Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано»





НазваниеУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Дата публикации31.07.2014
Размер63.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Открытый урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е.А.

Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Учебная дисциплина: специальность

Класс: подготовительный Гришмановская Яна 6 лет

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока: 30 минут

Цель урока:

Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального мышления ребёнка.

Задачи:

Обучающие : изучение нотной грамоты, постановка рук, приобретение исполнительских навыков.

Развивающие: развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с преподавателем, формирование художественно-эстетического вкуса.

Материально-технический комплект:

Инструмент фортепиано, шумовые инструменты: коробочка, клавесы.

Учебно-методический комплект:

Нотная литература, лист бумаги , карандаш.

иллюстрации изображающие животных.

Используемый музыкальный материал:

Русская народная песня «Ходила младёшенька…» , А. Коновалов «Лирический вальс» ,

Е. Тиличеева «Путаница» , украинский народный танец «Казачок» ,

А. Александров «Дождик накрапывает» , М. Мильшан «Лиса» , Л. Шитте «Этюд» , Н. Любарская «Дождик» .

Ход занятия

Учитель:

Сегодня на нашем открытом уроке мы будем говорить о важном элементе человеческой психики – образном мышлении, и о том, как способствуют его развитию у ребёнка занятия на музыкальном инструменте.

Логическая цепочка проста: реальность, которую мы воспринимаем как «образы»; наполнение этих образов смыслом, содержанием – наше образное мышление, а эмоциональное восприятие этих, наполненных смыслом образов и есть духовность, – то чего в нашей жизни сейчас так не хватает.

Мы хотим, чтобы наши дети разумно относились к окружающей действительности, могли интеллектуально переосмыслить происходящее в мире, эмоционально воспринимали произведения искусства. Поэтому очень важно то, какие положительные образы с подсказки взрослого будут сформированы в ребенке.

Образное мышление доступно человеку, у которого развито художественное восприятие мира, развита фантазия и способность к творчеству. На занятиях по фортепиано ребёнок имеет прекрасную возможность развивать при помощи преподавателя свои творческие способности.

И здесь очень важно сделать эти занятия для малыша радостью.

Постановка руки, приобретение навыков и закрепление знания клавиатуры требуют неоднократных повторов, необходимо подключать фантазию ребенка, чтобы из урока в урок не повторяться.

Хочу пригласить Вас в наш маленький музыкальный театр, где мы сочиняем сказки, весёлые и грустные истории, и посредством звука воплощаем их в жизнь.

Представляю вам главного режиссёра Гришмановская Яна, 6 лет. Актёры, исполняющие роли – это наши пальчики (ученица делает пальчиковую гимнастику- игру «Могучая кучка»).

Учитель:

Утро. Яна собирается на прогулку в лес. Одевает куклу-дочку (упражнение для кисти), достаёт с верхней полки корзинки (ученица мягко поднимает руки вверх, как бы пытаясь достать сверху что-то, движение от плеча вверх и плавно вниз, обе руки вместе – упражнение для плечевого пояса) и отправляются в путь. Яна идёт медленно (ученица показывает свои шаги – обозначаем «пульс» в тетради, получаем понятие «пульса»). А маленькая кукла-дочка не может ещё так широко шагать, и на каждый Янин шаг делает два шажка (ученица показывает шаги и куклы вместе – прописываем в тетради под «пульсом» ритм, получаем понятие ритма; позже можно ритмически варьировать шаги куклы). И вот они вместе отправились в лес (ученица играет их «шаги» к «лесу» – гамма до мажор вверх на одну или две октавы, используем аппликатуру гаммы). Идут они очень аккуратно, чтобы не промочить ноги (ученица играет ещё раз, стараясь сформировать ладонь – совершенствуем постановку рук). Они – в лесу. Чтобы осмотреться, Яна и кукла поднимаются на «бугорок» (ученица играет их «топтание» на одном месте – постановка на разные пальцы, понятие игры на месте, начальный вариант репетиций).

Прислушались: птицы поют (слуховой анализ). Играю один звук или несколько звуков одновременно. Ребёнок должен отгадать сколько птиц поёт - одна, две, три… Пальчиковая игра «Колодец и птицы».

Змея ползёт на горку или с горки (играются восходящие и нисходящие хроматические ходы или повторяется один звук).

Дятел стучит по дереву (исполнение на коробочке или инструменте различные ритмические построения). Ребёнок воспроизводит заданную ритмическую фигуру.

Вышли на полянку, а там под зелёными листочками ягодки виднеются, надо их собрать. Исполняем русскую народную песню «Ходила младёшенька» . Трудная задача: дотянуться до ягод, положить в корзинку не рассыпав (приём легато, исполнение партии точными пальцами). Исполнение с аккомпанементом.

Я видела, рыжий хвост мелькнул за деревом. Кто это? Лиса танцует. Разбираем «Лирический вальс» А. Коновалова.

Какой знак стоит у ключа? На каких клавишах играть? На четвертных нотах лиса кружится, на половинных нотах - смотрит в зеркало, в конце произведения садится на пенёк отдыхать. Входим в образ: Яна под музыку изображает лису (какая она мягкая , гибкая, у неё лёгкий неторопливый бег, острожные мягкие шажки). Садится на пенек и поёт русскую народную песню «Уж как шла лиса» (руки – лапки отмечают пульс). Играем «Лирический вальс» с аккомпанементом.

Кусты трещат, кто - то мохнатый пробирается к нам на поляну. «Путаница» Е. Тиличеева. Разбираем партию, поём нотами, поём со словами.

Сыграем для медведя украинский народный танец «Казачок», при повторении танцует медведица (реприза).

Закрой глаза, послушай, кто к нам на полянку выпрыгнет? Заяц… Попрыгай с зайчиком Л.Шитте. «Этюд» (упражнение пружинка, подскоки, приседания на определенную часть произведения).

Кажется, дождь начинается. Под музыку Н.Любарская. «Дождик» ребенок выполняет упражнение . Сначала дождь слегка моросит, затем усиливается но вскоре прекращается. Изображение движениями кистей рук постепенно нарастающий (крещендо-руки вперёд вверх) и стихающий дождь (диминуэндо-постепенно опускать руки вниз), встряхиванием кистей на сильной доле каждого такта показать падение отдельных капель дождя. Исполнить пьесу А.Алксандрова. «Дождик накрапывает». Яна рассказывает историю о маленьком и большом дождике. Дождь закончился, вышло солнышко.

Пальчиковая игра «Солнышко»

Учитель:

Спасибо, Яна, ты была настоящим режиссёром, а пальчики- артисты очень старались (девочка довольна , глаза горят).

Дорогие слушатели! Вы сами только что видели: когда ребёнок понимает содержание произведения, увлекается поэтическим образом, то у него появляется горячее желание его исполнить, а значит, и мотивация к получению знаний и умений для этого. Музыкальное произведение, говоря современным языком – это информационная структура, а практическое музицирование – механизм обработки этой информации. Поэтому подобная практика очень важна.

В заключение хочу сказать: ребенок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоционально-образному развитию со стороны родителей и преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренним культуре и интеллекту, творческому мышлению. Вырастет разносторонне развитой человек, потенциально – творческий. Будет ли он композитором, исполнителем или просто слушателем, – все его действия будут отмечены творческим началом. А грамотное музыкальное образование – один из кирпичиков воспитания чувств.

Самоанализ

Главная задача преподавателя на уроке – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким и тактичным преподавателем. Их обучение больше походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи взрослого.

Развивая эмоциональный мир ребенка, а через игру – и его артистические способности, мы без особых усилий изучаем нотную грамоту, занимаемся постановкой рук и приобретением пианистических навыков. Маленький пианист легко включается в любую игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Мы рассказываем сказки и сочиняем истории, слушаем музыку и рисуем её, танцуем, перевоплощаясь в очередной образ. Важно, чтобы развивалось образно-музыкальное мышление, эмоциональная сфера. Без этого человек не может состояться, как творческая личность. Очень важно, особенно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий, эмоциональную включенность в живой процесс созидания.

Озвучивание сказки включило: упражнения для кисти и плечевого пояса; гимнастику для пальцев; постановку руки на 1,2,3,4,5 пальцы; изучение движения вверх, вниз, на одном месте; ориентацию на клавиатуре; теоретический материал – «пульс», ритм, соотношение четверти и восьмых; графическое изображение; совершенствование координации рук; штрихи non legato и legato; .

В дальнейшем появится много нового для ученицы, но всё будет связываться с ее образным восприятием действительности и соотноситься с возрастом.

Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки, сказывается на творческом процессе исполнения. Только тогда, когда дети научатся по-настоящему слушать музыку и размышлять о ней, она сможет играть в их жизни роль эстетическую, познавательную и воспитательную. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» icon«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково
...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмалько Татьяны Федосеевны, преподавателя по классу баяна, аккордеона, фортепиано, слушания музыки, концертмейстера
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconМетодическая разработка «Развитие творческих способностей на начальном...
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconНижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль)
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconМоудод красногорская детская музыкальная школа Методическая работа...
«Развитие музыкальных способностей на 1-2 году обучения (в частности музыкальной памяти) у учащихся фортепианного и хорового отделения...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconУроки фортепиано
Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconПрограмма дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconБерлиоз Увертюра «Римский карнавал»
...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный...
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconФортепиано
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconРабочая программа по дисциплине «класс основного музыкального инструмента (фортепиано)»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры музыкального образования иппиу тюмгу от 15. 05. 2007 г протокол №9
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработана преподавателем по классу специальное фортепиано дмш №1 Суханаевой Оксаной Вячеславовной
Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие образно-музыкального мышления на начальном этапе обучения в классе фортепиано» iconИспользование синтезатора на уроках фортепиано
Психология дошкольника такова, что для поддержания постоянного интереса к учению необходимо получение незамедлительного результата....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск