Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РАН
На правах рукописи
Юсупов Владимир Николаевич
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(управление инновациями)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Научный руководитель:
доктор экономических наук, доцент
Иванов Сергей Анатольевич
Санкт-Петербург – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВУЗОВСКАЯ НАУКА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 12
1.1. Систематизация ключевых проблем и факторов роста инновационной экономики России 12
1.2. Потенциал вузовской науки в системе научных исследований и развитии экономики знаний 23
1.3. Модернизация российской системы высшего образования с ориентацией на укрепление научно-инновационного потенциала вузов и усиление их роли в развитии инновационной экономики 41
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 58
2.1. Создание и материальное обеспечение активной инновационной среды вуза 58
2.2. Усиление интеграционных процессов в вузовской науке как способ расширения поля научно-инновационной деятельности 71
2.3. Методические подходы к оценке потенциала вузовской науки в контексте формирования инновационной экономики России 88
ГЛАВА 3. УСИЛЕНИЕ РОЛИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 110
3.1. Формирование и использование вузовской инновационной инфраструктуры 110
3.2. Подготовка кадров, ориентированных на инновации 123
3.3. Формирование стратегии развития научно-исследовательского сектора вуза 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 156
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью вовлечения вузовского научного потенциала в процесс модернизации российской экономики.
Особую актуальность эта задача приобрела в связи с принятым курсом на активизацию инновационных процессов в экономике. Утрата в значительной степени потенциала отечественной отраслевой науки, сосредоточение учреждений Российской академии наук преимущественно на фундаментальных исследованиях обусловили обращение к научно-исследовательскому сектору системы высшего образования, не только как к одному из возможных источников инноваций, но и как к институту подготовки кадров для инновационной экономики.
Действительно, как показывает опыт последних десятилетий, основным фактором экономического роста ведущих стран мира выступает не столько финансовый капитал и средства производства, сколько знания и новые идеи, обеспечивающие создание интеллектуальной, конкурентоспособной, востребованной на рынке продукции. При этом используются различные формы интеграции науки и производства, различные, условно говоря, площадки, на которых культивируются научные разработки, создаются продукты интеллектуальной деятельности.
Одной из таких площадок выступает научно-исследовательский сектор вузов, занимающий значительную долю в общем научном потенциале промышленно развитых стран (в США 14,3%, в Японии 13,4%, в странах ЕС 22,5%).
В последние годы в России был также сделан ряд шагов по активизации использования научно-инновационного потенциала вузов.
На это направлено было, в частности, создание национальных исследовательских университетов, поддержка малых инновационных предприятий, создаваемых на базе вузов, внедрение новых форм сотрудничества вузов с предприятиями по разработке высоких технологий и выпуску высокотехнологичной продукции, формирование благоприятного режима для привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов на работу в сферу науки и высшего профессионального образования.
Тем не менее, степень вовлеченности научно-исследовательского потенциала российских вузов в развитие инновационной экономики остается пока на относительно низком уровне. Не в полной мере удалось решить проблему развития инновационной инфраструктуры высшей школы. Отмечается слабая заинтересованность выпускников вузов в работе в научно-инновационной сфере.
Представляется, что решение всех этих проблем лежит на путях, как совершенствования самой научно-исследовательской деятельности вузов, так и развития новых форм интеграции учреждений высшего профессионального образования с предприятиями реального сектора экономики, организациями научно-инновационной сферы.
Поиску путей и механизмов решения этих проблем посвящено данное исследование, что и обуславливает его актуальность и своевременность.
Степень разработанности проблемы.
Теоретико-методологические и методические проблемы развития инновационной деятельности, формирования инновационной экономики, исследованы в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых: С.Ю. Глазьева, Р.С. Гринберга, М.А. Гусакова, М.В. Ершова, В.В. Иванова, В.В. Ивантера, В.Ж Келле, П.А.Минакера, В.Л. Макарова, Д.А. Митяева, А.Д. Некипелова, В.В. Окрепилова, Ю.А. Петрова, В.Е. Рохчина, А.А. Румянцева, А.И. Татаркина, С.Уинтера, Г.Г. Фетисова, К.Фримена В.А. Цветкова, Й. Шумпетера; в диссертационных исследованиях А.В.Брижаня, А.Н.Шурлаева, Ч.Ф.Мухаметгалиевой и других
Различным аспектам интеграции науки и образования, бизнеса и высшей школы, развитию инновационного потенциала вузов посвящены работы Н.В. Афанасьевой, М.К. Ахтямова, О.Ю Ворожбит, Б.С. Жихаревича, С.А. Иванова, В.Г. Кривошапова, С.В. Кузнецова, В.В. Лихолетов А.Г. Саниной, О.О. Шаровой и других.
Вопросы научно-методического обеспечения оценки инновационного потенциала вузовской науки исследовались в трудах А.Б. Бедного, А.О. Грудзинского, И.С Маковской, С.В. Новосела, В.М. Позняковского, Н.В. Тагановой.
Анализ зарубежного опыта развития инновационного потенциала вузов, организации научно-исследовательской работы в университетах с ориентацией на интересы экономики представлен в работах Б.Л. Аграновича, А.Зиедониса, И.И. Игнатова, Д.Мовери, Р.Нельсона, Т. О’Коннора, Н.Розенберга.
Однако, несмотря на значительное число научных публикаций, многие вопросы развития инновационного потенциала вузовской науки, вовлечения его в процесс модернизации экономики остаются недостаточно исследованными. Необходимость развития теоретических и методических положений по эффективному использованию потенциала научно-исследовательского сектора российских вузов как одного из ключевых факторов развития инновационной экономики послужили основой для выбора темы исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке методического обеспечения формирования и использования потенциала вузовской науки для целей модернизации экономики и перевода ее на путь инновационного развития.
Реализация цели исследования определила постановку и решение следующих задач:
- осуществить анализ основных проблем инновационного развития, места и роли в этом процессе вузовской науки, факторов, способствующих росту научно-инновационного потенциала российских вузов и его эффективному использованию для целей модернизации экономики;
- выявить и обосновать основные направления и механизмы совершенствования научно-исследовательской деятельности вузов в контексте модернизации экономики России, усиления ориентации вузовской науки на потребности формирующейся инновационной экономики страны;
- определить и содержательно раскрыть основные функции, которые должен выполнять в современных условиях научно-исследовательский сектор учреждений высшего образования, обеспечивая не только увеличение инновационного потенциала самого вуза, но и рост экономики, усиление ее инновационного характера;
- определить сущность и содержание активной инновационной среды вуза, ее структуру, разработать рекомендации по совершенствованию этой среды, включая развитие ее инфраструктуры, интеграции с предпринимательским сектором;
- разработать научно-методическое обеспечение оценки научно-исследовательского потенциала вуза как компонента системы информационной поддержки управления развитием вузовской науки, ориентированной на потребности инновационной экономики;
- разработать методические рекомендации по формированию стратегии развития научно-исследовательского сектора вуза, учитывающей цели и ориентиры создания национальной инновационной системы, перевода экономики на путь инновационного развития, формирования кадрового обеспечения организаций научно-инновационной сферы.
Объект исследования – вузовская наука, научно-исследовательский сектор российских вузов в целом.
Предмет исследования – содержание, структура и процессы в научно-исследовательском секторе российских вузов, отношения этого сектора с реальным сектором экономики в контексте перевода экономики на путь инновационного развития.
Область исследования. Работа выполнена в рамках п. 2.3. «Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности»; п. 2.6. «Разработка методов и механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и мировой инновационный процесс. Развитие методов и форм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях»; п. 2.7. «Особенности и проблемы формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций» специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных научных работ в области институциональной экономической теории, теории инноваций, теории управления. В качестве научных заделов использовались работы зарубежных и отечественных ученых, представляющих различные научные школы по проблемам развития инновационной экономики, интеграции науки и образования, формирования стратегии развития вузов.
В ходе исследования применялись методы системного, логического и экономического анализа, при обработке эмпирической информации использовались методы статистического анализа, контент-анализа.
Информационную базу исследования составили данные государственного статистического наблюдения (публикации Федеральной службы государственной статистики, статкомитетов субъектов РФ), отчетные данные Минобрнауки РФ, Программы развития Федеральных университетов и вузов, получивших статус научно-исследовательского университета; законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровней; материалы, представленные на информационно-справочных порталах в сети Интернет («Государственная поддержка и развитие ведущих вузов России»; портал Союза российских ректоров и др.), результаты исследований, проведенные российскими и зарубежными центрами, исследования проблем образования.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке методических рекомендаций по усилению потенциала вузовской науки, ее интеграции с предпринимательским сектором, превращению вузовского сектора науки в фактор роста инновационной экономики.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем, заключаются в следующем:
- введена в научный оборот категория «активная инновационная среда вуза», раскрыто ее содержание, включая правовую, финансово-обеспечивающую, инновационно-мотивационную и информационно-коммуникационную составляющие;
- определены и содержательно раскрыты основные направления влияния вузовской науки на процесс модернизации экономики, включая активизацию использования объектов интеллектуальной собственности вузов, развитие инновационных компетенций выпускников, формирование инфраструктуры инновационной деятельности и др.;
- разработаны рекомендации по развитию активной инновационной среды вуза и созданию механизмов усиления ориентации вузовской науки на потребности инновационной экономики, среди них - развитие интеграции с академическим и предпринимательским исследовательскими секторами, вовлечение студентов в инновационную деятельность, в том числе совместно с работодателями, модернизация инновационной инфраструктуры вуза;
- раскрыто содержание дополнительных функции, которые в условиях перехода к инновационной экономике должен выполнять научно-исследовательский сектор вузов, в том числе маркетинг и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, правовая защита интеллектуальной собственности, развитие сетевого взаимодействия вуза с организациями научно-инновационной сферы, хозяйствующими субъектами;
- разработан принципиальный алгоритм и система индикаторов для оценки потенциала вузовской науки, включающая помимо традиционных отчетных показателей, показатели востребованности результатов интеллектуальной деятельности вуза хозяйствующими субъектами, число разработанных совместно с работодателями профессиональных стандартов по инновационным специальностям, эффективность вузовской системы регистрации и учета результатов интеллектуальной деятельности и пр.;
- разработана методика формирования стратегии развития научно-исследовательского сектора вуза, ориентированного одновременно на развитие его инновационного потенциала, интеграцию с предпринимательским сектором, формирование инновационных компетенций обучающихся; определены методические подходы к формированию целей и основных направлений стратегии развития научно-исследовательского сектора вуза.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные автором результаты развивают научные знания в области управления инновационной деятельностью в системе высшего профессионального образования, способствуют развитию общей теории инновационной экономики.
Практическая значимость исследования заключается в создании управленческого инструментария развития вузовской науки, рекомендаций по развитию научно-исследовательского сектора вуза с ориентацией его на потребности инновационной экономики.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курса «Управление инновациями» студентам экономических специальностей вузов; администрациями высших учебных заведений при разработке стратегий развития научно-исследовательского сектора, формировании инновационной инфраструктуры вуза.
Апробация и реализация результатов исследования. Положения диссертации обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе «Трансформация социально-экономического пространства регионов России: вопросы теории и практики» (2012), «Пространственные факторы инновационной модернизации экономики» (2013), «Перспективы развития России и Германии как членов ВТО (2013), «Шестой научный конгресс студентов и аспирантов ИНЖЭКОН-2013» и др.
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 8-ми публикациях общим объемом 4,0 п.л., в том числе авторских 3,5 п.л. Из них три работы общим объемом 1,4 п.л. опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
|