Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
Большекляринского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района РТ
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
___________/Гареева Л.Б./
Протокол №1 от
«25» августа 2014г
| «Согласовано»
Заместитель директора
по УР МБОУ
«Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
________/ Гараева С. Р./
«28» августа 2014г
| « Утверждаю»
Директор МБОУ «Большекляринская средняя общеобразовательная школа»
_______/ Галяутдинова А. Ф. /
«__»___________2014г
|
Рабочая программа
по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории
Гимадиева Римма Наиловна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 28»августа 2014г 2014 – 2015 учебный год
1.Пояснительная записка. Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644); - Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 года; - Учебного плана МБОУ «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 28 августа 2014 года). -Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; - Примерной программы по Музыке (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Структура документа
Рабочая программа включает:
1. Пояснительная записка.
2. Требования к уровни подготовки учащихся.
3. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Нормы оценки знаний.
6. Учебно-методическое обеспечение (основной учебник, дополнительная литература, авторские методические разработки. технические и электронные средства обучения, лабораторные оборудования). Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоения знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
2. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса: Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки
3. Содержание курса
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различной исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Исполнение музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.
Народное музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.
Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовная и светская музыкальная культура второй половины XVII-XVIII веков. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт.
Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX веков. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции.
Особенности музыки эпохи Возрождения и барокко. Творчество И.С.Баха.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы. Отличительные черты творчества композиторов-романтиков.
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века. Стилевое многообразие музыки. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности и зарубежных композиторов.
Джаз. Симфонизм. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени. Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.
Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г.фон Караян и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И.Чайковского.
Всемирно известные театры оперы и балеты. Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. Выдающиеся российские музыкальные коллективы.
Краткая характеристика общеучебных умений и навыков на начало учебного года:
-Учащиеся пятого класса ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);
-Знают особенности звучания народных и классических музыкальных инструментов;
-Знают основные понятия дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле);
-Знают основы музыкальной грамоты: ноты, длительности нот, паузы, ритм, метр. темп
-Знают основы интонации и ритма
-Могут правильно интонировать и воспроизводить одноголосную мелодию
-Могут передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
-Могут размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать свои суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении.
4. Календарно-тематический план № п/п
| Тема урока
| Кол-во час
ов
|
Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата
| По плану
| По фак
ту
|
|
|
|
|
|
|
| тельного содержа-ния
|
| Особенности музыкальной драматургии сценической музыки ( 18 часов)
| 1
| Классика и
современность
| 1
| Вводный
| Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
| Знать понятия: класси-
ка, классическая музы-
ка, классика жанра,
стиль, интерпретация,
обработка, разновидности стиля.
Уметь приводить при-
меры
| Беседа. Устный
контроль. Слуша-
ние музыки.
Хоровое пение
«Надежда»- интонационная работа
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
| 04.09.
|
| 2
| В музыкальном
театре. Опера
| 1
| Расширение
и углубление
знаний
| Музыкальная драма-
тургия. Конфликт.
Этапы сценического
действия. Опера и ее
составляющие. Виды
опер. Либретто. Роль
оркестра в опере
| Знать понятия: опера,
виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие
оперы (ария, песня, ка-
ватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).
Уметь:
- приводить примеры
оперных жанров;
- называть имена из-
вестных певцов, дири-
жеров, режиссеров;
- определять роль ор-
кестра в опере
| Устный контроль.
Интонационно-
образный анализ
прослушанной
музыки
Хоровое пение
«Надежда»- интонационная работа
|
| Запись на-
званий опер
и музыкаль-
ных жанров,
характеризующих
действую-
щих лиц,
по рубрикам:
«Увертюра»,
«Арии»,
«Песни»,
«Хоры»,
«Оркестро-вые номера»
| 11.09
|
| 3
| Опера
M.И. Глинки «Иван Сусанин»
| 1
| Расширение
и углубление знаний
| Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев
| Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
| Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ Хоровое пение
Песня о тревожной молодости- интонационная работа
|
| Рисунки
с эскизами костюмов героев или декораций
| 18.09.
|
| 4
| Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
| 2
| Сообщение и усвоение новых знаний '
| Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
| Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивид.
сообщения
| 25.09.
|
| 5
| Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний '
| Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев
| Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивид.
сообщения
| 02.10.
|
| 6
| В музыкальном театре. Балет
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль
| Знать:
- понятия: балет, Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио
| Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование
Хоровое пение
Песня о тревожной молодости- интонационная работа
|
| Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров
| 09.10
|
| 7
| Балет Тищенко «Ярославна»
| 1
| Сообщение
и усвоение
новых знаний
| Знакомство с балетом
Б. И. Тищенко «Яро-
славна». Музыкальные
образы героев балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
| Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
- определять тембры
муз. инструментов;
| Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Определение тем-
бров муз.инст-ов. Хоровое пение
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивид.
сооб-я
| 16.10
|
| 8
| Балет Тищенко «Ярославна»
| 1
| Сообщение
и усвоение
новых знаний
| Знакомство с балетом
Б. И. Тищенко «Яро-
славна». Музыкальные
образы героев балета.
Драматургия балета.
Роль хора, тембров
| Знать драматургию
развития балета.
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
- определять тембры
музыкальных инструментов;
| Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование.
Определение тем-
бров музыкальных
инструментов. Хо-
ровое пение
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивид.
сообщени
| 23.10
|
| 9
| Героическая тема в русской музыке
| 1
| Повторение
и обобщение
полученных
знаний
| Бессмертные произведения русской музыки, в которых отраже-
на героическая тема
защиты Родины и на-
родного патриотизма
| Уметь:
- приводить примеры
музыкальных произве-
дений, в которых отра-
жена героическая тема;
- рассуждать на постав-
ленные проблемные вопросы;
проводить сравнитель
ный анализ музыкаль-
ных и художественных
произведений
| Беседа. Устный,
письменный кон-
троль. Слушание
музыки. Хоровое
пение. Сравнение
музыкальных и ху-
дожественных про-
изведений
| Националь-
но-патриоти-
ческие идеи
в песенно-
музыкаль-
ном творче-
стве
казаков
| Запись на-
званий ху-
дожествен-
ных произ-
ведений,
в которых
отражены
образы ге-
| 30.10
|
| 10
| В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера
| Знать:
- жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
- драматургию развития
оперы;
- музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить ин-
тонационно-образный
и сравнительный анализ
музыки
| Хоровое пение
«Я люблю тебя жизнь»- интонационная работа Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
| 13.11.
|
| 11
| В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера
| Знать:
- жизнь и творчество
Дж. Гершвина;
- драматургию развития
оперы;
- музыкальных
жизненных событий.
Уметь проводить ин-
тонационно-образный
и сравнительный анализ
музыки
| Хоровое пение
Я люблю тебя жизнь- интонационная работа Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщени
| 20.11.
|
| 12
| Опера Ж. Бизе
«Кармен»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
Музыкальные образы оперных героев
| Знать:
- драматургию развития
оперы;
- то, что музыкальные
образы могут стать во-
площением каких-либо
жизненных событий.
-проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ музыки;
-называть полное имя композитора - Ж. Бизе
| Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.
Хоровое пение
|
| Словесное
описание
образа Кар-
мен;
отличие образов
главных
героев в литератур
| 27.11.
|
| 13
| Опера Ж. Бизе
«Кармен»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.
Музыкальные образы оперных героев
| Знать:
- драматургию развития
оперы;
- то, что музыкальные
образы могут стать во-
площением каких-либо
жизненных событий.
Уметь:
-проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ му зыки;
-называть полное имя композитора - Ж. Бизе
| Устный контроль.
Слушание музыки.
Интонационно-
образный и срав-
нительный анализ.
Вокально-хоровое
интонирование
Исполнение ритмического аккомпанемента под
фонограмму.
Хоровое пение
|
| Словесное
описание
образа Кар-
мен; отличие образов
главных героев в литератур
| 04.12.
|
| 14
| Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета
| Знать:
-драматургию развития балета;
-понятие транскрипция.
-проводить интонаци- онно-образный и срав- нительный анализ
музыки;
-называть полные имена: композитора - Р. К. Щедрин и балери- ны - М. М. Плисецкая;
-выявлять средства музыкальной выразительности
| Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование
|
| «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе …»
| 11.12.
|
| 15
| Сюжеты и образы духовной музыки
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха.
| Знать понятия: месса,
всенощная.
Уметь:
- называть полные
имена композиторов:
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств музыкальной
выразительности.
|
| «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах
| 18.12.
|
| 16
| Рок-опера Уэббера Э.Л. «Иисус Христос-суперзвезда»
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.
| Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды
| Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ Выявление средств муз выразительности.
Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы» - разбор
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
| 25.12
|
| 17
| Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»
| 1
|
| Музыкальные образы оперных героев «Ромео
и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты
| Уметь:
-проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ музыки;
сравнительный анализ музыки;
| Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение
|
| Закрепление и обоб-щение полученных на уроке знаний
Инд. сооб.
| 15.01.
|
| 18
| «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика
| Знать понятия: сюита,
полистилистика.
Уметь:
-проводить интонаци онно-образный и срав нительный анализ музыки;
-определять тембры музыкальных инстру ментов, музыкальные жанры;
-выявлять способы и приемы развития му зыкальных образов;
-называть полное имя композитора - А. Г. Шнитке
| Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ
|
| Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
Индивидуальные
сообщения
| 22.01.
|
| | |