Скачать 1.3 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет Кафедра финансов и кредита УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе профессор Е.Г. Елина ____________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Финансы и кредит Направление подготовки 222000 «Инноватика» Профиль подготовки «Инновационная экономика» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов 2012 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Финансы и кредит» являются достижение образовательных результатов ООП подготовки бакалавров, формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории финансов, кредита, банков, раскрытие исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике. Кроме того, целью подготовки бакалавров становится обучение умениям использования методов регулирования денежного обращения и процесса кредитования заемщиков, а также компетенциям в области денежно-кредитного управления экономической системы государства. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Финансы и кредит» относится к дисциплинам профиля «Инновационная экономика», входящего в профессиональный цикл подготовки бакалавров по направлению «Инноватика». Содержание курса является логическим продолжением содержания курсов Макроэкономика. Микроэкономика. История экономических учений. Финансы. Бюджетная система России. Бухгалтерский учет и анализ. Менеджмент. Банковское дело. Экономика предприятия. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): По окончанию изучения курса «Финансы и кредит» у студента должны быть сформированы также следующие компетенции: общекультурные владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13). профессиональные расчетно-экономическая деятельность - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); аналитическая, научно-исследовательская деятельность - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: основные вопросы современной теории денег, кредита, банков, позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономик; современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, в том числе, в сфере международных экономических отношений, деятельность кредитных организаций, практику применения этих документов; содержание основной отечественной и зарубежной монографической литературы по теоретическим вопросам, связанным с функционированием денежно-кредитной сферы; основы организации и регулирования денежного оборота, реализации денежно-кредитной политики в различных странах, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики, особенности проведения денежных реформ в отдельных странах, специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков; •Уметь: владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной к рыночной экономиках, учитывая при этом специфику России; анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной сферы экономики; уметь оценивать роль банков в современной рыночной экономике. •Владеть: навыками, связанными с функционированием денежно-кредитной сферы, методами регулирования денежно-кредитной сферы экономики, а также элементами практической деятельности в кредитных организациях. Профессиональные профильные компетенции по подготовке «Финансы и кредит»: (ППК) - знать федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по управлению финансами, формированию бюджетов на соответствующей территории, реформированию бюджетно-налоговой сферы, методы расчета финансовых (бюджетных) показателей в целях финансового (бюджетного) прогнозирования и основы составления проектов бюджетов различных уровней (ППК-1); - владеть специальной финансовой и экономической терминологией, современными информационными технологиями в области планирования бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (ППК-12); - уметь выбирать инструментальные средства для обработки финансовых и экономических данных, анализировать результаты расчетов и обосновывать свой выбор (ППК-15); - знать понятийный аппарат в области финансов, основные этапы становления и развития финансовой науки, основные этапы развития финансов как совокупности специфических экономических отношений, функции и задачи органов управления финансами (ППК-16); - знать историю банковского дела и кредитных отношений, современные тенденции развития банковского дела и денежного обращения (ППК-17); - уметь работать с финансово-экономическими источниками и информацией, проводить анализ экономических показателей деятельности кредитных организаций (ППК-18); - уметь анализировать нормативно-правовые документы в области банковского дела и кредитных отношений (ППК-19); - уметь формировать количественную и качественную оценку банковского сектора страны (ППК-20); - быть способным анализировать международный опыт функционирования финансово-кредитной системы, используя отечественные и зарубежные источники информации (ППК-21); - владеть методами организации расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц и формами безналичных расчетов; методами организации операций с ценными бумагами, операций по кредитованию, валютных операций, лизинга и факторинга (ППК-24). 4. Структура и содержание дисциплины (модуля). Для очной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часа. Аудиторная работа 72 ч. Лекции 36 ч. Практические занятия/семинары 36 ч. Внеаудиторные самостоятельные работы студентов 72ч.
Раздел 1. Финансы Тема 1. Финансы и финансовая система Финансы - историческая категория. Финансы - экономическая категория. Финансовые ресурсы. Функции финансов. Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Финансовая система и характеристика ее звеньев. Финансы Российской Федерации. Вопросы для обсуждения
Тема 2. Финансовая политика и управление финансами Финансовая политика. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе. Управление финансами. Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования. Вопросы для обсуждения
Тема 3. Налоги и налогообложение Налоги: сущность, функции, классификация. Принципы построения налоговой системы. Эволюция налоговых систем. Финансово-правовые аспекты взимания налогов. Налоговая политика. Вопросы для обсуждения
Тема 4. Бюджет государства Социально-экономическая сущность и роль бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач. Состав и структура расходов федерального бюджета России. Состав и структура доходов федерального бюджета России. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Вопросы для обсуждения
Тема 5. Внебюджетные фонды Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Взаимосвязи специальных фондов с другими звеньями финансовой системы. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Пенсионный фонд, его значение. Доходы и расходы пенсионного фонда. Обязательные страховые взносы в пенсионный фонд предприятий и граждан, их размер. Государственный фонд социального страхования, его доходы и расходы. Фонды обязательного медицинского страхования. Источники мобилизации средств, методы определения затрат. Другие внебюджетные фонды. Вопросы для обсуждения
Тема 6. Территориальные финансы Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований. Состав территориальных финансовых ресурсов. Территориальные бюджеты. Доходы территориальных бюджетов. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий. Местные бюджеты. Проблемы взаимоотношений территориальных и местных бюджетов. Межбюджетные трансферты. Вопросы для обсуждения
Тема 7. Государственный кредит Сущность и функции государственного кредита. Государство как защитник. Классификация государственбнхы займов. Управление государственным кредитом. Государственный долг. Внутренние и внешние займы. Заемная деятельность РФ на внутреннем и внешних рынках. Российская Федерация как гарант и кредитор. Займы территорий. Вопросы для обсуждения
Тема 8. Финансы коммерческих предприятий Сущность и функции финансов коммерческих предприятий. Принципы организации финансов коммерческих предприятий. Факторы, влияющие на организацию их финансов. Затраты организаций (предприятий) на производство продукции, выручка от ее реализации. Формирование и использование денежных накоплений предприятий. Организация финансовой работы предприятия, финансовое планирование в системе управления предприятием. Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Вопросы для обсуждения
5. Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия. Тема 9. Внеоборотные активы предприятий Сущность и состав внеоборотных активов. Воспроизводство основных фондов. Источники финансирования и кредитования предприятий. Накопление и инвестиции. Государственные и частные инвестиции. Капитальные вложения, основные принципы финансирования и кредитования. Финансовые вложения и портфельные инвестиции. Иностранные инвестиции. Вопросы для обсуждения
Тема 10. Оборотные средства предприятия Оборотные средства, состав и структура. Система финансирования и кредитования оборотных средств. Безналичные расчеты между предприятиями, их формы. Дебиторская и кредиторская задолженности. Краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием. Вопросы для обсуждения
Тема 11. Страхование Экономическое содержание страхования. Классификация страхования. Порядок и условия страхования. Страховой рынок и его структура. Экономическая эффективность страхования. Вопросы для обсуждения
Тема 12. Финансовый контроль Финансовый контроль, формы и методы проведения. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Негосударственный финансовый контроль. Вопросы для обсуждения
Раздел 2. Кредит Тема 1. Необходимость, сущность и функции кредита Необходимость и возможность кредита. Сущность кредита. Дискуссия по вопросу сущности кредита. Субъекты кредитных отношений: кредитор и заемщик. Структура кредита, ее элементы. Кредитная сделка, как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита. Кредит как важнейшая часть товарно-денежных отношений. Денежные накопления и ссудный капитал. Взаимодействие кредита и денег в системе экономических отношений. Методологические основы анализа функций кредита. Характеристика перераспределительной функции кредита и функции замещения действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. Законы кредита. Вопросы для обсуждения
Тема 2. Формы и виды кредита Классификация форм кредита в зависимости от характера стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика. Банковская форма кредита и его особенности. Коммерческий кредит, его эволюция и особенности. Особенности государственного, международного и потребительского кредита. Виды кредитов. Вопросы для обсуждения
Тема 3. Роль и границы кредита Понятие роли кредита. Роль кредита в развитии и бесперебойном осуществлении процессов воспроизводства на макро- и микроуровне. Роль кредита в перераспределении ресурсов хозяйства. Роль кредита в экономном использовании материальных и денежных ресурсов. Кредит и удовлетворение растущих потребностей населения. Роль кредита в организации и регулировании денежного оборота. Роль кредита в развитии внешнеэкономических связей. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровне. Перераспределительные и антиципационные, количественные и качественные границы применения различных видов кредита. Вопросы для обсуждения
Тема 4. Ссудный процент и его экономическая роль Сущность и функции ссудного процента. Использование ссудного процента. Границы ссудного процента и источники его уплаты. Критерии дифференциации уровня процентных ставок. Методы вычисления ссудного процента. Роль ссудного процента. Вопросы для обсуждения
|
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 222000. 62 «Инноватика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины Теория и системы управления Направление... В процессе освоения материала студенты получают теоретические знания, которые закрепляются на практических занятиях | ||
Рабочая программа дисциплины Управление инновационной деятельностью... Недостаточное качество проектного управления в сфере инновационной деятельности является проблемой не только в России, но в мировой... | Рабочая программа дисциплины сд. 10. 07. 4 «международные валютно-кредитные... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности... | ||
Рабочая программа учебнойдисциплины (рпуд) Направление подготовки: 080300. 68 «Финансы и кредит» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки Профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Финансы и кредит, Экономика предприятий и организаций | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» | Программа дисциплины Анализ финансовых рынков Направление подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 0803000... | ||
Рабочая программа дисциплины институциональная экономика направление... Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) | «финансы» направление подготовки 080300 – финансы и кредит председатель совета программы Международный и отечественный опыт в сфере подготовки магистров финансов и особенности магистерской программы в свете этого опыта... | ||
Рабочая программа по учебной дисциплине Финансы и кредит Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Финансы и кредит» студентам очной полной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Рынок ценных бумаг» Направление/ специальность — 080105. 65 «Финансы и кредит» Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Финансы и кредит» магистерской программы «Финансовая политика и стратегия бизнеса» | Рабочая программа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит Программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" предназначена для реализации государственных требований к минимуму... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов очной формы обучения,... «бакалавр». Профили: «Финансы и кредит»», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративное управление», «Страхование» | Рабочая программа вступительного экзамена для специальности 08. 00.... Программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное... |