Скачать 156.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СД.05 Фортепиано 1. Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» - воспитание широко образованных музыкантов, свободно владеющих навыками игры на инструменте, готовых к практической педагогической и исполнительской деятельности. Основные задачи курса: развить художественное мышление, музыкально-исполнительские умения и навыки; развить у студентов комплекс музыкально-творческих способностей (музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные, «технические» способности, художественно-образное мышление, фантазия, воображение и т.д.); сформировать представления об инструментальном исполнительстве как виде творческой деятельности; развить навыки самостоятельной работы над музыкальными произведениями; развить способности анализировать качество исполнения, умение дать словесный комментарий к музыкальному произведению; развить навыки сценических выступлений. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины После прохождения курса «Фортепиано» студенты должны уметь: делать соответствующий словесный комментарий к произведениям; грамотно и музыкально адекватно читать с листа произведения, прежде всего отвечающие по трудности школьному репертуару; разбираться в логике композиторского мышления, в композиционных особенностях организации музыкального материала, в образно-поэтическом содержании произведения; анализировать, понимать природу и смысл музыкально-выразительных средств, а также роль каждого из этих средств в исполнительском воплощении авторского замысла; технически грамотно и выразительно исполнять сольную инструментальную программу. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Практические индивидуальные занятия РАЗДЕЛ 1. Формирование основных двигательно-технических навыков Проигрывание гамм и аккордов. Упражнения по развитию техники. Прорабатывание различных техник рук. Освоение разнообразных штриховых приемов. РАЗДЕЛ 2. Работа над произведениями (полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения; полифоническим произведением развитого имитационного типа; крупной формы: соната XVIII-XIX века) Полифоническая игра. Изучение различных задач полифонической игры. Сюита. Соната. Канон. Фуга. Прелюдия. Зарубежная и русская полифония. Целостность форм и стиля. Циклические полифонические произведения. РАЗДЕЛ 3. Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни) Инструментальное творчество русских романтиков. Композиторы-романтики XIX-XX века. Особенности их стиля. Знакомство с их произведениями. Фортепианные миниатюры. РАЗДЕЛ 4. Знакомство с произведениями (в стилистике XX века; школьного репертуара по слушанию музыки) Джазовая музыка. Музыка модернистских направлений. РАЗДЕЛ 5. Развитие техники игры на инструменте Двигательно-моторных навыков. Этюды. Виртуозные пьесы. Приемы звукоизвлечения. Туше. Педализация. Фразировка. Этюды композиторов XIX-XX века. РАЗДЕЛ 6. Работа над концертной пьесой развернутой формы Включение в программу концертной пьесы развернутой формы XIX-XX века. Точное стилистическое прочтение произведения. Преодоление технических и художественно-исполнительских проблем, встающих при работе над произведением. Внесение элементов собственной интерпретации в исполнение произведения. РАЗДЕЛ 7. Формирование навыков концертного исполнительства Повторение пройденных ранее произведений и совершенствование их трактовок. Накопление репертуара. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участию в конкурсе исполнительского мастерства. Осуществление выступлений перед студенческой и детской аудиторией с отдельными произведениями. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности. РАЗДЕЛ 8. Совершенствование технических навыков Игра гамм, упражнений. Выработка приемов различных видов техники. Дальнейшее развитие двигательно-моторных навыков. Выработка художественно осмысленного инструментального туше при различных видах штрихов. Работа над преодолением технических трудностей при исполнении виртуозной пьесы и (или) художественного этюда. РАЗДЕЛ 9. Развитие навыков публичных выступлений и концертной деятельности Работа над репертуарными произведениями. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участию в конкурсах исполнительского мастерства. Участие в концертах с отдельными произведениями. Подготовка сольной программы. Выступления с сольной программой перед детской и студенческой аудиторией и подготовка к ним. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов и диафильмов. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Обучение по дисциплине «Фортепиано» носит индивидуальный характер. В этой связи для преподавателя важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам студента. Реализация программы обучения предполагает включение в процесс обучения различных форм музицирования:
Одним из главных моментов учебно-воспитательного процесса является применение таких методов, как объяснение, показ, беседа, убеждение, анализ, сравнение, обобщение и др. выбор которых зависит от ситуации на уроке. Урок – одна из форм вербального общения, где устанавливается контакт педагога и студента. Требования к уроку:
Типы уроков:
Организация уроков в зависимости от первоначальных задач:
Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных (мастер-классы) форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы. 8.2. Методические указания для студентов Примерный репертуар для изучения (фортепиано): Полифонические произведения
Произведения крупной формы
Пьесы
Этюды
Примерный перечень заданий к зачетам и экзаменам В соответствии с индивидуальными репертуарными планами студентов исполнить сольную программу из 3-4 произведений, среди которых: 1. Одно полифоническое произведение. 2. Произведение крупной формы (Соната, вариации …). 3. Исполнить пьесу малой формы или обработку народной песни. 4. Этюд или виртуозную пьесу. Работа в классе фортепиано носит индивидуальный характер. В связи с этим уровень трудности программ, исполняемых при проведении теста остаточных знаний - дифференцированный, в зависимости от индивидуального репертуарного плане студента. Уровень сложности произведений, таким образом, не является критерием оценки результатов его обучения. Критерии и форма выставления оценки Критериями выставления балла за исполнение программы в соответствии с позициями гос. стандарта дисциплины предлагается принять:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству». |
«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково ... | Урок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие... Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального... | ||
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль) | Уроки фортепиано Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:... Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный... | Берлиоз Увертюра «Римский карнавал» ... | ||
Учебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на... Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель | Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,... Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок | ||
Использование синтезатора на уроках фортепиано Психология дошкольника такова, что для поддержания постоянного интереса к учению необходимо получение незамедлительного результата.... | Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная... Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным... | ||
Программа дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики» Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько... | Учебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается... Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных... | ||
1. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины Целью изучения данного курса является формирование у обучающегося современных знаний по вопросам управления... | Аннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной... | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является... Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи |