Скачать 158.13 Kb.
|
Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон Проблемы нравственно-этического воспитания подростков. Этика – особый предмет воспитания в школе. Вероятно поэтому так часто встаёт вопрос: как же учить этике современных детей? Как строить этот особый предмет воспитания в школе? Углубимся в эти размышления. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Как? Воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в “своё небывалое”, как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, отвергнув типологию дидактических принципов, строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога учеников и педагога, при котором голос каждого значим и слышим. Такой урок или занятие ориентированы на психолого-педагогический уровень этического воспитания и творческое личностное осмысление подростком нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения учащихся в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании, через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы детской души. Всё это требует педагогически продуманной технологии этических уроков в соответствии с их содержанием и возрастной категорией детей. Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а выводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Именно поэтому этическое занятие – не беседа, а именно занятие, в основе которого лежит не просвещение, а деятельностная форма усвоения этических понятий. А чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии. Как? С помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях. Педагог должен построить занятие так, чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому. Всё это наглядно подтверждает, насколько технология занятия ориентирована на возрастной подход к воспитанникам и субъектную основу их нравственного развития. Особенность её – в конструировании эмоционального и интеллектуального диалогового взаимодействия с детьми соответственно их возрасту. Например, в работе с младшими детьми занятия строятся как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. Там в канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать особенности детей, динамику их нравственного развития. Таким образом, этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. Огромное значение здесь играет этический диалог. Структура этического диалога нуждается в особой педагогической технологии на принципах возрастного подхода и субъектного основания воспитания. Но что мы имеем в виду под педагогической технологией? Построение диалогического взаимодействия педагога с детьми по чётко выстроенной логической цепочке рассматриваемой проблемы в сюжетном ключе. Сюжетное развитие ведущегося диалога включает совокупность психолого-педагогических методов, приёмов и способов побуждения учеников к мысли, действию, решению, поступку. Воспитательная канва и целесообразное сочетание обеспечивающих её движение методов способствуют актуализации субъектного основания личности, её нравственного потенциала. Эмоциональное наполнение канвы диалога предполагает обязательный выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе, который составляет кульминационный момент диалога. Сюжетный рисунок этического диалога выстраивается с учётом возрастной специфики учащихся. Его развитие направлено на опосредованное влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методическими формами включения детей в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт детей, пробуждающие их чувства и собственные размышления. Конструирование диалога имеет следующие составляющие:
Воспитательная канва этического диалога на уроке направлена не столько на усвоение знаний, сколько на актуализацию творческого потенциала мышления, обоснованного рассуждения по нравственной проблеме. Её развитие и обеспечение опосредованного влияния на учащихся требует включения в процесс общения педагога с детьми диагностических методик, направленных на изучение нравственного мира учеников, а также на осмысление ими собственных нравственных оценок и самооценок. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его зависимы от того уровня, с которым ребёнок включён в этот процесс. Поэтому очень важно знать этот уровень, чтобы совершенствовать его и нравственно развивать учащихся. И здесь важно, что диалогическая форма взаимодействия даёт возможность каждому воспитаннику в той или иной форме благодаря диагностическим методикам рассказать о себе, своих переживаниях и мыслях, обнаружить свои нравственные представления и меру этической культуры. Эти методики могут иметь как диагностический характер, направленный на изучение педагогом детей и их внутреннего мира, так и формирующий, когда целью является открытие ребёнком самого себя, своего "небывалого" и пробуждение в связи с этим стремления к нравственному самостроительству. Каковы же смысловые составляющие этического диалога? Эмоционально-образное сосредоточение учащихся в процессе урока-диалога на этически выверенных ориентирах человеческой жизни, утверждающих нравственное основание личности, начинается с вывода школьников на этическую проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, реплики вкрапленных в сюжет урока героев, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма и т.д. Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы "почему?", "как вы думаете?" и т.д. Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Это наиболее сложный для педагога конструкт построения диалога, поскольку всё время должна пульсировать пробуждающая общие размышления мысль. А чтобы она не увядала, а, наоборот, набирала новые высоты и всё время обеспечивала процесс напряжённого "думания", необходимо очень точно ставить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога только те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение. Цепочка последовательных вопросов, конституирующих ход размышления детей и углубляющих его, приводит учащихся к основе проблемы, необходимости не абстрактного её осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности с жизнью любого человека, а значит, и с их жизнью тоже. Нить рассуждений учащихся приводит их с помощью педагога к осмыслению собственной личности, своего опыта. И проблема становится личностно значимой, требующей ответа на свои вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций. Обращение к личности ребёнка служит непременной смысловой составляющей диалога с детьми по этическим проблемам. Поворот "на себя" обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование. Такой поворот ведёт к необходимой в дискуссионных суждениях точке наивысшего напряжения, сопряжённой с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту. Напряжение мысли и чувства ученика связано с необходимостью принятия им решения, выхода на прогнозирование школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, жизненной коллизии, сложившейся сфере его взаимоотношений с окружающими. Это происходит, когда проблема, сколь глобальной она бы ни представлялась, конкретизирована в важном для нравственно-этического осмысления школьниками аспекте. Тогда она выливается в ясную для каждого дилемму. Осмысление и разрешение её и предстанет перед учеником как сущность обсуждаемой проблемы. Результат размышлений, самоанализа или принятие решения в предлагаемой в процессе диалога ситуации, наметившиеся и обозначенные школьником направления в собственном поведении есть его нравственный выбор, сделанный в соответствии осмысления себя в ракурсе проблемы. Обозначение выхода на нравственный выбор - ещё одна смысловая составляющая этического урока-диалога. Рядом с выбором - резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. При диалоговом построении этического урока с творческим использованием педагогом его смысловых составляющих создаются условия для постоянной работы мысли учеников над сделанным нравственным выбором, для анализа ситуации, предложенного решения. Это развивает формирующуюся в этических диалогах потребность учеников в нравственном самосовершенствовании. А это цель и результат воспитательной направленности этических диалогов со школьниками. В подростковом возрасте урок этики, построенный на принципе этического диалога, может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков, в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками на уровне их возраста, будоражащий их мысли и чувства, вызывающий сомнения и стремления к поиску истины, пробуждающий желание самосовершенствоваться. В соответствии с этим, особенна технология этического занятия в подростковом возрасте. Оно как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим урок строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я. Канву такого диалога я предлагаю рассмотреть на примере занятия “Поспешай делать добро”, которое я провела со своим классом. Занятие начинается с двух маленьких экспериментов. В первом детям предлагалось в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, я предложила им подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. По окончании работы желающие читали свой набор слов, отражающих моральный контекст. После прочтения, я задавала ребятам вопросы: -Какой вывод мы можем сделать? -Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с этическими проблемами. Как вы думаете, почему? Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Я не морализировала, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывела детскую мысль на них. Эту мысль я активизировала с помощью другого эксперимента, предлагая участникам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, вела затем диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволила мне включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно-следственных связей своей мысли в её сравнении с другими. Дальнейшее развитие диалога я постаралась вывести из уже достигнутых результатов: -Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента? -Верно, в арсенале человеческой мысли значимое место занимают проблемы морали, нравственные оценки, этика отношений. В чём вы сейчас убедились. А как это воплощается в опыте поведения? -Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: “Поспешай делать добро”. Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению? -Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях:
Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения. Такое осознание заостряет процесс мышления учеников, становясь кульминацией занятия: -А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи. -Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью : “Поспешай делать добро”. -А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому. Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Ребята размышляли, спорили. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну? Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости: -Что же такое справедливость? -Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру? Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Я предлагала ребятам вспомнить слова А.С.Пушкина: “ И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал”. Таким образом мы подходили к следующему этапу: этапу размышлений, где ученики самостоятельно высказывали свои мысли о следующих изречениях и пословицах, в которых отражён нравственный опыт поколений: “Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы Лишь зло пожнём”. “Посеем семена добра, Покуда сеять можем, Пока земля, что столь щедра, Для нас не станет ложем”. “Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро – творить трудней”. “Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, От доброго добро, От злого зло родится”.... Чтобы помочь ребятам с выводами, я задавала наводящие вопросы: -Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему? -Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”. Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим? -Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З –земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро! Особое место отводится этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст подростков. Это многоплановый диалог, ориентированный на создание нравственных ориентиров, в процессе которого подросток получает помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. С этой точки зрения интересным мне кажется фрагмент такого диалога в занятии “Добродетель требует усилий”: ...-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека? -Почему и в чём? Такими вопросами я старалась способствовать постепенному углублению мыслительного процесса, перенесению его на личностный уровень с предоставлением широкой палитры нравственного выбора. -Да, это нравственные усилия, и не каждый на них способен. А во имя чего нужно быть способным на это нравственное усилие? -Человеческий опыт предшествующих поколений подтверждает, как не просто в этом разобраться. Подумайте, чью позицию в следующих высказываниях вы поддерживаете?
(Высказывания записаны на плакатах). -Приведите в поддержку выбранного изречения свои аргументы. -Так, может быть, добродетель обычному человеку недоступна и является чем-то “сверх”, высшей способностью к творению добра? -Следовательно, прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что “добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие”. Как вы считаете? -Обратимся к себе. На какие усилия мы способны? И тут важно, чтобы взрослеющий человек убедился, что всё высокое лежит в наших повседневных поступках, и потому важно осмысливать себя именно в них: -Очертите круг собственной добродетели, заменив многоточие определением доступным вам поступков и деяний:
(Слова записаны. Чтобы избежать затруднений, я к словам поставляла вопросы: что?, чем?, как?, для кого?, о чём? и т.д.). Результаты записей могут многое сказать при последующем анализе. На самом же занятии такой анализ я не проводила. Подросток сам осмысливает столь наглядно получившийся результат. Я ограничилась несколькими вопросами: -Нравятся ли вам результаты ваших усилий? -Кто готов мысленно похвалить себя? -А кто порицает? -Задумайтесь над результатами собственных жизненных усилий. И пусть напутствием в дальнейшем вам послужат слова французского философа-мыслителя 16 века Мишеля Монтеня: “Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью”. Подобным образом в соответствии с возрастными особенностями я строила и все остальные этические диалоги с ребятами моего класса. Другие занятия отличались лишь приёмами и способами логического построения на уровне возраста, насыщенностью методических форм, педагогической стратегией, расширением и углублением этических понятий и проблем. Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения. В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют моему естественному проникновению в мир отношений и общения детей моего коллектива, позволяя мне таким образом влиять на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности. |
Семь советов о том, что надо и чего не надо делать в каникулы Учебный год в школе — это не только уроки, отметки, экзамены, но и каникулы. Поэтому среди других забот, связанных с учебой детей... | Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе Сейчас в обществе существует мнение, «школа готовит ребенка к жизни в мире, которого не существует» Поэтому для учителя очень важен... | ||
Воспитание одарённых детей в семье Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания... | Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?",... Само это слово "технология" действительно пришло из технического (а скорее производственного) мира, хотя и произошло от греческого... | ||
Темы вашего учебного проекта Именно поэтому центральный вопрос, который встает перед системой образования, как обеспечить здоровье учащихся: его сохранение,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современная медицина утверждает, что 30-40 хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос... | ||
«Особенности обучения детей со сложным дефектом в начальной школе» Они считались «необучаемыми» и не получали почти ни какой помощи от специалистов. Современные знания об умственной отсталости и повседневный... | Здоровьесберегающие технологии и их использование в начальной школе Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных... | ||
Тесты для самопроверки Часто при переводе с русского языка на английский встает вопрос: «Какое как выбрать?». В английском языке есть два похожих по значению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для каждого педагога, болеющего за дело воспитания, встает сегодня мучительный вопрос о состоятельности нашей системы воспитания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное... | ||
Пояснительная записка Шахматы Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно... | Небо хмурилось так же, как и вчера, море штормило, поэтому прогулку... | ||
Конспект психологического тренинга «Проблемы воспитания детей раннего возраста» Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт... | ЧаВо Часто задаваемые вопросы по подготовке исследовательских работ Вопрос Вопрос: как найти преподавателя, который является руководителем моей курсовой работы? |