ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТМЕНЕДЖМЕНТМетодические указания по выполнению контрольной работыдля самостоятельной работы студентов 111 курса, обучающихся по направлению 521600 "Экономика " (бакалавр) (первое высшее образование)Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра менеджмента
Москва 2008ББК 65.290-2
Методические указания разработалидоктор экономических наук, профессор
М.М. Максимцов, кандидат экономических наук, профессор
А.В. Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент
Н.И. МалышевУчебно-методическое издание одобрено на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ
Проректор, председатель НМС, профессор ДМ.
ДайитбеговМенеджмент. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521600 "Экономика" (бакалавр) (первое высшее образование). — М.: ВЗФЭИ, 2008.
ББК 65.290-2
© Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2008
Методические указанияВыполнение студентами контрольной работы является важной составной частью учебного процесса, так как позволяет закрепить знания, полученные на лекционных, практических и самостоятельных занятиях, а также показать умение их практического применения.
Контрольная работа проводится преподавателем на учебном потоке после завершения чтения курса лекций. Продолжительность работы - 4 академических часа. Предусмотренные варианты контрольной работы приведены ниже. Выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.
Начальная буква фамилии студента
| ААБ
| ВВГ
| ДДЕ
| ЁЁЖ
| 3ЗИ
| ИК
| ЛЛ
| ММ
| НН
| ООП
| РР
| ССТ
| УУФ
| XХЦЧШ
| Щ
эЩЭЮЯ
Э
|
Номер варианта
| 11
| 22
| 33
| 44
| 55
| 66
| 77
| 88
| 99
| 110
| 111
| 112
| 113
| 114
| 115
|
Контрольная работа включает два теоретических вопроса и тест.
При ответе на теоретические вопросы следует приводить примеры из практики работы предприятия (организации), где трудится студент; статистические данные по Российской Федерации; использовать современные нормативно-правовые документы в области управленческих отношений.
Студентам необходимо грамотно, в развернутой форме, аргументированно и, по возможности, с примерами ответить на содержащиеся в варианте вопросы и выполнить предложенные тесты, составленные с использованием брошюры "Методические указания по подготовке тестовых заданий для создания программно-педагогических тестов. МУ-ТЕСТ-2008 для преподавателей ВЗФЭИ" (М.: ВЗФЭИ, 2008). При этом студенты могут пользоваться конспектом лекций, а также рекомендованной преподавателем учебно-методической литературой.
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, иметь поля для замечаний рецензента. Она должна быть подписана студентом с указанием даты ее исполнения.
Варианты контрольной работыВариант 1
Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Построить дерево целей для конкретной организации. Описать цели каждого уровня. Выявить и сформулировать количественные и качественные цели.
Тест. Укажите определяющий принцип линейной структуры управления:
полноправное распорядительство
адаптация
единоначалие
децентрализация
демократизация.
Вариант 2
Проанализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на конкретную организацию.
Начертить структуру управления конкретной организации. Показать иерархию управления, выявить недостатки этой структуры и наметить предложения по ее совершенствованию. В случае значительных изменений представить новую структуру управления с учетом всех сделанных предложений по ее совершенствованию.
Тест. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:
кодирование информации и формирование сообщения
интерпретация сообщения и формирование ответа
декодирование и восприятие информации
передача ответа
формирование идеи
выбор канала связи и передача сообщения.
Вариант 3
Раскрыть классификацию общих (основных) функций управления на примере конкретной организации. Показать на примере одной специфической функции этой организации связь с общими (основными) функциями управления.
Процессы коммуникаций в менеджменте, их влияние на эффективность управления организацией.
Выявите недостатки в распределении функций и задач менеджмента, наметьте конкретные обоснованные предложения по перераспределению задач. Если перераспределение задач вызовет необходимость внесения изменений в структуру управления организации, внесите эти изменения в действующую структурную схему управления рассматриваемой организации.
Тест. Самый простой тип организационной структуры:
матричная
линейная
функциональная
дивизиональная
линейно-функциональная
Вариант 4
Привести примеры решений по 5-6 классификационным признакам из практики организации.
Составить таблицу принятия решений руководителями, работниками на примере конкретной организации по предложенной схеме:
№ п/п
| ППеречень решений
| Кто подготовил
| С кем согласовывалось
| Кто принимает решения
|
|
|
|
| директор
| зам. по производству
| зам. по экономике
| отдел кадров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выявить недостатки в таблице и наметить конкретные и обоснованные предложения по ее совершенствованию.
Тест. Назовите наиболее распространенный тип организационной структуры:
матричная
функциональная
дивизиональная
линейно-функциональная
линейная.
Вариант 5
Раскрыть факторы, влияющие на эффективность управленческого труда. Выявить недостатки в организации труда и сформулировать предложения по совершенствованию организации труда. Вопросы и решение задачи раскрыть на примере конкретного предприятия (учреждения, организации).
Раскрыть сущность и роль мотивации в управленческом процессе, привести основные мотивационные теории.
Тест. Укажите принцип линейной структуры организации:
полноправное распорядительство
адаптация
единоначалие
децентрализация
демократизация.
Вариант 6
Опишите основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.
Раскройте понятие "дерево целей" организации и его роль в менеджменте.
Тест. Управленческое решение - это продукт управленческого труда:
да
нет.
Вариант 7
Стратегия управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды.
Эффективность процесса менеджмента, ее содержание, критерии и показатели.
Тест. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:
кодирование информации и формирование сообщения
интерпретация сообщения и формирование ответа
декодирование и восприятие информации
передача ответа
формирование идеи
выбор канала связи и передача сообщения.
Вариант 81. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.
2. Система целей организации, их содержание, классификация, роль в менеджменте, дерево целей.
Тест. Расположите технологические стадии процесса принятия управленческих решений в соответствии с их логической последовательностью:
идентификация проблемы
выбор альтернативы
анализ ситуации
разработка альтернатив
управление реализацией
согласование решений
контроль и оценка результатов
определение критериев выбора.
Вариант 9
Системный подход в менеджменте, характеристика организации как системы.
Характеристика миссии организации: содержание, роль, факторы, примеры.
Тест. Из перечисленных требованиями к управленческим решениям являются:
обоснованность
своевременность
экономичность
маневренность
широкомасштабность.
Вариант 10
Портфельная, деловая, функциональная, операционная стратегии, их содержание, уровень реализации.
Сущность и роль мотивации в процессе менеджмента, основные мотивационные теории.
Тест. Из перечисленных результатом осторожного поиска является следующее управленческое решение:
рискованное
рациональное
инертное
программируемое
непрограммируемое.
Вариант 11
Определение процесса менеджмента и его характеристики.
Планирование деятельности организации, его содержание, необходимость, виды, методы.
Тест. Из перечисленных основными функциями менеджмента является:
организация
научные исследования
контроль
проектно-конструкторские работы
планирование
мотивация.
Вариант 12
Менеджмент как тип рыночного управления.
Классификация общих функций управления, их содержание.
Тест. Выберите факторы косвенного влияния на состояние организации:
изменение содержания федеральных законов
изменение состояния мировой экономики
изменение конъюнктуры рынка
изменение состояния национальной экономики
изменение условий поставки ресурсов.
Вариант 13
Экономические, административные, социально-психологические методы управления организацией, их различие и сферы применения.
Формы и виды контроля состояния организации.
Тест. Из перечисленных общими управленческими функциями являются:
маркетинговые исследования
планирование
учет
управление трудом и заработной платой
контроль.
Вариант 14
Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте.
Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние.
Тест. Наиболее сложный тип организационной структуры:
линейная
матричная
функциональная
матрично-штабная
линейно-функциональная.
Вариант 15
Определение процесса управления, назовите его характеристики.
Регулирование деятельности организации, его содержание, необходимость, виды, методы.
Тест. Из перечисленных фактором прямого (непосредственного) влияния на состояние организации является:
изменение политической ситуации в стране
изменение содержания федеральных законов
изменение состояния национальной экономики
деятельность профсоюзных организаций
изменение состояния мировой экономики
изменение конъюнктуры рынка.
ЛитератураОсновнаяМаксимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2006.
Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента. - М.: Дека, 2004.
Менеджмент: учебник/ под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт- Издат, 2003.
Иванов И.Н. Менеджмент корпорации: учебник. - М.: ИНФ- РА-М, 2004.
Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. - М.: Дело, 2002.
ДополнительнаяВалуев С.А.,
Игнатьева А
.В. К определению корпоративного управления. -М.: Вестник университета, ГУУ, 2005.
Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: учебник. - СПб.: СПбГПУ, 2004.
Короткое Э
.М. Исследование систем управления: учебник. - М.: Дека, 2003.
Мащенко В.Е. Корпоративное управление: учебное пособие. - М.: Сирин, 2003.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М: Инфра-М, 2004.
Шеин В.И., Шуплев А.В. и др. Корпоративный менеджмент / Опыт России и США. - М.: ГУУ, 2000.
Менеджмент. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса, обучающихся по направлению 521600 "Экономика" (бакалавр) (первое высшее образование). — М.: ВЗФЭИ, 2008.
Редактор Л.Ю. Алексеева Компьютерная верстка С.В. Сухарева Корректор О.Э. Стрекачева
ЛР ИД № 00009 от 25.08.99 г.
Подписано в печать 12.09.08. Формат 60x90 Vie. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл.-печ. л. 1,5. Издательский номер 1/45-08. Тираж 50 экз. Заказ № 959.
Редакционно-издательский отдел Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995