Евтимов Венцеслав – Йога
Сокращенный перевод с болгарского В. Д. СУХАРЕВА
Под редакцией и с предисловием А. Н. ЗУБКОВА ВЕНЦЕСЛАВ ЕВТИМОВ
ЙОГА
Практическое руководство
Медицина и физкултура София 1981
ББК 53.54 . Е27
УДК 615..851.86 (035)
Евтимов В.
Е27 Йога: Пер. с болг. — іѴІ.: Медицина, 1986, 208 с., ил.
В обл.: 60 к. 65 ООО экз. В доступной форме представлено практическое руководство для специалистов, интересующихся системой йогов и знакомых с основами «Хатха-йоги». Описана техника различных дыхательных упражнений и физических поз. Даны показания и противопоказания к выполнению упражнений. Освещены вопросы режима питания и ежедневная программа занятий. Показано влияние системы йогов на общее развитие организма и укрепление состояния здоровья человека.
Для специалистов по лечебной физкультуре. 4104010000— 162 Е —— 110—86 ББК 53.54
039(01)—86
© Венцеслав Евтимов, 1981 с/о Jus autor, Sofia (С) Перевод на русский язык.
Издательство «Медицина», Москва, 1986
Москва
«Медицина»
1986 СОДЕРЖАНИЕ От издательства 5
Предисловие к русскому изданию 6
Предисловие 15
Вместо введения 17
Что такое йога? 20
Сущность и значение системы Хатха-йога 22 t
Пранаяма (управление задержкой дыхания) 24
Кратко о дыхании и дыхательных упражнениях йогов 24
Сущность Пранаямы и понятие «Праны» 26 Полное дыхание йогов 29
Упражнения для полного дыхания 30
Ритмическое дыхание 38
Первое подготовительное упражнение 41
Второе подготовительное упражнение — попеременное дыхание 42
Переменное ритмическое дыхание 44 Очистительные дыхательные упражнения 48 Капалябхати 48
Варианты Капалябхати с переменным дыханием 5!
«Кузнечный мех» (Бахстрика) 52
Другие дыхательные упражнения 54
Дыхание «Ха!» 54
Ситали, Бхрамари и Плявини 54
Роль «Бандхтраи» для дыхательных упражнений 55
Уддияна Бандха 55
Агнисара Дхаоти (вариант Уддияны Бандхи) 59 Наули 59
Джаляндхара Бандха 61
Мѵля Бандха 62
Прагила исполнения дыхательных упражнений 64
Оизическис позы (асаны) 65
Воздействие асан 70 Виды асан 72
Концентрация при исполнении асан 83 Противопоказания к исполнению асан 85
Правила и рекомендации для выполнения асан 86
Личная гигиена (Крия-йога) 91
Гигиена тела 91
Гигиена полости рта (Данта Дхаоти и Хрид Дхаоти) 93
Гигиена носа (Нети) 97
Гигиена слуха (Карна Дхаути) 103
Гигиена зрения (Тратака) 103
Гигиена пищеварительной системы (Дхаути) 108
Другие гигиенические процедуры 116
Гигиена кожи (116). Гигиена волос (119).
Гигиена половых органов (121).
Одежда (122). Вентиляция (122)
Умственная гигиена 123
Мертвая поза, поза релаксации (Шавасана) (/25). Моральный кодекс йогов (128)
Питание 131
Основные питательные вещества (131). Биологически активные элементы (134).
Режим питания при занятиях Хатха-йогой (135) Проблема вегетарианства (135).
Правила питания и рекомендации (138)
Примерный недельный режим питания 143 Практическая ежедневная программа йогов 146
Асаны 146
Перевернутая поза (Випарта Карани) 147
Поза для всех частей тела (Сарвангасана) 148
Поза рыбы (Матсьясана) 150
Поза плуга (Халясана) 151
Поза лежащего на спине головой к западу (Пашчимоттанасана) 154
Поза змеи (Бхуджаннгасана) 157
Поза полусаранчи (Ардха Шалябхасана) ІЬО
Поза саранчи (Шалябхасана) 162
Поза лука (Дханурасана) 164
Варианты упражнения «Здравствуй, солнце!» (Сѵрья Намаскар) 166
Твердая поза лежа (Супта Ваджрасана) 169
Полупоза йога Матсьендры (Ардха Матсьендрасана) 171
Поза треугольника (Триконасана) 175
Мертвая поза (Шавасана) 175
Стойка на голове (Ширшасана) 176
Предварительный (согревающий) комплекс «Здравствуй, солнце!» (Сурья Намаскар) 180
Последовательность ежедневных занятий йогой 185
Другие упражнения (упражнения для всех возрастов по Дхи- рендре Брахмачари) 186 Мероприятия, способствующие занятиям йогой 203
Закаливание 203
Массаж йогов 204
Список литературы 205 От издательстваОпределенный интерес в нашей стране и за рубежом проявляется к учению йогов, особенно к разделу, известному под названием «Хатха-йога», который имеет отношение к здоровью человека и профилактике болезней. Распространяются различные материалы, прежде всего переводные, о йогах и их системе; к сожалению, многие из них нередко содержат поверхностные сведения о физических упражнениях, правильном дыхании, соблюдении диеты и других элементах «Хатха-йоги», справедливо подвергающиеся критике медицинскими работниками и специалистами по физической культуре и спорту. Однако необходимо помнить, что некритическое отношение к занятиям по системе йогов, в том числе к медицинским и гигиеническим советам и предписаниям, чревато опасностью для здоровья человека. Систему йогов и отношение к ней следует рассматривать с позиций марксистской методологии с учетом современных данных. Вместе с тем, создававшаяся на протяжении многих веков «Хатха-йога», воплотившая опыт народной медицины, включает в себя ряд рациональных и полезных для сохранения и укрепления здоровья элементов.Учитывая сохраняющийся интерес к данной проблеме, издательство решило опубликовать одну из книг на эту тему и предлагает вниманию читателей работу известного болгарского специалиста В. Евтимова. При выборе издания наше внимание привлекло критическое изложение основных положений и наставлений по «Хатха-йоге», указания на необходимость строгого врачебного контроля при выполнении специальных поз (асан), дыхания и других элементов системы, а также краткое, лишенное мистических, теургических и других, несоответствующих современным научным представлениям, изложение важнейших понятий учения йогов.Выпуская данную книгу, издательство хорошо понимает, что она вызовет определенный интерес к системе йогов, однако нам еще раз хотелось бы подчеркнуть необходимость восприятия этой системы, использования ее элементов — физических упражнений, дыхания, гигиенических рекомендаций и др. строго под контролем врачей. Предисловие к русскому изданиюВ нашей стране отмечается определенный интерес к индийским йогам и их учению, что в немалой степени объясняется развивающимися и крепнущими связями между СССР и Индией, дружественными контактами и культурным обменом между нашими странами. Способствовали развитию интереса к учению йогов регулярные и интересные публикации на эту тему в журнале «Индия», а также практические занятия по Хатха-йоге, опубликованные в журнале «Сельская молодежь». Усилил внимание к этой теме также и кинофильм «Индийские йоги. Кто они?», который был с интересом встречен советскими зрителями.В ряде стран предпринимаются попытки объяснить и научно обосновать достижения йогов с помощью современных методов исследования.В периодической печати появляются статьи ученых- медиков, биологов, философов и психологов, которые выражают свое позитивное отношение к Хатха-йоге, созданной многие тысячелетия назад на земле древней Индии. Стали издаваться отдельные книги по системе дозированного лечебного голодания и аутогенной тренировке, история возникновения которых берет начало в глубокой древности у индийских йогов.Упоминание о йогах и йоге имеется в одном из древних культурных памятников, дошедших до нас, а именно в «Ригведе», которая, как считают ученые, была создана 33 два с половиной тысячелетия до нашей эры.У йогов существуют свои философские концепции, которые нуждаются в строгом критическом отношении и могут представлять интерес не для широкого круга лЮдей, а лишь для специалистов-философов, занимающихся исследованием индийских философских систем.По вопросу об определении термина «йога» до сих пор не существует единого мнения. В древнеиндийском языке — санскрите — слово «йога» означает «связь, соединение, единение, гармония». Но, спрашивается, чего с чем?Вот тут-то выясняется, что философы-идеалисты понимают под этим единение души человека с неким абсолютным Духом, божеством и т. д. А философы-материалисты дают совершенно иное философское толкование термину «йога», рассматривая его как единение, гармонию физического и психического состояния человека, как гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека1.Французский врач, научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра Жан-Жорж Хенротт также пишет, что «йога» означает «единство» не в смысле единения с богом, как часто его ошибочно расшифровывают, а в смысле «внутреннего единства». Йога — это прежде всего совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности»2.Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии» писал: «Слово «йога» сейчас хорошо известно в Европе и Америке, хотя значение его не понимают и ассоциируют со странными обычаями и в частности с обычаем сидеть в позе Будды, уставившись на собственный пуп или кончик носа. Кое-кто, научившись проделывать эксцентричные трюки над телом, воображают себя знатоками этого вопроса и морочат голову доверчивым людям и любителям сенсаций. Система далеко не ограничивается этими трюками»3.В самой Индии йогов разделяют на две группы: йоги-философы и йоги-практики. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. Они обучают йоге и пытаются лечить больных, используя ее методы, а непрофессионалы занимаются комплексами Хатха-йоги для укрепления своего здоровья.Хатха-йога может быть определена как система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, предупреждения некоторых заболеваний, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности.Санскритское слово «Хатха» состоит из двух слов: «Ха» — «солнце» и «Тха» — «луна», что символизирует собой два противоположных начала, которые, будучи соединены вместе, означают единство противоположностей. Как электрический ток имеет заряды «плюс» и «минус».Как существуют мужчина и женщина, добро и зло и т. д., точно так же солнце и луна1 олицетворяют единство противоположностей в природе. Изречение «в здоровом теле здоровый дух» встречается в санскритских источниках, которые датируются еще VII—VI в. до н. э.Джавахарлал Неру написал, что «...йога — это экспериментальная система воздействия на физическую основу человека и развития таким образом некоторых восприятий и способности контролировать разум»1.В учении йогов имеется рациональное зерно в виде системы Хатха-йога, элементы которого при умелом и компетентном их применении могут быть полезными для укрепления здоровья человека.Мое первое знакомство с йогами во время пребывания в Индии убедило меня в том, что я имею дело, как правило, с образованными и грамотными с медицинской точки зрения людьми. Многие йоги имеют дипломы врачей, они — прекрасные диагносты, знакомы с системами лечебных гимнастик мира, с различными видами массажей, обладают большими знаниями в области Аюрведы (древней народной медицины Индии). Многие советы и предписания йогов совпадают с рекомендациями нашей европейской медицины по вопросам режима сна, работы и отдыха. Расшифровывая понятие його-культуры, йоги подчеркивают, что под этим подразумевается отношение современного человека к своему собственному здоровью. Ведь не секрет, что в наш век прогресса, развития науки и техники, увеличения темпов и скоростей люди часто бездумно относятся к своему здоровью. Малоподвижный образ жизни ведет к недостаточной физической нагрузке и вызывает ряд тяжелых заболеваний. К этому же приводят многочисленные психические раздражители, переедание, перегревание и т. д.Большинство современных людей не умеют даже правильно дышать.Вот что пишет о системе йогов член-корр. АМН СССРТалызин: «...Она оформилась благодаря невиданным по масштабу и продолжительности экспериментам. На протяжении нескольких тысячелетий йоги добровольно Из поколения в поколение проверяли на себе какую- нибудь избранную ими позу и создавали новые. Если п°за, По их мнению, оказывалась при тех или иных заболе- ваниях полезной, ее неоднократно перепроверяли, прежде чем рекомендовать другим. Вот таким образом и были разработаны комплексы упражнений, направленные на нормализацию почти всех органов человека»4.Йоги придают большое значение нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Пищеварительный тракт они называют кухней человеческого организма и предлагают содержать эту «кухню» в такой же чистоте и в таком же идеальном порядке, в котором содержит свою кухню хорошая хозяйка. Именно ненормальная работа желудка и кишечника является причиной огромного числа заболеваний.Большое внимание йоги обращают на гибкость позвоночника и других частей тела. Они говорят: «До тех пор пока позвоночник гибкий, человек молод, но как только исчезает гибкость позвоночника — человек стареет», хотя, занимаясь комплексами физических упражнений Хатха- йоги, человек может вернуть былую гибкость, а следовательно, и способствовать здоровью.Большое место в учении йогов отводится поддержанию нормальной деятельности желез внутренней секреции и нервной системы человека.Йоги говорят о правильном и рациональном питании. Современные люди потребляют большое количество пищи, что приводит к чрезмерным нагрузкам организма.Рекомендуемое йогами дозированное лечебное голодание завоевывает популярность во всех странах мира. И в нашей стране функционирует уже ряд клиник лечебного голодания. В 1973 г. была издана интересная книга Ю. С. Николаева и Е. И. Нилова «Голодание ради здоровья». Но безусловно, лечебное голодание следует проводить только под наблюдением врачей в стационарных условиях.Широкое распространение получили и такие рекомендованные йогами лечебные методы, как аутогенная тренировка (или как ее часто называют «психорегулирующая тренировка») и метод использования «биологической обратной связи». 5Индийские йоги разработали свою специфическую систему дыхания. Они справедливо утверждают, что современное человечество уже давно разучилось правильно дышать. Люди нередко дышат ртом, хотя это противоестественно и может привести к развитию различных заболеваний. Йоги часто в шутку говорят, что «дышать |