Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство





Скачать 148.63 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство
Дата публикации09.03.2016
Размер148.63 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета


__________________________

«___ » ____________2011 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.10 Экономика и предпринимательство

в социально-культурном сервисе и туризме



1.Цели и задачи дисциплины
В ходе изучения дисциплины «Экономика и предпринимательство в социально –

культурном сервисе и туризме» решаются следующие цели:

- ознакомление с тремя составляющими данных отраслей: организацией, экономикой и

управлением.

Задачи данной дисциплины:

- получить представление об основных особенностях развития социально – культурного сервиса и туризма в условиях рынка;

- иметь представление об основных субъектах данного рынка и их функциях;

- изучить основные направления влияния данных отраслей (туризма и социально – культурного сервиса) на национальную экономику.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения данного курса студент должен знать:

- основные факторы формирования данных отраслей;

- особенности конъюнктуры рынка туристских услуг и услуг социально- культурного

сервиса;

  • специфику инвестиционных процессов в данных отраслях.

Уметь:

- реализовать полученные знания на практике;

- производить необходимые расчеты и обосновывать экономическую целесообразность

открытия предприятий социально – культурного сервиса и туризма;

- проводить экономический анализ деятельности туристских фирм и организаций социально – культурного сервиса.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

семестр

3




Общая трудоемкость дисциплины

120

120




Аудиторные занятия

54

54




Лекции

36

36




Практические занятия

18

18




Семинары










Лабораторные занятия










И (или) другие виды работ










Самостоятельная работа

66

66




Курсовая работа










Расчетно – графические работы










Реферат










И (или)другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

экзамен

экзамен





4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

История развития туризма и социально – культурного сервиса

2

2




2

Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности

2

2




3

Влияние социально – культурного сервиса и туризма на экономику страны

2

2




4

Основные сегменты индустрии туризма и социально – культурного сервиса в России

4

2




5

Мотивационные аспекты в туризма

2







6

Культура как фактор туристской мотивации

2







7

Социопсихологические аспекты туризма и сервиса

2

2




8

Экономические основы туристской деятельности

4

2




9

Функционирование экономических законов в туризме и социально - культурном сервисе

4

2




10

Особенности механизма функционирования туристского рынка

4

2




11

Виды туристских организаций

2







12

Оценка потенциала роста мирового рынка туризма

2

2




13

Перспективы развития мирового туристского рынка

2







14

Защита прав и интересов туристов в РФ

2










Итого

36

18





4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. История развития туризма и социально – культурного сервиса.

Первые путешественники. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников. Первые достопримечательности. Первые турагенства. Первые организованные экскурсии. Первые предприятия размещения.

Тема 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности.

Путешествие. Туризм. Потребители туристского продукта. Основные понятия туризма по российскому законодательству.

Тема 3. Влияние социально – культурного сервиса и туризма на экономику страны.

Характеристика индустрии туризма и ее место в мировой экономике. Материально – техническая база туризма и социально – культурного сервиса. Туризм и занятость. Связь экономики и социально – культурного сервиса с основными отраслями национальной экономики.
Тема 4. Основные сегменты индустрии туризма и социально – культурного сервиса в России.

Индустрия транспорта. Туроператорская и турагентская деятельность. Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений.
Тема 5. Мотивационные аспекты в туризме.

Классификация аспектов. Этапы принятия решений о покупке турпродукта. Основные факторы туристской мотивации. Барьеры к путешествию.

Тема 6. Культура как фактор туристской мотивации.

Культурный или познавательный туризм. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса. Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме.

Тема 7. Социопсихологические аспекты туризма и сервиса.

Влияние туризма на жизнь общества. Типология туристов. Внешние факторы, определяющие туристскую активность. Место туристского названия и его роль в мотивации туристского путешествия.

Тема 8. Экономические основы туристской деятельности.

Сущность и экономическое содержание туризма. Экономические и финансовые показатели. Прямое и косвенное влияние развитие туризма на экономику страны. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности.

Тема 9. Функционирование экономических законов в туризме и социально – культурном сервисе.

Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений. Туристский спрос и туристское предложение. Экономические закономерности туристского рынка.

Тема 10. Особенности механизма функционирования туристского рынка.

Цена и ценообразование. Организация финансовых отношений. Особенности страхования.

Тема 11. Виды туристских организаций.

Международные организации. Региональные организации. Национальные организации. Современное состояние международной туристской деятельности.

Тема 12. Оценка потенциала роста мирового туристского рынка.

Эволюция рыночных технологий. Окружающая среда и ее влияние на развитие туристского рынка. Перспективы развития видов туристской деятельности поставщики в туризме: тенденции и прогнозы.

Тема 13. Перспектива развития мирового туристского рынка.

Прогнозы развития международного туризма. Влияние социодемографических изменений на развитие мирового рынка туризма. Материальное благосостояние и отдых. Вклад туризма в сохранение мира.

Тема 14. Защита прав и интересов туристов в Российской Федерации.

Российское законодательство в области защиты прав и интересов туристов. Анализ жалоб потребителей в туризме. Права и интересы потребителей в туризме, разрешение споров.
5. Лабораторный практикум: не предусмотрен
6. Учебно – методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М. А. Морозов. – М. : Академия, 2008. – 288 с.


б) дополнительная литература

  1. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учебное пособие для вузов / А. Ю. Александрова. – М. : Аспект – Пресс, 2007. – 464 с.

  2. Балабанов, И. Т. Экономика туризма : учебное пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2006. – 302 с.

  3. Браймер, Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р. А. Браймер. – М. : Аспект – Пресс, 2005. – 138 с.

  4. Бутко, И. И. Туристский бизнес: основы организации. / И. И. Бутко [и др.]. – изд. 2-е. – Ростов / н Дону : Феникс, 2008.

  5. География туризма : учебник / кол. авторов под ред. А. Ю Александровой. – М. : КНОРУС, 2008. – 592 с.

  6. Драчева, Е. Экономика и организация туризма : учебное пособие / Е. Драчева, Ю. Забаев, Д. Исмаев. - М. : КНОРУС, 2007. – 576 с.

  7. Здоров, А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. - М. : Финансы и статистика, 2007. – 272 с.

  8. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности : учебник / Е. Н. Ильина. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 240 с.

  9. Истаев, Д. К. Основная деятельность туристской фирмы / Д. К. Истаев. – М. : МАТГР, 2008. – 118 с.

  10. Квартальнов, В. А. Туризм / В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2007. – 336 с.

  11. Сенин, В. С. Организация международного туризма : учебник / В. С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 400 с.

  12. Сухов, Р. И. Организация работы туристского агентства / Р. И. Сухов. - М. : МарТ, 2005. – 124 с.

  13. Черевичко, Т. В. Экономика туризма : курс лекций / Т. В. Черевичко. - Саратов : Научная книга, 2005. – 463 с.

  14. Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / А. Д. Чудновский. - М. : КноРус, 2008. – 320 с.

  15. Экономика и организация туризма: международный туризм : учебное пособие. – М. : КНОРУС, 2010. – 576 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Статистические материалы по развитию туризма и социально – культурного сервиса,

нормативные акты
7. Материально – техническое обеспечение дисциплины

Микрокалькуляторы и другая вычислительная техника для решения задач.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

В процессе преподавания данной дисциплины следует опираться на законы и другие нормативные акты в области туризма и сервиса. В последние годы органы государственной и законодательной власти России начинают уделять должное внимание туризму. Приняты закон о туристской деятельности, постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» и «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» и «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в РФ», Федеральная программа развития туризма и ряд региональных программ. Аналогичные акты применяются и на уровне субъектов Федерации.

Особое внимание следует уделить проблеме оценки эффективности туризма и социально – культурного сервиса, которая весьма сложна и многоаспектна.

Данную дисциплину невозможно качественно преподать без использования местного материала. Желательно учитывать его в тематике рефератов и курсовых работ.
8.2. Методические указания для студентов

В ходе изучения данного курса студенты должны, прежде всего, уяснить, что туризм – это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие электронно – вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм, делают его также сферой информационных технологий и процессов. Поэтому, студентам следует обратить внимание на возможности применения информационных технологий в туризме.

Анализ современного состояния в туризме позволяет понять, что развитие должно сопровождаться усилиями в содействии с программами внутреннего, национального туризма. Поэтому весьма важны навыки оценки местных ресурсов с точки зрения развития туризма.
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

№ п/п

Вопросы для самостоятельной работы

Количество часов

1

Структурные аспекты изучения экономики туризма и социально – культурного сервиса. Место туризма и социально – культурного сервиса в системе рынка и в условиях командной экономики.

4

2

Экономический фактор в туризме. Информатика как особый фактор в социально – культурном сервисе и туризме. Особенности труда в социально – культурном сервисе и туризме.

6

3

Сегментация рынка туристских услуг и услуг социально – культурного сервиса. Определение конъюнктуры рынка туристского рынка.

4

4

Инвестиционное проектирование туристских объектов и объектов социально – культурного сервиса. Экономические основы создания региональных фондов. Пространственная композиция объекта инвестиций.

6

5

Франчайзинговые операции и открытие дочерних структур. Инжиниринговые расчеты в туристских фирмах. Лизинг в туризме.

4

6

Специфика привлечения государственных инвестиций. Обязательные условия конкурсного размещения централизованных ресурсов.

4

7

Особенности трудовых затрат в сфере туризма и социально – культурного сервиса. Основные пути снижения себестоимости, туристских услуг. Определение рентабельности организаций социально – культурного сервиса и услуг.

6

8

Роль цены в конкурентной борьбе турфирм и организаций социально – культурного сервиса. Разработка и экономическое обоснование туристского объекта.

6

9

Основные источники данных для экономического анализа организации аналитической работы в турфирмах.

4

10

Совместные предприятия в сфере туризма и социально – культурного сервиса.

4




Итого:

48



8.2.2. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Барьеры к путешествию.

  2. Влияние индустрии туризма на экономику страны.

  3. Доходы туристских предприятий.

  4. Издержки производства в туризме.

  5. История и этапы развития туризма.

  6. Классификация мотивационных аспектов в туризме.

  7. Классификация, виды и формы туризма.

  8. Конкуренция в туризме.

  9. Международный туризм в России.

  10. Определение и особенности турпродукта.

  11. Определение туристского спроса и его особенности.

  12. Организационно-правовые формы турпредприятий.

  13. Организация финансовых отношений в туризме.

  14. Основные субъекты туристского рынка.

  15. Основные факторы туристской мотивации.

  16. Особенности и структура национального российского туристского рынка.

  17. Особенности страхования в туризме.

  18. Особенности туристского предложения.

  19. Предмет науки «Экономика туризма».

  20. Расходы туристских организаций и их классификация.

  21. Регулирование туризма.

  22. Режимы налогообложения, применяемые в туризме.

  23. Сезонность туристского рынка и методы противостояния ей.

  24. Сервис как деятельность. Классификация видов сервиса.

  25. Система туристского кругооборота.

  26. Системы оплаты труда в туризме.

  27. Современное состояние и развитие внутреннего туризма в РФ.

  28. Современное состояние и развитие внутреннего туризма.

  29. Специфика туристских услуг.

  30. Сущность и структура туриндустрии.

  31. Туризм и путешествия: сходство и различия.

  32. Туристские маршруты и их типы.

  33. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений.

  34. Ценообразование на туристском рынке.

  35. Экономическая сущность туризма.

  36. Эластичность туристского спроса по цене и доходу.

  37. Этапы принятия решения о покупке турпродукта.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по специальности

230500 (100103.65) «Социально-культурный сервис и туризм»

Программу составили:

к.э.н., доцент кафедры экономической теории _________________ Неволина Вера Викторовна

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры экономической теории

Протокол № 8 от «30» августа 2011 г.

Зав. кафедрой __________________________________________ Сизов В.В.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета экономики и управления ТГПУ (УМС университета)

Председатель методической комиссии ФЭУ __________________Кашенов А.Т.

Согласовано:

Декан факультета экономики и управления __________________ Ромахина И.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconРабочая программа дисциплины Интернет-предпринимательство Направление...
Целью освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство» является углубление теоретических знаний магистрантов в области современных...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconРабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconРабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме»
Рабочая программа по дисциплине «Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме» составлена в соответствии с требованиями ооп...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Предпринимательство:...
Предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconПрием в аспирантуру
Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т ч.: экономика, организация и управление предприятиями,...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 08 «мировая экономика» для специальности...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 06. 03 Экономика труда
Охватывают программы общественных работ в стране Западной Европы
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconРабочая программа по дисциплине В. В. Финансовая среда и предпринимательство
Целью дисциплины «Финансовая среда и предпринимательство» состоит в формировании у студентов научного экономического мышления, умения...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не только государство воздействует на экономику и предпринимательство, но и предпринимательство, бизнес влияют на государство. Предпринимательство...
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения по специальности: 050502....
Программа дисциплины опд. Ф. 10 Экономика и предпринимательство iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск