«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско»





Скачать 154.08 Kb.
Название«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско»
Дата публикации10.08.2014
Размер154.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ГБОУ гимназия № 1596

Учитель истории и обществознания

Кобринь Ю.М.

«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах ЮНЕСКО».

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности1

Реализации этих целей способствует проектная деятельность учащихся. Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом2.

Проблема проектной деятельности не является абсолютно новой в педагогической теории и практике. Философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся раскрыты в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца XIX - начала XX веков (Д. Дьюи, В. Килпатрика, Е. Коллингса, ГТ.ГГ. Блонского, В.П. Вахтерова, Б.В. Игнатьева, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Л.Э. Левина, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.), а также в работах современных ученых (А.Н. Джуринского, И.И. Ляхова, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчикова, А.В. Хуторского и др.). В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-теоретических исследований в работах Р.Б. Вендровской, А.Э. Коробовой, Е.Ю. Рогачевой, Н.В. Турчиной и др. Психологии проектной деятельности школьников посвящена докторская диссертация Н.В. Матяш. Со стороны педагогических закономерностей проектная деятельность школьников рассмотрена в исследованиях В.В. Гузеева, И.А. Дралюк, И.А. Зимней, Н.Б. Крыловой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель и др. Все больше появляется научных работ, посвященных использованию проектной деятельности при изучении различных школьных учебных дисциплин3.

Модель воспитательной работы в нашей гимназии строится таким образом, чтобы каждый ребенок получил широкое поле для поиска, выбора и реализации своего потенциала в проектной деятельности. Мы очень хотим, чтобы наши дети хорошо адаптировались к жизни, были функционально грамотны, способны принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия этих решений, правильно самоопределились и полностью самореализовались в своей дальнейшей, уже взрослой жизни.

Одним из элементов реализации этих направления становится участие Гимназии № 1596 в проекте Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Я как учитель истории и обществознания работала в данном проекте. Основная реализуемая задача данного проекта – это развитие потенциала каждого ребенка и осознание своей социальной значимости для общества. Главная цель - создание особого образовательного пространства - безопасного, творческого, где дети смогут реализовывать свои возможности и способности.

Ярким примером участия в проекте Ассоциированных школ ЮНЕСКО является создание социально значимого проекта «Толерантность – дорога к миру», в рамках участия в Городской экспериментальной площадке «Международные образовательные проекты ЮНЕСКО». Являясь руководителем проекта, я старалась организовать процесс таким образом, чтобы у учащихся старших классов формировались не просто навыки исследовательской работы, но и навыки тьюторства.

Данный проект позволяет воспитывать у учащихся школьного возраста правила взаимодействия с людьми разных культур, формирует чувство солидарности, соучастия, развивает толерантное взаимодействие, уважительное отношение при взаимодействии детей друг с другом, т.е. охватывает проблемы межсоциальных, межличностных отношений в обществе, что является очень важным, поскольку мы живем в многонациональной стране, в многонациональном городе. Практическая реализация данного проекта состоялась в нашей гимназии в рамках программы «Международные дни ОНН», а именно Международный день толерантности. Социальная значимость данного проекта было оценена общественностью, проект стал лауреатом Пятого международного конкурса образовательных проектов «Диалог - путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования». Работая много лет по формированию толерантного отношения учащихся к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, мы создали не просто социально значимый проект, а целую организацию проведения Международного дня толерантности. Сценарий проведения общешкольной акции «Международный день толерантности» представлен в приложении № 1.4 Проблема толерантного взаимоотношения и взаимодействия всегда актуальна для многонациональных городов и стран. Миграция приводит в нашу столицу большое количество мигрантов. Есть люди, которые настроены на антисоциальное поведение, к сожалению, иногда такое отношение передается детям. Ведь согласно статистике в каждой московской школе обучаются мигранты. Поэтому особую важность представляет собой формирование у школьников толерантного поведения по отношению к другим народам. Я рекомендую проводить такое мероприятие каждый год в Международный день толерантности.

Реализация данного проекта позволила учащимся проявить организаторский потенциал в проведении Международного дня толерантности, осознать свою значимость.

Все более продуктивный характер приобретает проектная деятельность в области Всемирного культурного наследия. Учащимися нашей гимназии был подготовлен проект «День ЮНЕСКО». Целью проекта являлось подготовка экспертного заключения о вьючении памятника "Псковский Кремль" в список объектов всемирного культурного наследия Юнеско от России. Проект проходил защиту в ГБОУ СОШ № 1306 – Школе молодых политиков, при методическом сопровождении Фонда Поддержки Образования «НООСФЕРА» в рамках игры «День ЮНЕСКО». Работа в проекте носила исследовательский характер, учащиеся должны были подготовить экспертное заключение по нескольким направлениям: искусствоведа, реставратора, политика, экономиста. Результатом проекта «День ЮНЕСКО» стало экспертное заключение о соответствии данного памятника культуры критериям ЮНЕСКО. Важно отметить, что подготавливая экспертное заключение, учащиеся пришли к выводу о том, что Псковский Кремль представляет собой неповторимый объект историко-культурной ценности: феноменально высокая продуктивность изобразительного творчества (иконопись), декоративно-прикладного искусства в оформление памятников зодчества, позволяет говорить о формировании исторической школы псковского зодчества; наличие самобытных ландшафтов Северо-Восточной России, в рамках которого было сформировано политическое правление псковской республики, обусловившей особенности развития данного региона позднее вошедшего в состав России; уникальность историко-культурного комплекса Кремля, расположенного на огромной территории и еще до конца не исследованного, раскопки на территории Кремля еще до конца не произведены. В основу данного проекта легло сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное решение проблемы, а также формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. Работая руководителем данного проекта, я с уверенностью могу сказать, что учащиеся заинтересованы в сохранении и приумножении наследия Российского государства.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Придерживаясь данного правила проектной деятельности, учитель и ученик смогут добиться блестящих результатов. О чем свидетельствуют проекты подготовленные учащимися нашей гимназии.

Программа новой образовательной среды для школьников, а именно творческая проектная деятельность будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании образовательной области, которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.5

Приложение № 1

Проект

«Толерантность – дорога к миру»

(практическая реализация)

Общешкольная акция «Международный день толерантности».

Целью акции является воспитание культуры мира; повышение уровня знаний по морально – этическим проблемам; привлечение внимания к важности межкультурного взаимодействия и формирования в обществе толерантности.

Основные задачи акции:

  • отметить важность мирного сосуществования;

  • раскрыть значение развития процесса толерантности и взаимопонимания;

  • привить молодым поколениям чувство открытости и уважения к другим народам, а также способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурах;

  •  развивать творческие способности учащихся.

Механизмы проведения

  1. этап. Подготовительная работа:

  • разработка сценария акции:

  • подбор музыкального и техническое сопровождения;

  • подготовка номера художественной самодеятельности (исполнение песни «Я да ты, да мы с тобой»);

  • подготовка текстов и распечатка информационных «стикеров», листовок (раздаточного материала);

  • изготовление и оформление школы (гимназии) плакатами на тему «Международный День Толерантности». Подготовка к проведению конкурса на лучший плакат;

  • подготовить речь и реквизит для выступления ведущих;

  • надуваются воздушные шары, на каждом записывается обращение к людям земли.



  1. этап. Сценарий акция

«Международный день толерантности» проводится в течение всего дня.

Совет школьного самоуправления, учащиеся и координатор акции (это может быть стращая вожатая) приходит в гимназию к 7:40 для подготовки к началу (распределяют информационные «стикеры», вывешивают баннер, подготавливают музыкальное сопровождение и воздушные шарики).

В 7:55 стартует акция «Международный День Толерантности» раздается музыкальный сигнал, ведущий объявляет о предстоящем событии.

Совет школьного самоуправления и учащиеся готовятся к встрече преподавателей, учащихся и родителей школы (гимназии).

На первом этаже школы (гимназии) вывешивается плакат «Поздравляем с Международным Днем Толерантности!» Дается музыкальный фон, звучат музыка разных народов.

В зависимости от количества участников акции возле парадного входа выстраиваются в две линии 8 учащихся. Их задача поздравить всех людей, пришедших в школу (гимназию) с Международным днем толерантности. Всем преподавателям, учащимся и родителям вручаются информационные «стикеры».

В 8:05 все учащиеся выстраиваются на линейку.

Звучит обращение директора школы.

Выступают представители классов с речевками по теме (заранее подготовленные классами).

Далее дети отправляются на уроки. В этот день в содержание каждого урока включаются темы мира, бесконфликтного взаимодействия, этнического взаимопонимания.

На перемене перед 6 уроком учащиеся знакомятся с плакатами, подготовленными классами и голосуют за лучший плакат.

Накануне классные руководители проводят классные часы по теме: «Международный День Толерантности». Разработка классного часа (См. приложение).

На 7-м уроке учащиеся (с 9-11 классы) приглашаются в актовый зал. Актовый зал украшается плакатом «Международный День Толерантности», подготавливается техническое оснащение для просмотра презентации «Толерантность». На сцене присутствуют два ведущих (участники Совета школьного самоуправления, желательно старшеклассники). Речь ведущих сопровождается показом презентации.

Ведущий 1.

Здравствуйте!

Ведущий 2.

Добрый день!

Ведущий 1.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз поговорить о Международном дне толерантности. И его важности в нашей жизни.

Ведущий 1.

Казалось бы, народы и страны мира уделяют большое внимание решению вопросов по обеспечению мира посредством соблюдения прав человека и демократических процедур. Всемирный порядок, основанный на мире между народами, был изложен народами в форме прав во Всеобщей декларации прав человека. Однако, несмотря на это периодически в мире возникают религиозные и этнические конфликты.

Ведущий 2.

Примирение, урегулирование споров, мирное сосуществование – эти вопросы всегда решались непросто. Человеческое общество рассматривает эти процессы как один из самых трудных.

Ведущий 1.

Я думаю, что проведение нашей акции будет способствовать нашему социальному просвещению в поддержку мира. На классном часе вы говорили о мире, толерантности, вот к чему стремится каждый из нас.

Ведущий 2.

Что такое толерантность? Это понятие многолико. В качестве особого аспекта оно «присутствует» при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках, неодинаково раскрывается в научных трудах, публицистике. Сейчас ученица нашей гимназии (школы) прочитает стихотворение.( Читает стихотворение)

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда.
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит.
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать.
Иди своей дорогой твердо,
День толерантности справлять.

Ведущий 1.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День толерантности отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.

Ведущий 2.

День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Данное явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ним бороться, дабы избежать отрицательного опыта, полученного при проявлении массового фашизма во время великой Отечественной войны.

Ведущий 1.

Такие явления как экстремизм и насилие являются нездоровыми проявлениями психологии поведения человеческого общества. Объектами такого поведения могут стать как отдельные личности, люди определенных политических или религиозных взглядов, так и целые национальности. Чтобы этого не случилось, страны-участницы ООН ежегодно проводят политику о распространении и воспитании терпимости у граждан различных государств и национальностей.

Ведущий 2.

В переводе с английского «толерантность» – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», с французского – «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов», с китайского – «проявление великодушия в отношении других», с арабского – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», с персидского – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

Ведущий 2.

Мыслители-гуманисты подчеркивали значение терпимости. Как писал Гёте, «не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми».

Ведущий 1.

В нашей стране до недавнего времени толерантность трактовалась преимущественно как терпимость. При этом понятие иногда суживалось до его первоначального смысла периода религиозных, а затем национальных войн – веротерпимости или этнотерпимости. Но постепенно понятие «толерантность» становилось все более содержательным, многоаспектным.

Ведущий 2.

Мы знаем, что усиление миграции, рост числа беженцев и мигрантов обострили многие отрицательные процессы во всем мировом сообществе. Но мы с вами должны выступать едином фронтом толерантности. Потому что мир состоит из четырех ценностей: демократии, мирного сосуществования, соблюдения прав человека и терпимости. Мы подготовили вам небольшой подарок – песню, посвященную Международному дню толерантности.

Исполняется песня «Я, ты, он, она»

Ведущий 1.

Проведение подобных акций – это основа межкультурного взаимопонимания. Мы хотим предложить вам, что бы об этом празднике знала не только наша школа (гимназия), но и весь наш район. Поэтому я предлагаю каждому из вас повесить поздравительные листовки на каждый дом, нашего микрорайона.

Далее учащиеся расклеивают поздравления по микрорайону (заранее готовится приказ о проведении мероприятия)

  1. этап. Подведение итогов

После проведения акции (на следующий день) оформляется стенд, на котором представляются фотоматериалы о проведении мероприятия, небольшие высказывания детей по теме, стихотворения и выводы.

Совет самоуправления анализирует итоги акции, отмечает положительные моменты и ошибки. Совет выносит благодарность особенно активным участникам акции

Сроки проведения Акция проводится 16 ноября в Международный день толерантности.

Участники: Совет школьного самоуправления, учащиеся, администрация, классные руководители и учитель музыки.

Техническое оснащение: компьютер, принтер, ксерокс, видеопроектор, экран, микрофон, музыкальный центр или большие колонки для компьютера, баннер, плакат и фотоаппарат.

Планируемые результаты

  • формирование толерантности между народами, которое достигается путем осознания важности МИРА НА ЗЕМЛЕ, к которому стремится подавляющее большинство людей;

  • формирование позиции бесконфликтного поведения;

  • становление высоконравственной личности учащегося, способной противостоять чужим идеям и асоциальным проявлениям;

  • осознание важности каждого человека в процессе поддержания мира.


Список литературы

  1. Вохменцева Е. А. // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.

  2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003

  3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

  4. Сафронова О.В. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы

(http://www.dissercat.com).

1 Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.

2 Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

3 Сафронова О.В. Тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы ( http://www.dissercat.com).

4 Проект «Толерантность – дорога к миру». Приложение № 1.

5 Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003 с.12-13.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов)
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconИтоговый отчет по проекту
Модель исследовательского вуза позволяет перенести новейшие исследования непосредственно в лекционные и семинарские курсы, что будет...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург
Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма научно-исследовательского семинара подготовки магистров...
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconО проведении научно-практической конференции
В соответствии с планом методической работы лицея, положением о научно-практической конференции, с целью развития творческих способностей...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconОтчет о научно-исследовательской работе
«научно-методическое сопровождение выполнения обязательств российской федерации по охране всемирного культурного и природного наследия...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconГ. Москва Отель «Холидей инн лесная»
Конвенции, соединив проект с деятельностью юнеско. Впервые в России пройдет в рамках Трилогии 24-й Мировой Конгресс Исследований...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;...
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПроверялись вопросы: охват учащихся кружковой работой, в том числе «трудных»
Цель: Изучить состояние кружковой работы в школе; оценить ее эффективность и влияние на развитие творческого потенциала учащихся
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПобеда: франция-юнеско-концерт
После концерта в юнеско в честь 70-летия Победы Мирей Матье пообещала приехать в Россию
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconИсследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников»
Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления
«Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся в проектах юнеско» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные...
Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск