Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано»





Скачать 156.69 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано»
Дата публикации13.03.2015
Размер156.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СД.05 Фортепиано

1. Цель и задачи дисциплины

Целью курса «Фортепиано» - воспитание широко образованных музыкантов, свободно владеющих навыками игры на инструменте, готовых к практической педагогической и исполнительской деятельности.

Основные задачи курса: развить художественное мышление, музыкально-исполнительские умения и навыки; развить у студентов комплекс музыкально-творческих способностей (музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные, «технические» способности, художественно-образное мышление, фантазия, воображение и т.д.); сформировать представления об инструментальном исполнительстве как виде творческой деятельности; развить навыки самостоятельной работы над музыкальными произведениями; развить способности анализировать качество исполнения, умение дать словесный комментарий к музыкальному произведению; развить навыки сценических выступлений.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После прохождения курса «Фортепиано» студенты должны уметь: делать соответствующий словесный комментарий к произведениям; грамотно и музыкально адекватно читать с листа произведения, прежде всего отвечающие по трудности школьному репертуару; разбираться в логике композиторского мышления, в композиционных особенностях организации музыкального материала, в образно-поэтическом содержании произведения; анализировать, понимать природу и смысл музыкально-выразительных средств, а также роль каждого из этих средств в исполнительском воплощении авторского замысла; технически грамотно и выразительно исполнять сольную инструментальную программу.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

340

1

2

3

4

5

Аудиторные занятия

140
















Лекции



















Практические занятия

140

36

32

36

12

24

Семинары



















Лабораторные работы



















И (или) другие виды аудиторных занятий



















Самостоятельная работа

200

48

44

48

24

36

Курсовой проект (работа)



















Расчетно-графические работы



















Реферат



















И (или другие виды самостоятельной работы)



















Вид итогового контроля

экзамен, зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен



4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Формирование основных двигательно-технических навыков




20




2

Работа над произведениями (полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения; полифоническим произведением развитого имитационного типа; крупной формы: соната XVIII-XIX века)




14




3

Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни)




14




4

Знакомство с произведениями (в стилистике XX века; школьного репертуара по слушанию музыки)




14




5

Развитие техники игры на инструменте




14




6

Работа над концертной пьесой развернутой формы




14




7

Формирование навыков концертного исполнительства




14




8

Совершенствование технических навыков




18




9

Развитие навыков публичных выступлений и концертной деятельности




18

-



4.2. Содержание разделов дисциплины
Практические индивидуальные занятия
РАЗДЕЛ 1. Формирование основных двигательно-технических навыков

Проигрывание гамм и аккордов. Упражнения по развитию техники. Прорабатывание различных техник рук. Освоение разнообразных штриховых приемов.
РАЗДЕЛ 2. Работа над произведениями (полифоническим произведением с контрастным и подголосочным типом изложения; полифоническим произведением развитого имитационного типа; крупной формы: соната XVIII-XIX века)

Полифоническая игра. Изучение различных задач полифонической игры. Сюита. Соната. Канон. Фуга. Прелюдия. Зарубежная и русская полифония. Целостность форм и стиля. Циклические полифонические произведения.
РАЗДЕЛ 3. Жанр романтической миниатюры (или обработки народной песни)

Инструментальное творчество русских романтиков. Композиторы-романтики XIX-XX века. Особенности их стиля. Знакомство с их произведениями. Фортепианные миниатюры.

РАЗДЕЛ 4. Знакомство с произведениями (в стилистике XX века; школьного репертуара по слушанию музыки)

Джазовая музыка. Музыка модернистских направлений.
РАЗДЕЛ 5. Развитие техники игры на инструменте

Двигательно-моторных навыков. Этюды. Виртуозные пьесы. Приемы звукоизвлечения. Туше. Педализация. Фразировка. Этюды композиторов XIX-XX века.
РАЗДЕЛ 6. Работа над концертной пьесой развернутой формы

Включение в программу концертной пьесы развернутой формы XIX-XX века. Точное стилистическое прочтение произведения. Преодоление технических и художественно-исполнительских проблем, встающих при работе над произведением. Внесение элементов собственной интерпретации в исполнение произведения.
РАЗДЕЛ 7. Формирование навыков концертного исполнительства

Повторение пройденных ранее произведений и совершенствование их трактовок. Накопление репертуара. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участию в конкурсе исполнительского мастерства. Осуществление выступлений перед студенческой и детской аудиторией с отдельными произведениями. Музыкальное исполнительство как вид просветительской деятельности. Анализ и самоанализ исполнительской деятельности.
РАЗДЕЛ 8. Совершенствование технических навыков

Игра гамм, упражнений. Выработка приемов различных видов техники. Дальнейшее развитие двигательно-моторных навыков. Выработка художественно осмысленного инструментального туше при различных видах штрихов.

Работа над преодолением технических трудностей при исполнении виртуозной пьесы и (или) художественного этюда.
РАЗДЕЛ 9. Развитие навыков публичных выступлений и концертной деятельности

Работа над репертуарными произведениями. Подготовка и осуществление выступлений на зачетах, академических концертах, экзаменах. Подготовка к участию в конкурсах исполнительского мастерства. Участие в концертах с отдельными произведениями. Подготовка сольной программы. Выступления с сольной программой перед детской и студенческой аудиторией и подготовка к ним.
5. Лабораторный практикум - не предусмотрен
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента : искусство фортепианного интонирования : учебное пособие для ВУЗов / А. В. Малинковская. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 381 с.


б) дополнительная литература:

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  2. Крупа-Шушарина, С. В. Музыка природы : песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано / С. В. Крупа-Шушарина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 98 с.

  3. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс : учебное пособие / Е. И. Кубанцева. - М. : Академия, 2006. - 181 с.

  4. Лядов, А. К. Избранные сочинения / А. К. Лядов. - М. : Музыка, 1999. - 130 с.

  5. Мордасов, Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано / Н. Мордасов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 53 с.

  6. Моцарт, В. Вариации для фортепиано. - М. : Эксмо-пресс, 2001.

  7. Мендельсон, Ф. Песни без слов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.

  8. Новая школа игры на фортепиано. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 206 с.

  9. Поливода, Б. А. Школа игры на фортепиано : 110 новых пьес / Б. А. Поливода. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 136 с.

  10. Пора играть, малыш : для учащихся подготовительного и 1 классов ДМШ : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 75 с.

  11. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 61 с.

  12. Ройтерштейн, М. И. Основы музыкального анализа : учебник для педагогических вузов / М. И. Ройтерштейн. - М. : ВЛАДОС, 2001, 2002.

  13. Скрябин, А. Н. 12 этюдов. - М. : Музыка, 2006. - 43 с.

  14. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : Учебное пособие для муз. училищ / П. В. Халабузарь. - М. : Музыка, 1990. - 173 с.

  15. Чередническо, Т. В. Музыка в истории культуры / Т. В. Чередниченко. - Аллегро-пресс, 1994. - 173 с.

  16. Юному музыканту-пианисту : 1-5 класс. Хрестоматия для учащихся ДМШ : учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов и диафильмов.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Обучение по дисциплине «Фортепиано» носит индивидуальный характер. В этой связи для преподавателя важное значение приобретает индивидуальная направленность репертуара, его соответствие возможностям, актуальным задачам развития и индивидуально-творческим интересам студента.

Реализация программы обучения предполагает включение в процесс обучения различных форм музицирования:

  • Сольного исполнения программ.

  • Чтения музыки с листа. Форма работы, открывающая возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.

  • Эскизное разучивание музыкальных сочинений - форма работы, при которой овладение материалом не доводится до высокой степени завершенности, концертно-исполнительской законченности. Возможность изучения произведений завышенной трудности. Закрепление приобретенных исполнительских навыков, творческое преобразование их в новых условиях, расширение художественно-музыкального кругозора.

  • Игра в ансамбле - одна из форм творческого музицирования. Возможность ознакомления с широким кругом музыкальной литературы. Развитие способности согласовывать свои исполнительские намерения с действиями другого участника ансамбля.

  • Исполнительская практика - итог предварительной работы в классе и самостоятельной работы - предполагает участие в классных концертах, академических концертах, лекциях-концертах и учебно-тематических вечерах в школах, в конкурсах и фестивалях.


Одним из главных моментов учебно-воспитательного процесса является применение таких методов, как объяснение, показ, беседа, убеждение, анализ, сравнение, обобщение и др. выбор которых зависит от ситуации на уроке. Урок – одна из форм вербального общения, где устанавливается контакт педагога и студента.

Требования к уроку:

  1. Пробуждение интереса к музыке, развитие слуха в самом широком смысле этого слова, развитие образного мышления.

  2. Дифференцированный подход к обучению студентов.

  3. Краткость и точность замечаний.

  4. Яркость показа.

Типы уроков:

  • Традиционный (фронтальный).

  • Нетрадиционный.

  • Инновационный.

  • Доминантный.

  • Тематический.

  • Экспериментальный.

Организация уроков в зависимости от первоначальных задач:

  1. Проверка знаний предыдущего урока.

  2. Решение слухо - исполнительской проблемы.

  3. Активизация образно – художественного мышления.

  4. Прослушивание выученных произведений.


Важнейшие принципы музыкальной педагогики: единство музыкально-художественного и технического развития, постепенность и последовательность накопления знаний, умений, навыков, сочетание индивидуальных (практические занятия и консультации) и коллективных (мастер-классы) форм обучения, воспитание самостоятельности студентов, их творческой инициативы.
8.2. Методические указания для студентов
Примерный репертуар для изучения (фортепиано):

Полифонические произведения


  1. Аренский А. Фугетта d-moll, op.12.

  2. Бах И.С. Двух- и трехголосные инвенции. ХТК. Прелюдии и фуги, т.1,2. Французские сюиты. Английские сюиты. Партиты. Токкаты (отдельные пьесы).

  3. Гендель Г.Ф. Сюиты. Пассакалья.

  4. Глинка М.И. Фуга d-m. Фуга a-m. Двойные фуги.

  5. Губайдуллина С. Инвенция.

  6. Хиндемит П. Ludus tonalis.

  7. Чайковский П.И. Прелюдии и фуги.

  8. Шостакович Д. 24 прелюдии и фуги.

  9. Щедрин Р. Прелюдии и фуги "Полифоничеакя тетрадь".

  10. Телеман Г. Фантазия h-m.

  11. Фрескобальди Д. Токката a-m.

  12. Чюрленис М. Фуга a-m.

Произведения крупной формы


  1. Бах И.С.Сонаты A-d, a-m, f-m. Итальянский концерт. Концерты.

  2. Бетховен Л. 32 сонаты. Вариации. Концерты.

  3. Гайдн И. Сонаты. Концерты. Вариации F-d. Тема с вариациями. Анданте с вариациями f-m.

  4. Клементи М. Сонаты.

  5. Мендельсон Ф. Концерты. Блестящее каприччио. Серьезные вариации.

  6. Моцарт В. Сонаты. Вариации. Концерты. Рондо. Фантазии.

  7. Прокофиев С. Сонаты.

  8. Равель М. Сонатина fis-m.

  9. Скарлатти Д. Сонатины.

  10. Хачатурян А. Концерт. Соната.

  11. Григ Э. Соната

  12. Галынин Г. Концерт.

  13. Гендель Г. Вариации d-m, E-d. Концерты.

  14. Кабалевский Д. Концерты. Сонатины.

  15. Прокофьев. Сонаты.

  16. Франк С. Симфонические вариации.

  17. Шуман Р. Венский карнавал. Сонаты для юношества.

Пьесы


  1. Бабаджанян А. Хорал. Элегия. Прелюдия-экспромт. Каприччио. Новелетта.

  2. Бетховен.Л. Багатели. Две прелюдии. Полонез. Экосезы. Рондо-каприччио.

  3. Гершвин.Дж. Прелюдии.

  4. Дебюсси К. Арабески. Прелюдии. Детский уголок. Остров радости.

  5. Лист Ф. Утешения. "Годы странствий". Венгерские рапсодии.

  6. Мендельсон Ф. Песни без слов. Рондо-каприччиозо. Три каприса. Скерцо.

  7. Метнер Н. Восемь музыкальных картин. Сказки. Три арабески. Примавера.

  8. Прокофьев С. Детская музыка. Наваждение. Марш. Мимолетности.Маски.

  9. Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Прелюдии. Этюды-картины. Юмореска.

  10. Шуберт. Экспромты. Музыкальные моменты. Фантастические пьесы.

  11. Шопен Ф. Экспромты. Прелюдии. Ноктюрны. Вальсы. Мазурки. Полонезы.

  12. Скрябин. Прелюдии. Этюды.

Этюды


  1. Беренс Г. Этюды.

  2. Кобылянский А. Семь октавных этюдов.

  3. Крамер Н. Этюды.

  4. Лев И. Октавные этюды.

  5. Мошковский М. Этюды.

  6. Черни К. Школа беглости. Искусство беглости пальцев.

  7. Шопен Ф. Этюды.

  8. Лист Ф. Юношеские этюды.

  9. Скрябин А. Этюды.

  10. Рахманинов С. Этюды-картины.Лешгорн А. Этюды


Примерный перечень заданий к зачетам и экзаменам

В соответствии с индивидуальными репертуарными планами студентов исполнить сольную программу из 3-4 произведений, среди которых:

1. Одно полифоническое произведение.

2. Произведение крупной формы (Соната, вариации …).

3. Исполнить пьесу малой формы или обработку народной песни.

4. Этюд или виртуозную пьесу.
Работа в классе фортепиано носит индивидуальный характер. В связи с этим уровень трудности программ, исполняемых при проведении теста остаточных знаний - дифференцированный, в зависимости от индивидуального репертуарного плане студента. Уровень сложности произведений, таким образом, не является критерием оценки результатов его обучения.
Критерии и форма выставления оценки

Критериями выставления балла за исполнение программы в соответствии с позициями гос. стандарта дисциплины предлагается принять:

  1. Владение различными приемами звукоизвлечения, фразировка, туше, педализация и т.д., их соответствие стиля эпохи, композитора, художественной идеи произведения.

  2. Обладание свободой мышечного аппарата, органичностью и целесообразностью исполнительских движений.

  3. Овладение исполнительским репертуаром, включающим произведения разных жанров, форм, стилей. Овладение культурой инструментального исполнительства.

  4. Индивидуально-творческая, художественно выразительная и адекватная интерпретация художественного произведения.

  5. Развитие артистических качеств.

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» icon«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково
...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие...
Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconНижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль)
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconУроки фортепиано
Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconБерлиоз Увертюра «Римский карнавал»
...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconИспользование синтезатора на уроках фортепиано
Психология дошкольника такова, что для поддержания постоянного интереса к учению необходимо получение незамедлительного результата....
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconПрограмма дисциплины фтд. 00 Основы иудаики цель и задачи курса Целью курса «Основы иудаики»
Целью курса «Основы иудаики» является знакомство студентов с еврейской историей и традицией, прошедшими в своем развитии несколько...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconУчебно-методический комплекс опд. В. 07. Психотерапия (указывается...
Целью дисциплины «Психотерапия» является изучение и практическое освоение способов психологической помощи на основе полученных данных...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» icon1. Цель и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины Целью изучения данного курса является формирование у обучающегося современных знаний по вопросам управления...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» iconАннотация к рабочей программе «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
Детских музыкальных школ и музыкальных отделений Детских школ искусств. Музыкальный инструмент. Фортепиано» (Москва, 2006г.) и «Примерной...
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Программа дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано» icon1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины является...
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск