Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе





Скачать 49.26 Kb.
НазваниеСократовский диалог как современный метод обучения истории в школе
Дата публикации13.09.2014
Размер49.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Смирнова Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания,

высшая категория .

ГОУ СОШ № 256

Адмиралтейского района

города Санкт – Петербурга
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе.

Мы не учим детей ходить или говорить,

мы просто создаем для этого условия

Сейчас в обществе существует мнение, «школа готовит ребенка к жизни в мире, которого не существует» Поэтому для учителя очень важен вопрос: Чему учить? Как учить? Для чего это учить?

То есть, современный учитель должен обладать знаниями, использовать передовые педагогические технологии, но главное – создавать мотивацию обучения. Ученики должны осознать, что знания – это капитал, от которого зависит их будущая карьера, материальный достаток, а главное – свобода и смысл жизни. Но знания какого материала?

Для решения этой задачи учитель становится партнером и организатором диалога с учащимися. Вести диалог можно при соблюдении следующих условий: 1.Учитель должен видеть в ученике личность, 2. Учитель должен принимать ученика таким, каков он есть его таким, каков он есть, 3. Учитель должен учитывать потребности ученика и открывать ребенку его самого. Ведь главная потребность ребенка - «познать самого себя», раскрыть для самого себя свой внутренний потенциал, возможности получить опыт успешности.

Именно для раскрытия внутренних способностей и резервов ребенка можно использовать метод сократовского диалога.

Метод сократовского диалога наука определяет как развернутое рассмотрение множества вариантов решения проблемы при множестве условий во имя единственного принципиального решения, то есть предъявлении участникам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. В сократовском диалоге учитель и ученик выступает как равные. Сущность работы учителя по организации этого метода работы заключается в следующих действиях.

Необходимо:

- поставить проблемную задачу ( ситуацию), сформулировать основной проблемный вопрос, малодоступный для решения,

- разделить проблему на подпроблемы и с помощью взаимосвязанных вопросов или облегченных аналогичных задач включить учащихся в процесс выполнения решения.

- активизировать имеющиеся знания и умения, нацелить учащихся на решение проблемы.

- выслушать выдвинутые учащимися гипотезы, организовать поиск системы доводов, доказательств или опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее

- выслушать полученные выводы.

Роль учителя при таком обучении чрезвычайно сложна. Во-первых, он должен генерировать вопросы, находить проблемную формулировку, и способ ее подачи. Эта работа сродни поиску рекламного слогана и художественного оформления . Во вторых, необходимо создать атмосферу доброжелательности, подчеркнуть право учащихся на ошибку и собственное суждение.

В ходе применения данного метода учащиеся получают навыки дискуссии, вырабатывают приемы обобщения., но главное - учатся видеть, ставить и отвечать вопросы. В чем главное отличие вопросов обычного воспроизводства знаний и сократовского диалога. В обычной беседе вопросы предполагают ответы по учебнику: кто, когда, что сделал, а в сократовском диалоге: объясните, могло ли быть иначе, найдите… А цель обучения и знания, и путь к ним.

Приведу примеры некоторых типов уроков.

1.Организация диалога через постановку темы. Урок «Причины гражданской войны в России» в 11 классе начинается с постановки вопроса «Россию погубили два Ильича. Кто они?» Далее разворачивается система подвопросов: При чем здесь литературный герой Обломов? Кто был «ленив» - царское правительство, партия эсеров, интеллигенция, военные… Учащиеся сами называют возможных представителей различных слоев русского общества. В чем их « лень»?

Действительно ли Россию «погубили» или были слои населения, получившие от революции блага? Кто это? На доске записывается и выстраивается схема: за и против революции.

2. Организация диалога посредством исторических карте.

При работе на уроках - диалогах крайне важно, чтобы учащиеся желали вести диалог. И в этом большую роль играет наглядность, а особенно - применение ИКТ.

Урок « Пунические войны» в 5 классе начинается с выяснения причин войны между Римом и Карфагеном. С помощью компьютера создается анимированная карта, на которой изображен Рим и Карфаген, а рядом с Римом – Сицилия. Вопрос: кому должна принадлежать Сицилия? Ответ учащихся – Риму, так как этот остров находится в близком соседстве с Римом. После этого учитель говорит о том, что Сицилия находилась под властью Карфагена. Из-за чего же произойдет война? И после использования наглядности учащиеся дадут ответ. Следующий вопрос? Как из Африки попасть в Италию? Почему нельзя напрямик через Средиземное море? Какой же еще может быть способ? В чем его преимущества и недостатки?

При рассмотрении схемы битвы при Каннах и выяснении соотношения сил римлян и Ганнибала вопрос : Кто победит в сражении? Почему? А потом учащиеся получат неожиданный ответ - победа досталась Ганнибалу.

3. Организация диалога при использовании учебных картин.

Урок « Реформы Александра II в 60-70 гг XIX века» 8 класса содержит достаточно сухой и тяжелый материал, особенно при рассмотрении сущности школьной реформы. Поэтому можно использовать картину « Устный счет в народной школе Богданова-Бельского Н.П. «Устный счет в народной школе С. А. Рачинского» , данную через ИКТ.

Примерные вопросы при рассмотрении учебной иллюстрации: Что означат название картины – народная школа? Что за картина висит на стене?( Икона) Почему? Кто изображен на картине? Какой это возраст? – выясняется , что это примерные ровесники восьмиклассников. Какой это предмет? Что такое устный счет? Занимаетесь ли вы устным счетом на уроках? Да, на математике .Чем урок в сельской школе отличается от вашего урока? Почему эти дети стоят, а не сидят за партой? Почему у них нет парт, тетрадей, ручек? Как они одеты, есть ли у них школьная форма? Идет обсуждение и сравнение условий обучения в современной школе и в школе 19 века. Что делают дети? Идет разбор по персонажам .

Как вам кажется, с каким настроением эти дети пришли в школу, из чего вы это заключили? Дети ХОТЯТ учиться Есть ли в классе те, кому эта тема неинтересна? Списывают ли они? Есть ли в классе те, кто решили устный счет? Где учитель и чем он занимается? Как вы думаете, эта школа- выдумка художника или реально существовавшее в 19 веке учебное заведение. Далее идет рассказ учителя о том, что это реальная школа, основанная Сергеем Александровичем Рачинским, профессором математики и ботаники. И, конечно же, самый важный и кульминационный момент урока – это написание примера для устного счета, который дан детям на картине :

. После этого следует обсуждение значения школьной реформы, личностной значимости образования и связи быстрого экономического развития России с изменениями в области народного просвещения. Особенностью диалогового метода будет непрогнозируемость основных выводов. В одном классе будет говорить о сложности решения задачи и раскрытии таланта простых крестьянских детей, в другом учащиеся выйдут на вывод о том, что образование всегда было социальным лифтом и именно поэтому герои картины и обладают такой сильной мотивацией к обучению. Отсюда и обобщение о роли образования во все времена.

И в заключение моей работы еще один вывод. Овладение приемами сократовского диалога развивает и творчество самого учителя, повышает его компетентность, стимулирует поиск нестандартной подачи материала. Это трудно, занимает много времени, , но и приносит педагогическую удовлетворенность, предотвращая педагогическое выгорание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconРабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30»
Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconПрограмма курса по выбору «Актуальные проблемы теории и методики...
Она разработана в соответствии с существующим государственным стандартом и учитывает как современный, так и дореволюционный опыт...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconУрок Современный урок математики: теория и практика
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconПлан проведения Дней иностранных языков в школе
«Король-Солнце самый популярный монарх в мировой истории» Диалог с Великим 10Л
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconШишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconСамостоятельная работа студентов по теории и методике обучения математике
Соотношение между математикой как наукой и математикой как учебным предметом в современных условиях. Методическая система обучения...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconМетод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием...
Концептуальная основа экспериментальной технологии обучения астрономии в средней школе 1
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconТеатрализация как эффективный метод развития познавательной активности...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconСовременные тенденции в графическом дизайне: список литературы
Аронов В. Современный графический дизайн // Диалог искусств. 2009. № С. 22-29
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconТема урока: «Моделирование лифа путем перевода нагрудной вытачки»
Методы обучения: метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, частично проблемно-поисковый, метод упражнений
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconРабочая программа педагога фетисовой Юлии Александровны по учебному...
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового,...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе icon«Учебный проект на уроках истории в сельской школе»
Метод учебных проектов зародился во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США – основоположник Джон Дьюи
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconЗадачам на дискретных структурах. Математика нужна не как метод расчета,...
Общество 21в. – общество информационное. Центр тяжести в решении задач переместился от задач вычислительной математики к задачам...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconПерспективы использования электронного обучения в начальной школе
Конечно, от учителя, который проведёт в учебном классе первые школьные годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является...
Сократовский диалог как современный метод обучения истории в школе iconУчитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование...
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск