-Кинзи.

Тема 9.3. Оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования.

-

1

1

7

10

Раздел 10. Анализ стратегических альтернатив.

Тема 10.1. Общие стратегии конкуренции. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.

Тема 10.2. Использование оборонительных стратегий для защиты конкурентного преимущества.

Тема 10.3. Стратегия вертикальной интеграции. Стратегические преимущества вертикальной интеграции. Стратегические недостатки вертикальной интеграции.

Тема 10.4. Стратегический маркетинг.

-

1

1

7

11

Раздел 11. Реализация стратегии и контроль ее исполнения.

Тема 11.1. Руководство процессом выполнения стратегии. Процедура отбора исполнителей на ключевые позиции. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Стратегические преимущества и недостатки отдельных организационных структур.

Тема 11.2.Процедуры увязки бюджетов со стратегией. Создание поддержива­ющих стратегию политик и процедур. Формализация стратегической информации.

Тема 11.3.Роль человеческого фактора в реализации стратегии.

1

0,5

1,5

7

12

Раздел 12. Управление в условиях стратегических изменений.

Тема 12.1. Сопротивление системы стратегическим изменениям: его приро­да, источники, возможности нейтрализации.

Тема 12.2.Факторы, определяющие индивидуальное и групповое сопротив­ление стратегическим изменениям. Источники сопротивления. Управление сопротивлением.

Тема 12.3.Характеристика различных подходов к проблеме управления в усло­виях спонтанных изменений. Тема 12.4.Принудительный метод проведения изме­нений. Адаптивные изменения.

1

1

2

6




Итого

8

6

14

76




Всего

90 часов



3.ПРОГРАММА КУРСА

3.1. Темы и их краткое содержание.
Раздел 1. Организация как объект управления.

Тема 1.1. Понятие организации. Подходы к классификации организаций. Характеристика организаций различных типов. Система социальных и экономических связей в организации.

Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли и организаций. Характеристика различных школ управленческой мысли. Развитие управленческих си­стем.
Раздел 2. Стратегический подход к управлению организацией.

Тема 2.1. Понятие и сущность стратегического менеджмента. Историческая ретроспектива изменения условий предпринимательской деятельно­сти. Понятие стратегии. Стратегия и эффективность.

Тема 2.2. Концепция стратегического менеджмента. Определение стратеги­ческого управления. Соотношение понятий стратегического и опера­тивного управления. Предпосылки использования стратегического менеджмента. Причины, препятствующие развитию стратегического менеджмента. Преимущества стратегического подхода к управлению.

Тема 2.3. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйст­венные центры. Зоны стратегических ресурсов. Группы стратегиче­ского влияния.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент...
Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент...
Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»...
Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий)» это первая часть дисциплины «управление внешнеэкономической...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»...
Изучение дисциплины предполагает знание студентами структуры мировой экономики, тенденций её развития, умения оценивать конкурентоспособность...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по направлениям: 080500 ”менеджмент”...
Цель дисциплины: дать студентам сведения об основных закономерностях поведения человека в организации и способствовать формированию...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
«Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507,...
Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденными 17 марта 2000, №234 эк/сп
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»
«Менеджмент организации» / Составитель Е. М. Редькина; фгоу впо «тгакист», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций,...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности...
Целью настоящей программы является получение студентами знаний о теории и практике защиты человека в чрезвычайных ситуациях и сохранении...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационный менеджмент...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент
...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент» по специальности: 080507 Менеджмент организации Калининград 2010 г iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Связи с общественностью»...
Учебная программа дисциплины «Связи с общественностью» разработана для студентов экономического факультета направления 080507. 65...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск