Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трубачевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № 1
от 30.08.2012 г.
________Горковенко И.Д
| «Согласовано»
И О заместителя директора по УВР
____________Плотникова Е.В
01.09 2012
| «Утверждаю»
Директор школы
________Шлёнкина С.Б.
Приказ № 87
от 01.09.2012г.
| Рабочая программа по курсу «Экономика» 10 класс
Базовый уровень
Всего 34 часа; в неделю 1 час
Учебник: В.С. Автономов «Введение в экономику».
Горковенко И.Д.
I квалификационная категория 2012/2013
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
человек и фирма;
человек и государство;
экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Задачи:
добиться четкого понимания учащимися определенного круга основных экономических концепций, законов, принципов, а также их взаимосвязи;
формировать желание, навыки и умение самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать, анализировать и объяснять экономические явления, события, ситуации;
выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решений на практике, в повседневной жизни.
Принципы:
актуальность программы обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании;
преемственность позволяет использовать знания из курсов «Основы экономической культуры» (5 – 6 классы), «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (7 – 8 классы);
гуманизация и гуманитаризация школьной экономики тесно связана с социализацией;
интеграция учебных предметов;
научность;
практическая направленность.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения ипорядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки,передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Календарно-тематическое планирование
По курсу «экономика 10 класс
месяц
| неделя
| № урока
| Тема урока
| Основные понятия
| Домашнее задание
| Сентябрь
| 1
| 1
| . Экономическая наука. Экономические блага
| Экономика и экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость
| Стр. 5 – 7
определения
| 2
| 2
| Производство
| Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация и ее преимущества
| Стр. 8 – 13 ,
| 3
| 3
| Экономическая система и ее функции
| Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? Экономическая система. Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Обмен и рынок. Деньги
| Стр. 15 - 24
|
| 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 ч)
| Сентябрь
| 4
| 4
| Спрос
| Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары
| Стр. 26 - 33
| Октябрь
| 1
| 5
| Предложение
| Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения
| Стр.35 - 37
| 2
| 6
| Изменение спроса и предложения
| Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши
| Стр.38 - 41
|
| 3
| 7
| Равновесие на рынке
| Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение
| конспект
|
|
|
| 3. Потребители (3 ч)
| Октябрь
| 4
| 8
| Потребности и полезность
| Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита
| Стр. 42 - 48
| Ноябрь
| 1
| 9
| Доходы и расходы потребителей
| Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи
| Стр. 49 -54
|
| 2 четверть
| Ноябрь
| 3
| 10
| Сбережения и кредит
| Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды
| Стр.54 – 58
|
|
|
| 4. Фирмы, рынки, конкуренция (4 ч)
| Ноябрь
| 4
| 11
| Фирмы, капитал, прибыль
| Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка
| стр. 60 - 68
| 5
| 12
| Конкуренция. Основные типы рынков
| Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки
| Стр. 70 - 78
| Декабрь
| 1
| 13
| Различные виды фирм
| Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация
| Стр. 79 - 88
| 2
| 14
| Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа
| Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы
| Стр. 89 - 95
|
|
|
| 5. Деньги и банки (1 ч)
|
| 3
| 15
| Деньги и банки
| Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов
| Стр. 98 - 104
|
|
|
| 1. Государство и экономика (2 ч)
| Декабрь
| 4
| 16
| Роль и задачи государства в экономике
| Государственное вмешательство в экономику. Социальные пособия. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Теневая экономика
| Стр. 106 - 117
| 3 четверть
| Январь
| 1
| 17
| Налоги и бюджет
| Налоги. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Государственный бюджет. Дефицит (профицит) бюджета. Государственный долг
| Стр. 120 - 131
|
|
|
| 2. Экономическое развитие (3 ч)
|
| 2
| 18
| Макроэкономика. Валовой внутренний продукт
| Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Амортизация
| Стр. 133 - 141
| Январь
| 3
| 19
| Благосостояние и экономический рост
| Общественная функция благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста
| Стр. 143 - 152
| Февраль
| 1
| 20
| Экономические циклы
| Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов
| Стр. 155 - 161
|
|
|
| 3. Макроэкономические проблемы (4 ч)
| Февраль
| 2
| 21
| Занятость и безработица
| Рынок труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Занятость. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы
| Стр. 162 - 168
| 3
| 22
| Борьба с безработицей. Профсоюзы
| Социальные последствия безработицы. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка
| Стр. 169 - 172
| 4
| 23
| Инфляция
| Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Денежные агрегаты М1, М2 и М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция
| Стр. 173 - 184
| Март
| 1
| 24
| Государственная макроэкономическая политика
| Государственная макроэкономическая политика. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы
| Стр. 186 - 196
|
|
|
| 4. Международная экономика (5 ч.)
| Март
| 2
| 25
| Международное разделение труда
|
| Стр. – 198 - 202
| 3
| 26
| Внешняя торговля
| Принцип сравнительных преимуществ
| Стр 203 - 208
| 4 четверть
| Апрель
| 1
| 27
| Межнациональные корпорации
| Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы) Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО)
| Стр. 211 - 218
| 2
| 28
| Валютный рынок
| Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона
| Стр. 220 - 225
| 3
| 29
| Международное экономическое сотрудничество и интеграция
| Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация
| Стр. 226 - 231
|
|
|
| 5. Проблемы переходной экономики (1 ч)
| Апрель
| 4
| 30
| Проблемы переходной экономики
| Переходная экономика. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты
| Стр. 233 - 244
| Май
| 1
| 31
| Итоговое повторение
|
|
| 2
| 32
| Зачет
|
|
| 3
| 33
| резерв
|
|
| 4
| 34
| резерв
|
|
|
Основная литература
Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.
Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 1999.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. В 2-х кн. – М.: Вита-Пресс, 1998, 1999.
Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 1999.
Дополнительная учебная литература для подготовки учителя к занятиям
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994.
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. – СПб., 1992.
Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997.
Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 1997.
Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 1997.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 1992.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 1997.
Основы предпринимательского дела: 2-е изд. / Под ред. Ю.М. Осипова, Е.Е. Смирновой. – М.: Издательство БЕК, 1996.
Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. (2-е изд.). – М.: Дело ЛТД, 1993.
Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. – М.: Новости при участии изд-ва «Catallaxy», 1991.
Экономическая школа: Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып. 1, 2, 3. – СПб.: 1992-94.
Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. – М.: Аспект-пресс, 1995.
Сандерс Ф., Бах Г.Л., Калдервуд Дж. Д., Хансен У.Л., Стейн Г. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 19 |