Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Кафедра Экономики
УТВЕРЖДЕН
На заседании кафедры
« » 201 г., протокол №
Заведующая кафедрой экономики
Л. В. Ким
(подпись) (Инициалы, Фамилия) ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (наименование дисциплины) 080100.62 «Экономика»
(код и наименование направления подготовки) «Экономика предприятий и организаций»
(наименование профиля подготовки) бакалавр Квалификация (степень) выпускника
Южно-Сахалинск, 2014 г.
Паспорт
фонда оценочных средств
по дисциплине Планирование на предприятии
№ п/п
| Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам)
| Код контролируемой компетенции (или ее части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| 1
| Предмет, содержание и место курса
| ОК-8; ПК-1; ПК-11.
| Контрольная работа,
Тест,
Реферат
Зачет,
Экзамен
| 2
| Методология планирования в рыночной экономике
| 3
| Система плановых нормативов и показателей
| 4
| Бюджет как инструмент системы планирования
| 5
| Основы внутрифирменного планирования
| 6
| Стратегическое планирование развития
| 7
| Тактическое и оперативное планирование на предприятии
| 8
| Планирование производства и реализации продукции
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Кафедра Экономики Тест
по дисциплине Планирование на предприятии 1. Планирование – это … предвидение будущего оперативное регулирование денежных потоков вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов
2. «Расчет движения денежных средств» составляется чтобы … рассчитать ожидаемую прибыль систематизировать переменные и постоянные издержки определить остатки наличности по итогам каждого периода
3. Текущее планирование – это … составление планов, сроком до одного года составление планов, сроком до 3-х лет любая деятельность, связанная с планированием
4. Смета – это документ оперативного планирования, в котором отражены … ожидаемые поступления денежных средств технологические особенности производства товаров (или оказания услуг) данные об объемах продаж, переменных и постоянных издержках, величине ожидаемой прибыли
5. Валовая прибыль включает в себя … сумму финансовых результатов от всех видов деятельности предприятия сумму издержек постоянных и финансовый результат от основной хозяйственной деятельности нераспределенную чистую прибыль, а также дивиденды и налог на прибыль
6. Маржинальный доход на 1 ед. продукции определяется как … превышение фактической цены за 1 ед. продукции над плановой разность между ценой и себестоимостью 1 ед. продукции достигнутая экономия материальных и трудовых издержек на 1 ед. продукции
7. Рост издержек постоянных… повышает уровень порога безубыточности понижает уровень порога безубыточности не влияет на уровень порога безубыточности
8. Бизнес-план представляет собой … рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы аналитический материал, систематизирующий информацию о финансовой отчетности предприятия за ряд предыдущих лет документ, имеющий статус законодательного акта
9. При расчете издержек материальных на 1 ед. продукции необходимо знать … стоимость единицы потребляемого ресурса продолжительность обработки материала в нормо\часах производительность используемого оборудования
10. Текущие издержки – это … единовременные расходы, связанные с основной хозяйственной деятельностью. издержки, возникающие и месяца в месяц. совокупные издержки от всех видов деятельности предприятия
11. Содержание « Расчета движения денежных средств» зависит от … договорных обязательств колебаний спроса и предложения на рынке финансовой состоятельности предприятия
12. Прогноз объемов продаж задается в … стоимостных значениях в натуральных показателях как в стоимостных, значениях, так и в натуральных показателях
13. План деятельности предприятия – это … ожидаемый финансовый результат от всех видов деятельности предприятия перечень действий, которые должны быть произведены для достижения поставленной цели соотношение сильных и слабых сторон деятельности предприятия
14. Расчет движения денежных средств позволяет выявить … дебиторов, которые систематически не платят за продукцию периоды, когда будет иметь место дефицит наличных средств уровень превышения постоянных издержек над переменными издержками
15. При анализе отклонений от плана … из плановых значений вычитаются фактические данные из фактических данных вычитаются плановые значения плановые значения делятся на фактические данные
16. Порог безубыточности рассчитывается … в целом по году. на один квартал для каждого месяца
17. Переменные издержки – это … такие издержки, которые меняются в зависимости от изменений объемов продаж издержки, которые зависят от изменений конъюнктуры рынка издержки, которые определяются изменениями в налогообложении
18. Постоянные издержки – это … часть текущих издержек, изменение которых не зависит от изменений объемов продаж расходы, связанные с приобретением основных средств издержки, которые не меняются в течение года Тест относится к обязательным видам работ, предлагается к выполнению студентам для оценки уровня знаний, оценивается по БРС в соответствии с технологической картой дисциплины.
Критерии оценки:
1. Общая сумма баллов, которая может быть получена соответствует технологической карте.
2. Время, отводимое на написание теста, не должно быть менее 100 минут для тестов состоящих из 100 тестовых заданий.
3. В ситуации, когда студент забыл написать в листе ответов свою фамилию, имя, отчество, номер группы, дисциплину или дату – тест считается выполненным студентом на неудовлетворительную оценку.
4. Отметки о правильных вариантах ответов в тестовых заданиях делаются студентом разборчиво, исправления не допускаются. Неразборчивые ответы студента не оцениваются, тест считается не выполненным.
Составитель __________ Ким Л.В. «___» ____________ 2014 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Кафедра Экономики Контрольная работа
по дисциплине Планирование на предприятии
Задача1 Предприятие ООО «Хозяйка» осуществляет пошив постельного белья и находится в одном из районов областного центра с численностью насе-ления 216 тыс. чел. Предприятие работает два года, ежегодно реализуя в среднем 10–15 тыс. комплектов постельного белья. Аналогичную продук-цию в указанном районе реализуют городская швейная фабрика (12 тыс. ком-плектов), а также иногородние швейные предприятия и оптовые поставщики (65 тыс. комплектов). Реально сложились следующие ассортимент и структура спроса на продукцию ООО «Хозяйка». Структура реализации продукции
Продукция
| Удельный вес
| Цена
|
| в объеме, %
| единицы, р.
|
|
|
| 1,5-спальные комплекты постельного белья
| 60
| 715
|
| 2-спальные комплекты постельного белья
| 16
| 860
|
| Пододеяльники
| 24
| 385
|
| Простыни
| 24
| 204
|
| Наволочки (2 шт. на комплект)
| 24
| 126
|
|
Определите:
потенциальный спрос в районе на постельное белье;
потенциальную емкость рынка постельного белья в районе;
реальную емкость рынка постельного белья.
Составьте план сбыта постельного белья ООО «Хозяйка» на год в на-туральных единицах и денежном выражении. Решение Если исходить из предположения, что одним комплектом белья могут пользоваться одновременно два человека, то потенциальный спрос на постель-ное белье в расчете на год составит 108 000 комплектов (216 000 : 2 = 108 000). Потенциальная емкость рынка составляет 31 000 комплектов (108 000 – – 12 000 – 65 000 = 31 000), что характеризует свободную нишу рынка этой продукции.
Реальная емкость рынка – это то количество постельного белья, ко-торое ООО «Хозяйка» собирается изготовить и поставить на рынок в пла-новом году. Поскольку предприятие работает два года и в среднем ежегод-но реализует 10–15 тыс. комплектов белья, то, исходя из возможностей роста объемов производства, плановый объем продаж можно принять в размере 20 000 комплектов, поэтому реальная емкость рынка составит 20 000 ком-плектов. План сбыта продукции составляется на основе сложившегося ассор-тимента. Объем продаж каждого вида постельного белья определяется планом сбыта всей продукции и удельным весом каждого вида продукции, указанным в условии задачи. План сбыта продукции на год ООО «Хозяйка»
Продукция
| Объем
| Цена единицы, р.
| Выручка от реа-
|
| продаж, шт.
| лизации, тыс. р.
|
| 1,5-спальные комплекты
| 12 000
| 715
| 8 580
|
| постельного белья
|
|
|
|
| 2-спальные комплекты по-
| 3 200
| 860
| 2 752
|
| стельного белья
|
|
|
|
| Пододеяльники
| 4 800
| 385
| 1 848
|
| Простыни
| 4 800
| 204
| 979,2
|
| Наволочки (2 шт. на ком-
| 9 600
| 126
| 1 209,6
|
| плект)
|
|
|
|
| Итого
| –
| –
| 15 368,8
|
|
Задача 2 Обувная фабрика «Малыш» специализируется на производстве дет-ской обуви. Производство и реализация детской обуви на планируемый квартал характеризуется следующими данными. План производства продукции
|
| Остаток нереализованной
|
|
| Обувь
| Объем произ-
| продукции на складе, пар
| Цена,
|
| водства, пар
| на начало
| на конец
| р./пара
|
|
|
|
|
| квартала
| квартала
|
|
| Ботинки
| 2 000
| –
| 120
| 530
|
| Туфли
| 3 200
| 100
| 300
| 320
|
| Сапожки
| 1 800
| 250
| 50
| 870
|
| Полуботинки
| 3 900
| 100
| –
| 385
|
|
Определите:
объем продаж каждого вида обуви, нат.ед.;
планируемую выручку от реализации обуви за квартал, тыс. р.
Решение Объем продаж обуви каждого вида определяется на основе форму- лы (1).
Ботинки
| 2 000
| + 0 – 120
| = 1 880 пар.
| Туфли
| 3 200
| + 100
| – 300 = 3 000 пар.
| Сапожки
| 1 800
| + 250
| – 50 = 2 000 пар.
| Полуботинки
| 3 900
| + 100
| – 0
| = 4 000 пар.
|
План сбыта продукции
Обувь
| Объем продаж, пар
| Цена, р.
| Выручка от реа-
|
| лизации, тыс. р.
|
|
|
|
|
| Ботинки
| 1 880
| 530
| 996,4
|
| Туфли
| 3 000
| 320
| 960,0
|
| Сапожки
| 2 000
| 870
| 1 740,0
|
| Полуботинки
| 4 000
| 385
| 1 540,0
|
| Итого
| –
| –
| 5 236,4
|
|
Задача 3 Составьте план сбыта продукции ЗАО «Мебель» на год и определите выручку от реализации, используя следующие данные. План производства продукции
| Остаток нереализо-
| Плановый объем
| Плановая
|
|
| ванной продукции
|
| Продукция
| производства,
| цена,
|
| на складе на начало
|
|
| шт.
| р./шт.
|
|
| года, шт.
|
|
|
|
|
| Шкафы книжные
| 6
| 1 500
| 6 840
|
| Столы обеденные
| 9
| 800
| 3 240
|
| Столы письменные
| 15
| 1 260
| 7 250
|
| Шкафы для посуды
| 10
| 300
| 9 530
|
|
Норматив остатка готовой продукции на складе на конец года – 4 дня. Решение Объем продаж каждого вида продукции определяется исходя из объ-ема выпуска продукции с учетом остатков готовой продукции на складе на начало и конец года (формула (1)). Остатки готовой продукции на складе на конец года следует рассчитать по формуле (6). Выручка от реализации мебели определяется методом прямого счета. Остатки готовой продукции на складе на конец года:
шкафы книжные
| 1 500 : 360 · 4 = 17 шт.;
| столы обеденные
| 800 : 360 · 4 = 9
| шт.;
| столы письменные
| 1 260 : 360 · 4 = 14 шт.;
| шкафы для посуды
| 300 : 360 · 4 = 3
| шт.
| План сбыта продукции (мебели)
|
|
|
|
|
| Остаток нереали-
|
| Объ-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зованной продук-
|
|
|
|
| Выручка
|
|
|
|
| Объем
|
| ем
|
|
|
|
|
|
|
| ции на складе
|
|
| Цена,
|
| от реали-
|
| Продукция
| производ-
|
|
| про-
|
|
|
|
|
| на на-
|
|
|
|
| р./шт.
|
|
| зации,
|
|
|
|
| ства, шт.
|
| на конец
|
| даж,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| чало
|
| года
|
| шт.
|
|
|
|
| тыс. р.
|
|
|
|
|
|
|
| года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шкафы книж-
| 1 500
| 6
|
| 17
|
|
| 1 489
|
| 6 840
|
| 10 184,8
|
| ные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Столы
| обе-
| 800
| 9
|
| 9
|
|
| 800
|
| 3 240
|
| 2 592,0
|
| денные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Столы пись-
| 1 260
| 25
|
| 14
|
|
| 1 271
|
| 7 250
|
| 9 214,8
|
| менные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Шкафы
| для
| 300
| 10
|
| 3
|
|
| 307
|
| 9 530
|
| 2 925,7
|
| посуды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
| –
| –
|
| –
|
| –
|
| –
|
| 24 917,3
|
| Задача 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В плане предприятия имеются
| следующие данные о производстве
|
| и реализации продукции на месяц.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| План производства и реализации продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продук-
| Объем
|
| Остаток нереализованной продукции, нат. ед.
|
| Цена, р.
|
| ция
|
| продаж
|
| на начало месяца
|
| на конец месяца
|
|
|
| А, шт.
|
|
| 510
|
|
| 90
|
|
|
| 100
|
|
| 450
|
| В, м3
|
| 1 000
|
|
| 250
|
|
|
| 150
|
|
| 130
|
| С, м2
|
|
| 240
|
|
| 10
|
|
|
| 50
|
|
|
| 800
|
|
Определите:
объем производства каждого вида продукции, нат. ед.;
стоимость товарной продукции за месяц, тыс. р. Решение Объем производства каждого вида продукции в натуральных едини-цах рассчитывается по формуле (8). Стоимость товарной продукции в де-нежном выражении определяют методом прямого счета. Объем производства: продукция А 510 – 90 +100 = 520 шт.; продукция В 1 000 – 250 + 150 = 900 м3; продукция С 240 – 10 + 50 = 280 м2. Расчет стоимости товарной продукции: ТП = 450 · 520 + 130 · 900 + 800 · 280 = 575 тыс. р. Задача 5 Мебельное предприятие на производственной площади 700 м2 осу-ществляет производство книжных шкафов. Режим работы предприятия: пре-рывная рабочая неделя, одна смена, продолжительность смены 8 ч. Техно-логическая трудоемкость изготовления одного шкафа составляет 14,3 ч. Норма площади одного рабочего места – 20 м2. Планом производства пре-дусмотрен выпуск в среднем 15 шкафов в смену. Определите:
годовой плановый объем производства книжных шкафов;
производственную мощность мебельного предприятия по произ-водству книжных шкафов;
возможность выполнения плана производства книжных шкафов.
Решение Сначала определяется эффективный фонд времени работы предприятия
планируемом году в условиях прерывной рабочей недели (формула (13)). Годовой плановый объем производства продукции определяется ис-
ходя из сменной производительности предприятия по выпуску шкафов и эффективного времени работы предприятия по плану на год (дн.), а про-изводственная мощность рассчитывается по формуле (12). Эффективный фонд времени работы предприятия составляет ТЭФ = (365 – 104 – 11) = 250 дн.
ТЭФ = 250 · 8 = 2 000 ч. Производственная мощность предприятия равна ПМ 700⋅ 8 ⋅ 250 4895 шт. 20⋅14,3 План производства книжных шкафов составляет ТВ = 15 · 250 = 3 750 шт. Коэффициент использования производственной мощности равен 3750 К 0,766 или 76,6 %.
И.М. 4895
Критерии оценки:
1. Оценка «отлично» выставляется при правильно решенной задаче, аккуратно и чисто, в соответствии с требованиями, оформленном решении.
2. Оценка «хорошо» выставляется при правильно решенной задаче, при наличии в ходе решения исправлений и незначительных помарок.
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если после проверки в работе будут исправлены все ошибки и она будет оформлена в соответствии с пунктом 2.
4. Во всех остальных случаях работа не засчитывается и выдается другой вариант.
Составитель __________ Ким Л.В. «___» ____________ 2014 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Кафедра Экономики Темы рефератов
по дисциплине Планирование на предприятии
Принципы планирования в рыночной экономике.
Планирование и контроль: концепция контролинга.
План и предвидение в современной экономике.
Функции плановых органов на иностранных фирмах.
Особенности стратегического планирования в рыночной экономике.
Формирование миссии на предприятиях России.
Зарубежный опыт тактического планирования.
Диспетчирование и его значение в рыночной экономике.
Оперативно-производственное планирование на предприятии
Методика планирования и разработка производственной программы.
Технология планирования плана производства.
Особенности планирования закупок материальных ресурсов.
Методика планирования потребности в материальных ресурсах.
Задачи планирования качества продукции в переходной экономике России.
Особенности заключения контрактов по качеству.
Планирование научно-технического потенциала предприятия.
Технология проектирования новой продукции.
Критерии оценки:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа-
нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат выпускником не представлен.
Составитель __________ Ким Л.В. «___» ____________ 2014 г. |