Чарльз Айзенстайн
За пределы диет и догм — к естественному образу жизни
Charles Eisenstein
Transcending Diets and Dogma to Nourish the Natural Self УДК 615.85
ББК 53.53
А37
Перевод с английского А. Максимова
Айзенстайн Чарльз
А37 Йога и питание: За пределы диет и догм — к естественному образу жизни / Перев. с англ. — М.: ООО Издательство «София», 2009. — 256 с.
ISBN 978-5-91250-911-7
Любая диета — это диктат разума над желаниями тела.
Йога против диет.
Йога означает «союз», «объединение», А книга «Йога и питание» — путь от диктата к сотрудничеству. Описанные в ней принципы питания развивают восприимчивость к потребностям тела, учат чувствовать его и доверять ему. Вы перестанете видеть в собственном теле и его желаниях врага и научитесь распознавать сигналы, зашифрованные во вкусовых предпочтениях. Привыкая верить этим сигналам, вы узнаете о существовании высших уровней восприимчивости и гармонии.
Йогические принципы питания не призывают жертвовать удовольствиями — напротив, открывают в них новые, неведомые стороны.
УДК 615.85
ББК 53.53
© 2003 Charles Eisenstein
The Yoga of Eating
Transcending Diets and Dogma to Nourish the Natural Self
Все права зарезервированы, включая право на полное или частичное воспроизведение в какой бы то ни было форме.
© «София»,2007
ISBN 978-5-91250-911-7 © ООО Издательство «София», 2007
Надобно быть глупым, безумным или хмельным, Чтобы прокрасться в свой дом и украсть деньги, Перелезть через ограду и рвать плоды в своем саду. С меня довольно. Я избавлен от руки-невежды, Что так долго терзала и мучала мое тайное «я».
Джалаледдин Руми
Ю э — китайский иероглиф, означающий «радовать», «доставлять удовольствие». Три черты слева образуют символ сердца, правая же часть иероглифа означает искупление во всех смыслах — от расплаты по счету до исполнения обещания. Общий смысл обеих частей — сердце, с которого снят камень, гармония внутреннего и внешнего и, как следствие, возможность радоваться миру.
Введение Если ничто человеческое вам не чуждо, то когда-нибудь непременно захочется изменить свой образ питания к лучшему. Подстегиваемые скорее всего ухудшением здоровья, духовным просветлением или новыми взаимоотношениями, вы примете решение питаться более правильно и корректно с точки зрения здоровья и этики.
Увы, рано или поздно вы неизбежно обнаружите, что «изменить образ питания к лучшему» не так просто, как казалось. Купите любую книгу о диете или питании, и вы найдете в ней множество убедительных советов о том, что следует и не следует есть. Выберите другую книгу — и увидите в ней не менее убедительные рекомендации, диаметрально противоположные советам из первой. Что же делать?
Одна книга расхваливает чудодейственную сою, другая предупреждает, что соя вредна. Одна пропагандирует питание преимущественно сырыми продуктами, ценными источниками энергии, другая советует ограничить потребление тех же сырых продуктов во избежание расстройства пищеварения. Есть издания, превозносящие целебные свойства меда, а есть те, которые утверждают, что мед вреден, как и любой другой источник сахара. Большинство популярных книг о питании не рекомендует злоупотреблять жирами, особенно насыщенными, в то время как меньшинство, быстро приобретающее известность, настаивает на том, что привычные нам животные жиры полезны. От одних авторитетных специалистов мы узнаем, что без питательных добавок здоровье не сохранить, а от других — что добавки не дают никакого эффекта, кроме «удорожания мочи». Одни ратуют за питание в соответствии с группой крови, другие считают, что питаться надо согласно классификации аюрведы, третьи — согласно стихиям из традиционной китайской медицины. Есть теории, основанные на принципах вегетарианства или локализма, на конкретных социальных или экологических подходах.
Таким примеров — бесчисленное множество. Незадачливый искатель истины рискует безнадежно заплутать в дебрях противоречивых советов, которые все как один исходят из авторитетных источников. Есть ли среди диет та единственная, которая отражает истинное учение о здоровье: выберешь ее — и спасешься, ошибешься в выборе — и будешь мучиться вечно? И если она существует, как отличить ее и найти среди сотен предлагаемых диет? А вдруг все диеты — путь к спасению, несмотря на вопиющие противоречия? Или среди них нет ни одной верной?
Столкнувшись с этой дилеммой после десятилетия поисков диеты и экспериментов на самом себе, я избрал другой подход. Вместо того чтобы верить на слово посторонним авторитетам, я решил довериться собственному организму и посмотреть, к чему это приведет. Это решение обнаружило для меня целые области озарений и открытий, касающихся нереализованных возможностей организма и его чувств, взаимосвязи питания и бытия, духовных аспектов нашего материального «я». И самое главное: благодаря методике, которую я назвал йогой питания, я впервые на своей памяти смог свободно наслаждаться едой и вместе с тем прекрасно чувствовать себя и испытывать прилив жизненной энергии.
Слово «йога» я употребляю в самом общем смысле, подразумевая под ним совокупность мер, позволяющих человеку полнее ощущать жизнь и свою целостность. Описанная мной йога питания разительно отличается от диет, предлагаемых в популярных книгах по хатха-йоге. Я не стану указывать вам, что можно есть, а что — нельзя.
Таким образом, перед вами не книга о диете и даже не книга о питании. Они, конечно, по-своему ценны, но не следует принимать их на веру целиком, даже если изложенное в этих книгах авторитетное мнение подкреплено научными данными. Цель моей книги — познакомить читателя с гораздо более достоверным источником мнений: с его собственным организмом. Но разве можно доверять телу, которое так часто вводит нас в заблуждение? Как понять, что именно пытается втолковать нам организм? Зададимся этими вопросами и перейдем к изучению теории и практики йоги питания.
|