Скачать 0.56 Mb.
|
Составитель Власова Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты: Наумова И.В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента ВИБ; Бурлакова Т.В. кандидат философских наук, начальник учебного управления ВИБ Власова Н.В. Программа и методические рекомендации по прохождению учебной и производственной практике для студентов бакалавриата направления подготовки 080100.62 ЭКОНОМИКА, для всех профилей. В методической разработке содержится подробная процедура прохождения производственной преддипломной практики, обязанности студента и руководителей практики от предприятия и университета, даны рекомендации по оформлению и защите отчёта. Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 марта 2003г. №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», При составлении программы учтены требования к условиям реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Программа предназначена для студентов, преподавателей. Оглавление 1. Общие положения....................................................................................... 4 2. Цель и задачи практики ............................................................................ . 5 2.1.Цели и задачи практики……………………………………………… … 5 2.2.Формируемые компетенции в ходе практики………………………… 6 3. Организация практики ............................................................................... .8 3.1. Обязанности студента…………………………………………………. . 8 3.2. Базы практики и рабочие места студентов ............................................ 11 3.3. Обязанности руководителя практики от института ............................. .11 3.4. Обязанности руководителя практики от организации……………….. 13 4. Сроки и продолжительность практики…………………………………...13 5.Содержание учебной практики студентов………………………………...14 5.1.Этапы практики………………………………………………………….. 14 5.2.Содержание индивидуального задания производственной практики студентов. Блоки тематических направлений…………………... 15 5.3. Задание по научно-исследовательской работе студентов (НИРС)…....19 6.Оформление результатов практики………………………………………...23 7.Критерии оценки результатов прохождения практик…………………….24 8. Нормативная документация, регламентирующая процедуру организации и прохождения практик………………………………………...26 Приложения 1. Общие положения Учебная и производственная практики являются неотъемлемой частью основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 080100.62 ЭКОНОМИКА при очной и заочной формах обучения. Практика студентов института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, приобретению практических профессионально необходимых навыков самостоятельной работы по важнейшим направлениям деятельности бакалавра. В процессе прохождения практики формируются и развиваются как общекультурные, так и профессиональные компетенции будущих специалистов. Практика организуется и проводится на основе утвержденной программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий, в сторонних учреждениях, организациях, на предприятиях или в структурных подразделениях института, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Практика в организациях осуществляется на основе договоров между институтом и организациями о прохождении практики студентами. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год. Общая трудоемкость практики составляет 9 зачетных единиц (6 недель).
Учебная и производственная практики студентов, обучающихся по направлению «Экономики» квалификация «Бакалавр» являются составной частью учебного процесса и проводятся с целью приобретения студентами навыков применения и закрепления теоретических знаний в практической деятельности, на изучение вопросов экономики и управления производством в современных условиях, на получение знаний и первичных навыков работы в качестве экономиста различного профиля, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы. 2.1. Целями практики являются: 1. Закрепление полученных за время обучения теоретических знаний, а также овладение практическими навыками работы в соответствующих финансово-кредитных организациях. 2. Сбор, обобщение и анализ практических материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. 3. Приобретение опыта работы в финансово-кредитных и других коммерческих и государственных организациях и опыта практического исследования. 4.Развитие и накопление практических умений и навыков в области финансового анализа и управления финансами в организации. 5.Формирование базовых компетенций экономиста. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: расчетно-экономическая деятельность: сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; расчет экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; выполнение необходимых для составления экономических разделов планов расчетов, обоснование их и представление результатов работы в соответствии с принятыми в организации стандартами; аналитическая, научно-исследовательская деятельность: осуществление сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы; анализ финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использование полученных сведений для принятия управленческих решений; анализ и интерпретация данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявление тенденции изменения социально-экономических показателей; использование для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии; организационно-управленческая деятельность использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий; оценивание предлагаемых вариантов управленческих решений; разработка и обоснование предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. Во время прохождения производственной практики необходимо: - ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность организации; - ознакомиться с организационной структурой организации и ее подразделениями, в том числе финансовой и экономической службами; - изучить особенности функционирования финансовой системы организации в современных рыночных условиях; - ознакомиться с деятельностью организации, изучить основные направления ее деятельности; - дать общую оценку ее финансово- экономического состояния; - выявить положительные и отрицательные факторы в деятельности организации; - собрать, систематизировать и проанализировать практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы. - изучение особенностей функционирования финансовой системы. 2.2. Формируемые компетенции в ходе практики В период прохождения учебной практики у студентов формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): расчетно-экономическая деятельность способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); аналитическая, научно-исследовательская деятельность способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); организационно-управленческая деятельность способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Студенты в период практики должны: а. Закрепить полученные за время обучения теоретические знания, а также овладеть практическими навыками работы в соответствующих организациях: - об основных положениях экономической теории, теориях в области управленческих и социальных наук; - о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик, многообразии экономических процессов, и их связях с другими процессами, происходящими в обществе и на рынке; - о закономерностях функционирования экономики, включая переходные и инновационные процессы; - о законах развития и функционирования организаций; - об основных и специальных методах анализа информации в сфере управления организацией; - о технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений; - о методах организационно-экономического обоснования развития организации. б. Научиться собирать, обрабатывать и анализировать финансово-экономическую информацию: - составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организации; - читать и анализировать балансы, оценивать состояние их активов и пассивов; - оценивать эффективность использования финансовых ресурсов и действенность безналичных расчетов, финансовую устойчивость организации, соблюдение ею установленных нормативов и лимитов, содержание кредитных договоров с экономической и юридической точек зрения; - рассчитывать налоговую нагрузку, знать виды налогов и способы налогообложения; - документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом финансово-экономических последствий и требований деловой этики; - прогнозировать эффективность деятельности организации; - обеспечивать выполнение принятых высшим руководством решений; - оформлять необходимую финансово-экономическую документацию в соответствии с принятыми нормами; - документально оформлять финансово - расчётные операции; - составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность; - эффективно использовать автоматизированное рабочее место и новые информационные технологии. в. Приобрести опыт работы в организациях различных форм собственности и опыт практического исследования. Научиться совершать следующие операции: - открытие, ведение и закрытие счетов клиентов; - получение/предоставление различных видов кредитов клиентам; - оказание услуг по лизингу и факторингу, оформление этих видов услуг; - оказание услуг по страхованию, оформление этих видов услуг; - страхование экспортно-импортных рисков; -по применению фундаментального анализа в инвестиционной деятельности; - операции покупки, продажа, хранения ценных бумаг, чеков, векселей; - операции с ценными бумагами; -расчёт налогов; - осуществление расчетов с банками, в т.ч. в иностранной валюте; - проведение кассовых операций по выдаче и инкассации денег; - проведение операции с иностранной валютой; - проведение деловых переговоров, оказание консультационных услуг. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 01 Налоги и налогообложение... Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент Савельева О. В., кандидат экономических наук, доцент Прибыткова Г. В | Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | ||
Программа учебной дисциплины 1 Автор программы: Сафонов Г. Б., к... Современная модель хозяйствования предусматривает развитие различных форм экономических отношений, что требует развития адекватных... | Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Ашхотов В. Ю., кандидат экономических наук, доцент... | ||
Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Васильева Л. Ф., кандидат экономических наук, доцент... | Учебно-методический комплекс дисциплины дс компьютерные сети и системы... Рецензенты: кандидат физико-математических наук, доцент Маренич А. С., кандидат технических наук, доцент Ланина Н. Р | ||
Для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат экономических наук Мошин А. Ю., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н. А | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. М. Максимцов, кандидат экономических наук, профессор А. В. Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент Н. И. Малышев | ||
Рабочая программа дисциплины Для направления 38. 04. 09 «Государственный аудит» Рецензенты: Цхададзе Н. В., доктор экономических наук, профессор; Соловых Н. Н кандидат экономических наук, профессор | «московский психолого-социальный университет» юридический факультет утверждаю Автор-составитель – Вериго Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент | ||
Примерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального... Рецензенты: Самохина А. К., доцент кафедры экономики миоо, эксперт ес по обучению взрослых, кандидат экономических наук | Примерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального... Рецензенты: Самохина А. К., доцент кафедры экономики миоо, эксперт ес по обучению взрослых, кандидат экономических наук | ||
Примерная программа учебной дисциплины экономика для профессий начального... Рецензенты: Самохина А. К., доцент кафедры экономики миоо, эксперт ес по обучению взрослых, кандидат экономических наук | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Локоть Вадим Владимирович, кандидат физ мат наук, доцент кафедры математики и мом, Беляев Владимир Яковлевич кандидат... | ||
«менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат философских наук Григорьев Д. А., кандидат экономических наук, доцент Далисова Н. А | Мп налоги и налоговое консультирование Разработчики программы: Зав кафедрой, доктор экономических наук, профессор Холопов К. В.; кандидат экономических наук, доцент Артемкина... |