Скачать 93.76 Kb.
|
О.А. Галунчикова КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В 10 КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) “Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор» (На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок - конспект представлен ниже; 2-й урок - круглый стол «Встреча профессий»; 3-й урок - практикум, включающий тест «Профессиональная ориентация», составление резюме для трудоустройства, решение проблемных и познавательных заданий) Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок с элементами дискуссии, интерактивных форм обучения (работа в группах). Цель: усвоение учащимися основных понятий темы, знакомство с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля. Задачи:
- что такое профессия, чем она отличается от специальности; - условия, способствующие успешному трудоустройству; - мотивы, определяющие выбор конкретной профессии; - особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Понятия: профессия, специальность, должность, мотив, профессиограмма, эмпатия, социально-гуманитарные знания. Оборудование и средства обучения: - мультимедийный проектор с экраном; - карточки с заданиями для работы в группах. Демонстрационный материал: - мультимедийная презентация. Использованная литература: - Обществознание: профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и других. – М.: Просвещение, 2007; - Обществознание: практикум: пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008; - Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Эпиграф к уроку (на доске): «В современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей» Ход урока I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Психологический настрой на учебную деятельность. II. Подготовка к усвоению нового материала. Сообщение темы урока (Слайд № 1). Знакомство с планом урока (Слайд № 2). План: 1. Потребности общества и мир профессий. 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. 3. Мотивы выбора профессии. 4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. - Предположите, что вы должны знать к концу урока? Каким образом вам предстоит организовать свою деятельность, направленную на усвоение новых знаний и применение уже имеющихся по данной теме? Осуществление учащимися целеполагания с опорой на тему и план урока (Слайд № 3). Мотивация (организуется дискуссия на основе эпиграфа к уроку), определяется первоначальная личностная значимость содержания темы для учащихся. Комментированное чтение вводной части параграфа 5 (стр. 48, абзац 1). III. Изучение нового материала. 1. Потребности общества и мир профессий. - Что же такое «профессия»? Мозговой штурм «Профессия» (составление кластера и формулирование учащимися на его основе определения понятия). - Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки (Слайд № 4). - Как вы считаете, какие факторы определили возникновение профессий? (Возникновение профессий связано с разделением труда, специализацией в различных видах хозяйственной деятельности). - На сегодняшний день насчитывается более 20 тысяч профессий и их число постоянно растет. - С чем, на ваш взгляд, связано появление такого огромного количества разнообразных профессий? (Слайд № 5) Рост потребностей людей, Развитие науки Появление новых жажда знаний и техники профессий - Профессии могут быть дефицитными, сложными, востребованными, но малооплачиваемые. - Как вы это понимаете? ( Дефицитные (есть потребность, но людей, владеющих ею чрезвычайно мало) Слайд № 6) Сложные (мастеров своего дела немного) Востребованные, но малооплачиваемые (учителя, библиотекари, воспитатели и др.) - В профессиональной деятельности существую такие понятия и категории как «специальность», «должность». Специальность - более узкий вид деятельности в профессии. Должность - трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении. - Попытайтесь назвать специальности, имеющиеся в такой профессии как юрист. ( По делам несовершеннолетних и т.д. Слайд № 7) Судья Расследование экономических преступлений По уголовным делам Адвокат Прокурор По борьбе с организованной преступностью и т.д. По гражданским делам и т.д. - Приведите свои примеры, раскрывающие отличия и взаимосвязь таких категорий как профессия, специальность, должность. 2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. - Материальное благополучие Как уже отмечалось, в современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей. (Слайд № 8) Доступ к общественным благам Высокий социальный статус Социальная устойчивость - Сегодня, современное явление нашей жизни - «избыточное образование». Проблемы «избыточного образования»: 1) в числе безработных большое количество людей с высшим образованием; 2) растет число выпускников ВУЗов, работающих не только не по специальности, а там, где высшее образование вообще не требуется. Сегодня количество менеджеров, эстрадных исполнителей, юристов превышает потребности общества более чем в два раза; экономистов на одну треть. - Почему стало возможным такое явление как «избыточное образование»? - Каким образом можно решить данные проблемы? - Как вы понимаете выражение «конкуренция на рынке труда»? - (Работа в парах). В течение 2-х минут попытайтесь ответить на вопросы: Что может позволить вам успешно конкурировать на рынке труда? Какие условия способствуют успешному трудоустройству? (Качество образования - дипломы престижных учебных заведений; владение практическими навыками для ряда профессий; наличие хотя бы небольшого стажа работы; положительные личные качества и др.) - Знание этих условий, их выполнение, позволит вам более осмысленно овладевать профессией, умениями и навыками, и позволит в дальнейшем успешно трудоустроиться. 3. Мотивы выбора профессии. - Как уже отмечалось, мир профессий огромен. Обучаясь в 10 классе, вы наверняка уже сделали свой профессиональный выбор. - Что повлияло на ваш выбор будущей профессии? - Вспомните, что означает слово «мотив»? (Внутреннее побуждение к какому-либо действию). - Что бы выяснить различные мотивы, влияющие на выбор профессии человеком, поработаем в группах. Работа в группах 1-я группа На примерах из социального опыта близких, родственников, знакомых предложить как можно больше ответов на вопрос: Чем еще определяется профессиональный выбор? (Возможные ответы: склонности, способности к избранной профессии; интерес к данной профессиональной деятельности; престижность профессии; востребованность на рынке труда; собственные возможности: умственные, физические, материальные и др.; привлекательность содержания образования, круг учебных дисциплин, которые предстоит изучать; семейные традиции; желание родителей и т.п.). 2-я группа (Карточка с заданием) Люди по-разному приходят в профессию. Прочитайте высказывания респондентов о причинах выбора профессии.
Вопросы и задания: 1) Охарактеризуйте мотив выбора профессии авторами высказываний. 2) Что можно сказать о личности людей на основании приведенных высказываний? Обоснуйте свою точку зрения. 3-я группа (Карточка с заданием) Люди по-разному приходят в профессию. Прочитайте высказывания респондентов о причинах выбора профессии.
Вопросы и задания: 1) Охарактеризуйте мотив выбора профессии авторами высказываний. 2) Что можно сказать о личности людей на основании приведенных высказываний? Обоснуйте свою точку зрения. Контроль выполнения заданий - Насколько важен правильный выбор профессии для человека? Прокомментируйте следующий факт: Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, - 30%. - Всегда ли люди правильно делают свой выбор? - Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии? - Выбирая профессию, необходимо четко представлять, чем придется заниматься, каким будет ваш круг обязанностей, плюсы, минусы, возможные сложности. В этом вам поможет так называемая профессиограмма - информация с описанием профессии, ее особенностей, особенностей профессиональной деятельности. Учет всего вышеперечисленного позволит вам в дальнейшем успешно трудоустроиться, не испытать разочарования в избранной профессии. 4. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Комментированная работа с учебным текстом (стр. 51, п.3, абзацы 1-3) - Что понимается под «социально-гуманитарными знаниями»? - Назовите профессии, которые имеют социально-гуманитарную направленность? Самостоятельная работа с текстом (п.3 до конца) Задание: прочитать и выписать особенности профессий социально-гуманитарной направленности Контроль выполнения задания (Слайд № 9) Особенности профессий социально-гуманитарной направленности:
V. Закрепление. Коррекция. 1) - Чем профессия отличается от специальности? Приведите примеры. - Назовите условия, способствующие успешному трудоустройству. - Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека. 2) - Раскройте смысл следующих высказываний, афоризмов (Слайд № 10): · Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. (А.И. Крылов) · Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество (Л. Гинзбург) · Специалист – это тот, кто знает очень много об очень малом (Н. Батлер) · Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде (Д. Галифакс) VI. Контроль усвоения понятий. На слайдах демонстрируются определения, учащиеся должны указать (письменно) соответствующее каждому определению понятие: · профессия, специальность, должность, мотив, профессиограмма, эмпатия, социально-гуманитарные знания. |
Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Конспект учебного занятия с использованием цор и эор город: Магнитогорск Цели (образовательная, коррекционно развивающая, воспитательная) учебного занятия | ||
Литература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба» Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Конспект учебного занятия по информатике с использованием цор город Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации») | ||
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Тема занятия: «Заюшкина избушка» Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | ||
Конспект логопедического занятия в 1 классе План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Конспект логопедического занятия во 2 классе «Дифференциация г к» План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М.... | Конспект занятия «Почему болят зубы» в 3 г/х классе Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В. Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии... | ||
Конспект урока в 10 классе План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации тема: «бабочки» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» |