« Согласовано»
Руководитель ШМО
_____ /______________ /
Протокол №__
от «___» __________2014г.
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УР____/Д.Д.Абдрахманова/
«___» __________ 2014г.
| «Утверждаю»
Директор
____/И.И. Шарафутдинова/
Приказ № 5
от «12» января 2015 г.
| Рабочая программапо искусству для 9 класса учителя I квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “ Нурлатская основная общеобразовательная школа” Буинского муниципального района Республики Татарстан Султановой Айсылу Мансуровны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 4 от «29» декабря 2014г. 2014 - 2015 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Криткая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год ). Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство», учебного плана школы на 2014-2015 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа.
Основные цели художественного образования и эстетического воспитания:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; представление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства. Художественно-творческая деятельность учащихся на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др). Основные содержательные линии:
- роль и место искусства в жизни человека и общества;
- художественный образ и его специфика в различных видах искусства;
- виды и жанры, стили и направления в искусстве;
- история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX века);
- искусство народов России и мировой художественный процесс;
- искусство XX в.;
- новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности). Планируемые результаты учащихся 9 классов:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять её цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, поселка и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Дидактические цели:
-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;
- формирование навыков сбора и анализа информации. Методические задачи:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
воспитание художественного вкуса.
Специфика программы.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
При отборе художественного материала программа опирается на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Воспитательный потенциал содержания предмета «Искусство» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате этого, происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.
В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
Предмет «Искусство» предоставляют учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России. Виды деятельности:
урок – путешествие,
диспуты,
беседы,
лекции,
виртуальные экскурсии,
творческие работы детей,
проектная деятельность,
экскурсии.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания. Формы контроля:
самостоятельная работа;
устный опрос;
практическая работа,
взаимоопрос;
тест
зачет
Учебно-тематический план предмета «Искусство» (9 класс)
(34 часа) №
п/п
|
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| В том числе:
| Контрольные работы.
| Раздел I .Воздействующая сила искусства.
(1 четверть)
| 9
|
| 1 четверть
| 1.
| 1.
| Выражение общественных идей в художественных образах
| 1
|
| 2.
| 2.
| Искусство как способ идеалогического воздействия на людей. Искусство и власть.
| 1
|
| 3.
| 3.
| Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Искусство и власть.
| 1
|
| 4-5.
| 4-5.
| Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции.
| 2
|
| 6-7.
| 6-7.
| Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
| 2
|
| 8-9.
| 8-9.
| Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др).Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Обобщение темы четверти.
| 2
|
| Раздел II. Искусство предвосхищает будущее. (2 четверть)
| 7
|
| 10-11.
| 1-2.
| Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству
Использования иносказаний, метафоры в различных видах искусства.
| 1
|
| 12.
| 3.
| Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.
| 1
|
| 13-14.
| 4-5.
| Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях.
| 2
|
| 15-16.
| 6-7.
| Предсказание сложных коллизий 20-21 вв. в творчестве художников. Композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Обобщение изученного материала.
| 2
| 1
| Раздел III. Дар созидания. Практическая функция искусства.
(3 четверть)
| 10
|
| 17.
| 1.
| Эстетическое формирование искусства окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство в разные эпохи. Музыка в окружающей жизни, быту.
| 1
|
| 18.
| 2.
| Архитектура: планировка и строительство городов. Архитектура исторического города.
| 1
|
| 19.
| 3.
| Архитектура: планировка и строительство городов. Архитектура современного города.
| 1
|
| 20.
| 4.
| Специфика изображений в полиграфии.
| 1
|
| 21.
| 5.
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
| 1
|
| 22.
| 6.
| Декоративно-прикладное искусство.
| 1
|
| 23-24.
| 7-8.
| Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении
| 2
|
| 25.
| 9.
| Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении Изобразительная природа кино. Музыка в кино.
| 1
|
| 26.
| 10.
| Единство стиля в материальной и духовной культуре.Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Обобщение темы четверти.
| 1
| 1
| Раздел IV. Искусство и открытие мира для себя
(4 четверть)
| 8
|
| 27-28.
| 1-2.
| Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Мышление научное и художественное.
| 2
|
| 29.
| 3.
| Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.
| 1
|
| 30.
| 4.
| Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения.
| 1
|
| 31
| 5.
| Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.
| 1
|
| 32.
| 6.
| Выдающиеся психологи и физиологи т пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья.
| 1
| 1
| 33.
| 7.
| Информационное богатство искусства.
Современный синтез науки и искусства на службе у человека. Обобщение пройденного материала.
| 1
|
| |