Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников»





Скачать 89.11 Kb.
НазваниеИсследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников»
Дата публикации29.06.2014
Размер89.11 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Информатика > Исследовательская работа
e:\альманах оппо\смирнова н.т\смирнова н.т..jpgИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИСТОРИИe:\фото\фото 2011-12\слет интеллектуалов 2012 - 21.04.12\копия sam_0478.jpg
Под «исследовательской деятельностью школьников» понимаю такую форму организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность я разделяю на две составные части: научно-исследовательскую – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательскую – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в ней и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

В мою учебную деятельность входит – это творческие задания, создание презентаций по определенной теме, различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, участие в конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.уроки 084

С 2009 года я занимаюсь внеурочной исследовательской деятельностью. Чтобы иметь четкий план действий, я изучила опыт работы различных общеобразовательных учреждений и выделила следующие этапы работы над научно-исследовательской работой.

  1. Выбор темы работы, определение его типа и числа участников.

  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

  3. Распределение задач, поиск информации.

  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

  5. Самостоятельная работа участников по своим творческим заданиям.

  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

  7. Презентация (защита) работы. Итогом является участие ребят в школьном слёте интеллектуалов.


Остановлюсь на учебно - исследовательской деятельности во время урока. Выглядит следующим образом:
А) Изучая тему «Происхождение человека», спрашиваю: « Что вы знаете о происхождении человека?» - Человека создал – Бог, Человек произошёл от обезьяны; Человек появился на земле по воле инопланетян. Какая из этих точек верна? Вот данным вопросом мы будем заниматься на первых уроках.

Д/З. к следующему уроку подберите материал по любой проблеме. Учащиеся подбирают материал, я помогаю отобрать главное, и в конце изучения темы они делают сообщения или презентации. Приходим к выводу что научная точка «Происхождение человека в ходе эволюции» пока остаётся в истории основной, но она подвергается сомнению, а другие предположения, что ещё ???

Б) По теме: «Как человек овладел огнём?». Проводим эксперимент: (дети приносят камушки и пытаются огонь высечь). Итог, возможно древние люди высекали огонь при помощи камней, но это тяжёлый и долгий труд, требовавший большого терпения. Поэтому они очень его берегли и охраняли.sam_2525.jpg

В) Урок «Установление Римской империи». Борьба Марка Антония и Октавиана Августа, (показываю фрагмент фильма «Сражение у мыса Акций»). Вопрос - Можно ли поступок Клеопатры считать предательством? Виновна ли она в том, что Египет будет завоёван Римом? Можно ли задумку режиссера брать за основу?

Учащиеся высказывают различные точки зрения. Но большинство приходят к выводу - Рим –сильнейшее государство и падение Египта это лишь дело времени. А режиссер имеет право на художественный вымысел, но за научную основу брать нельзя.

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

e:\фото\2011-2012\27.03.2012\dsc03747.jpg


Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.

Философ Ральф Уолд Эмерсон (1803-1882) писал: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».  Использование ИКТ на своих уроках, а именно презентаций помогают мне трудные вещи делать лёгкими.

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целый урок или фрагмент, задаю себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи урока можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? А еще ответ на эти вопросы позволяют подобрать соответствующее ситуации наполнение и дизайн. К примеру, если это тест, чтобы проверить быстро домашнее задание, то картинки, анимация вообще не нужны, а если это игра – то наоборот, яркость не помешает (в умеренных дозах, естественно).

Под компьютерной презентацией понимается логически связанная  последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая  на уроке учителем и требующая  его комментариев и дополнений.

Не навреди!  ЧУВСТВО МЕРЫ. Самое главное. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на уроке – она может быть эффективнейшим средством обучения.

 Использование презентаций на уроке.

Презентации – важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:

1. Первый слайд – это всегда заголовок презентации.

2. Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме.

3. Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.

4. Последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.
Что же нового дает использование компьютерных презентаций на уроке для меня?

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы; использование других программ.
Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника.
В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности;  создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию.

Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. Таким образом,  преимущества презентаций – это наглядность, удобство и быстрота. Презентации бывают различны.

Какими презентациями я пользуюсь?

1. Классическая презентация

Содержание классической презентации служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем.  Такой  вид презентации позволяет сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой эпохе (теме), систематизировать процесс усвоения материала. К тому же проведенные исследования показывают, что современные школьники слабо воспринимают информацию на слух.  Использование  зрительных образов стимулирует ассоциативную память учеников, помогает связать их с определенной эпохой (проблемой), выстроить логику изложения материала. К положительной стороне подобного предъявления учебного материала можно отнести высокую его концентрацию, особенно если на тему отводится небольшое количество часов. Важным является и то, что утомляемость учащихся в этом случае значительно ниже за счет включения различных органов восприятия.

Пример: презентация на тему: «Первые киевские князья»

2. Презентация для повторения и обобщения материала

Презентации данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы. 
Учебная задача повторительно-обобщающего урока по теме:

1.Пример: Древняя Русь - «Лото»

В то же время презентации использую и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала.

2.Пример: «Северная война». Шум моря.

Что вы слышите? Почему использую этот слайд? Мы изучаем Северную Войну, а она связана с Балтийским морем. Выдаю листы , где необходимо ответить на вопросы по Северной войне. Здесь я преследую систематизацию знаний, закрепление изученного материала. Презентация, как учебный материал, направлена на решение задач урока, а не на развлечение детей.

На уроке - презентации активная роль принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint.

3.Пример: Невская битва

После просмотра этого фрагмента учащиеся легко отвечают на вопросы по данной теме и могут схематично на доске показать и рассказать об этом событии и заполнить таблицу


Дата




Место




Противоборствующие стороны




Исход битвы




Значение победы





3. Презентации при контроле знаний в форме тесты и устного опроса. В последнем случае обучающийся рассказывает тему, пользуясь презентацией. Это формирует его информационную компетенцию, такую, как представление информации в форме устного изложения с использованием электронной презентации.

Пример: Картина « Ольга». Итог.

Пример:Тесты

4. Презентации на уроке для объяснения нового материала без объяснения учителя.

В такой презентации необходима обеспеченная должным образом мотивация учащихся перед работой с презентацией, чтобы они понимали, для чего это нужно. Учителем должны быть четко поставлены вопросы, ответы на которые учащиеся в ходе просмотра презентации должны найти. После такого просмотра, важно получить ответы на поставленные вопросы.

Пример: Древняя Греция(слайды по Греции, затем переход к теме урока)

5. Во внеклассной работе при проведении родительских собраний.

Пример: «Мамины глаза»

6. На классных часах «Мир моих увлечений»
Вывод:

1.Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения.
2.Использование презентации обогащает объяснения учителя, делая их более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать обучающимся информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект.
3. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Учащимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconОбщие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»...
«Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconНаучно-исследовательская работа На тему: письменные творческие работы...
...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconПрограмма курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconФи ученика
Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconО проведении XI районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»
В целях выявления и поддержки одаренных школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, создания пространства для их содержательного...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconСергиев Посад – русский город: история и современность. Работа школы,...
Сегодня мне хотелось бы рассказать, как изучение истории родного края превратилось в увлекательную творческую работу на уроках и...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconИсследовательская работа школьников. 2008. N с. 64-69
Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. N с. 55-58
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconЖанры исследовательских работ школьников
Описание оценки жанров "реферат", " Исследовательский реферат ", " Исследовательская работа ", " Проектно-исследовательская работа"....
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconОбщая характеристика нир ученическая научно-исследовательская работа-...
Ученическая научно-исследовательская работа это целенаправленная и результативная творческая работа ученика (группы учеников), выполненная...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconИсследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса...
Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Исследовательская работа на уроках истории под «исследовательской деятельностью школьников» iconОтчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г
Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск