Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8





Скачать 365.99 Kb.
НазваниеМетод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8
страница1/6
Дата публикации27.09.2014
Размер365.99 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Астрономия > Исследовательская работа
  1   2   3   4   5   6

ИИСС «Планетарий»


Методика поисковой деятельности



Концептуальная основа экспериментальной технологии обучения астрономии в средней школе 1

Сравнительная характеристика различных вариантов технологии организации поисковой и исследовательской деятельности учащихся 5

Метод проектов 6

Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8

Литература 12



Концептуальная основа экспериментальной технологии обучения астрономии в средней школе


Так как главной целью образования является развитие всех способностей учащихся, то в основу современной технологии обучения следует положить следующие требования:

  • ученик – субъект процесса обучения;

  • результативное обучение происходит в процессе активной познавательной деятельности.

Данным требованиям соответствуют практически все инновационные технологии. Изучив ведущие идеи инновационных технологий, мы выбрали три концепции: сотрудничества, развивающего обучения, проблемного обучения, которые, на наш взгляд, позволяют наиболее успешно реализовать мировоззренческий, развивающий потенциал предмета астрономии, удачно вписываются в существующую классно-урочную систему, обеспечивают высокий уровень усвоения знаний и умений, что подтверждает опыт практической деятельности.

Концепция сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве, в малых группах – учиться вместе. Практика показывает, что вместе учиться не только интереснее и легче, но и эффективнее. «Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений». [115, с. 26]

Концепция развивающего обучения. Сторонники развивающего обучения (Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) считают, что обучение и развитие - два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данной позиции, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи развивающего обучения: «обучение впереди развития». Чтобы развитие состоялось, нужна цепь специальных мер, т. е. развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий. Построение учебного процесса должно опираться на зону актуального развития (область наличных возможностей), а выполнение заданий должно стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей). Другими словами, при таком обучении должны ставится задачи, вызывающие учебные затруднения у учащихся, поскольку они их не в состоянии решить, опираясь на репродуктивные знания, для решения должны требоваться размышления, коллективные обсуждения, выдвижение предположений и их проверка, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования. Из этого принципа вытекает условие: не давать знаний в готовом виде, ученик должен их добывать, выполнив задание, требующее интенсивной умственной работы. Важно предусмотреть для каждого ученика «ситуацию успеха», т. е. предлагать такие задачи и учебные действия, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем.

Концепция проблемного обучения. Основы проблемного обучения разрабатывались В. Оконем, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, а. М. Матюшкиным. «Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей» [148, с. 61]. Следовательно, цель проблемного обучения заключается не просто в усвоении знаний и умений, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Помимо общих целей существует ещё ряд общих элементов, касающихся практической реализации вышеназванных идей на практике:

  • высокая мотивация учебной деятельности;

  • знания и умения играют роль информационного фундамента для развития способностей учащихся;

  • процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания;

  • учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе умственной работы;

  • преобладание продуктивных видов деятельности - поисковый, частично-поисковый, исследовательский;

  • интенсификация всех уровней учебного процесса;

  • отношение к ошибке как индикатору усвоения материала, который либо разрешает двигаться вперед, либо сигнализирует о помощи;

  • демократичный стиль преподавания и диалогический характер взаимодействия ученика и учителя;

  • непрерывная многоканальная обратная связь – «ученик-ученик», «ученик-учитель», выполняющая на разных этапах функции коррекции, контроля, оценки;

  • успешное усвоение учебного материала всеми учениками;

  • развитие умений самообразования.

В заключение отметим, что все технологии обучения настолько переплетены, взаимно дополняют друг друга, что при анализе даже одного урока трудно вычленить элементы каждой из них.

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Китайская мудрость
Мой книжный шкаф «знает» несравненно больше меня, «знает» обстоятельно и наверняка, но все-таки про него нельзя сказать, что он физик, а я – физик.

П. Н. Лебедев
В центре современной технологии обучения находится ученик, выступающий в роли субъекта. Следовательно, все методические приемы должны быть направлены на включение ученика в процесс активной познавательной деятельности, причем, приоритетным является самостоятельное приобретение знаний и их применение, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний.

Содержание материала некоторых уроков астрономии позволяет организовать учебную деятельность в рамках исследовательской ориентации. При таком подходе учебный процесс строится как поиск новых практических сведений, а усвоение знаний и умений, развитие творческих способностей сопутствуют этому. Рассмотрим следующие ситуации.

  1. Материал не представляет больших трудностей для усвоения, достаточно небольшого введения со стороны учителя, чтобы учащиеся могли разобраться в нем самостоятельно. Значит нужно дать им эту возможность, следует только задание сформулировать так, чтобы учиться не ради учебы, а для достижения практически значимой цели. Например, вместо вводного урока – лекции о предмете астрономии и рассказа о созвездиях, можно предложить учащимся составить путеводитель по звездному небу. В процессе решения этой задачи, учащиеся не только познакомятся с легендами о созвездиях, но и научат друг друга находить их на небе, изучат яркие звезды и интересные объекты в этих созвездиях, определят наилучшие условия видимости. (Урок 1-2, урок 14)

  2. Учебный материал в принципе не новый, уже изучен, но требуется его отработка, закрепление и применение для решения задач. Сместим акцент – не решение задач, а, например, исследование условий видимости на такой-то широте. Тогда не скучно решать, а интересно, чтобы увидеть результат и сравнить с другими. При этом приходится решать гораздо больше задач, постоянно пользуясь картой, таблицами и самостоятельно составляя схему.

  3. Учащиеся знакомы с материалом в общих чертах, но требуется его изучение на более глубоком уровне с привлечением новой информации. Можно предложить рассмотреть эту тему, но с разных точек зрения, а затем совместно обсудить тему, но уже по-новому переосмыслив информацию.

В зависимости от формы постановки учебной задачи в процессе самостоятельной работы преобладает либо поисковая, либо исследовательская деятельность учащихся. Технологии организации обучения в этих случаях несколько отличаются, рассмотрим каждую более подробно.

  1. Вариант «поиск». Урок начинается с объяснения учителя, в ходе которого ученики знакомятся с новыми знаниями и умениями. После этого класс разделяется на разнородные по уровню обученности группы. Число человек в группе ограничено числом возможных «ролей», например, книжный аналитик, компьютерный аналитик, художник - оформитель, докладчик. В зависимости от объема задания и технических возможностей число ролей может изменяться в различных группах. Каждый член группы должен быть полностью в курсе исследуемой задачи и в состоянии ответить на любой вопрос по всему материалу. Таким образом, с одной стороны, каждый вносит личный вклад в общее дело, нет «бездельников», с другой стороны участники не изолированы, не ограничены своей ролью.

Каждая группа получает одно задание на всех. Задание одной группы является частью темы, над которой работает весь класс. Выполнение задания происходит по одному и тому же алгоритму во всех группах, с которым учащиеся знакомятся во время объяснения учителя в начале урока. Каждая группа прорабатывает свой кусок материала примерно в следующей последовательности: члены группы распределяют роли по своим возможностям и вкусу, индивидуально работают над своей частью задания, обмениваются результатами своей работы и поясняют их друг другу, намечают порядок и форму выступления, выступают. В зависимости от готовности класса к самостоятельной деятельности выполнение заданий в группе может происходить на уроке в ограниченный промежуток времени или во внеурочное время. Когда время, отведенное на самостоятельную работу, истекло, все группы прекращают работу и слушают выступления товарищей из других групп. Во время докладов учащиеся выполняют краткие записи, чертежи. В результате к концу урока у каждого ученика появляется либо краткий конспект, либо таблица, либо некоторая схема, где представлен материал по всей теме. В заключение проводится индивидуальная самостоятельная работа по изученной теме, по итогам которой выставляются оценка каждому. По усмотрению учителя оценка может быть выставлена также и за работу над заданием, но одинаковая всем членам, и за выполнение итоговой таблицы и т. п.

2. Второй вариант «исследование».

Класс делится на группы, каждая группа имеет свое рабочее место. Первый этап урока - актуализация знаний, может проходить в разных формах: блиц – опроса всех учеников; опроса по группам, т. е. вопросы адресуются группе; краткого зачета, который проводит шеф внутри группы. Далее каждая группа получает одно задание на всех. Задание представляет собой проблемную задачу, решение которой требует применения «старых» знаний и умений в новой ситуации. Суть задачи одинакова во всех группах, но различны начальные условия. Общеобразовательная цель урока, которая обеспечивает мотивацию урока – сравнить результаты и установить некоторую закономерность, либо обобщить и систематизировать знания. Но правильный вывод возможен, только если будет получена достаточная база данных для анализа. В первом варианте «поиск» учитель сначала демонстрирует сам порядок и содержание необходимых действий, затем предлагает учащимся повторить их самостоятельно на других примерах. В варианте «исследование» задается только конечная цель и форма представления результата, а способ решения учащиеся определяют сами. Опять же, в зависимости от интеллектуальной и моральной подготовки класса учитель может конкретизировать проблему, разбив её на более мелкие, или, наконец, можно сообщить инструкцию по выполнению задания. Чтобы успешно выполнить задание учащиеся по своему усмотрению могут разделить обязанности внутри группы, либо выполнять все вместе. В любом случае неизбежны дискуссии, обсуждения внутри группы, которые дают возможность найти рациональный путь решения проблемы, координировать совместные действия, помогать друг другу. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе работы группы. Результат работы каждой группы имеет конкретное выражение в виде либо расчетных данных, либо графика, схемы, устного вывода и т. п. На основе совместного обсуждения и анализа полученных результатов формулируется общая закономерность, вывод или проводится систематизация и обобщение. Так как задания по сути были одинаковы, то каждый ученик объективно может оценить, насколько другие группы приблизились к решению проблемы.

3. Вариант «исследование+поиск» В этом варианте нужно не только провести исследование поставленной проблемы, но и добыть необходимую информацию для исследования. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание исследовать разные вопросы некоторой темы под одним углом зрения. Например, тема «Солнечная система» изучалась дважды: в курсе естествознания в 5 классе и в интегрированном курсе физика-астрономия в 9 классе. Поэтому третий раз эту осваивать тему традиционным образом – по планетам, неинтересно. Возможен другой вариант, основная идея заключается в том, чтобы изучить не отдельно взятую планету, а исследовать, проанализировать одну какую-либо характеристику у всех планет, допустим атмосферу, и установить зависимость, взаимосвязь этой характеристики с физическими условиями на планете, например, температурой.

Первый этап работы состоит в конкретизации задачи и сборе полной информации. Информацию можно получить из учебной литературы, компьютерных программ или сети Интернет. Поэтому учащиеся распределяют обязанности и работают индивидуально. На втором этапе идет обмен информацией, её обобщение. В процессе совместных дискуссий анализируются данные и устанавливаются нужные закономерности. Третий этап заключается, в подготовке и представления полученных результатов.

Каждая группа прорабатывает свой определенный вопрос, поэтому во время слушания докладов все учащиеся знакомятся с результатами исследований по другим темам и заполняют таблицу или выполняют конспекты. На следующем уроке каждому предстоит уже самостоятельно выполнить обратную задачу, например, спрогнозировать физические условия на планете Х, характеристики которой заданы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconОкружной учебно-методический центр реферат Использование мультимедийных...
Использование мультимедийных средств обучения учащихся иностранному языку с использованием учебников
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconТипология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое...
Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский...
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconПедагогический проект «Проектная и научно-исследовательская работа...
Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс новые современные технологии, например метод проектов, как один из методов, который...
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconУроки. Метод проектов
Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconМетод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это
Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconДистанционные формы взаимодействия в дополнительном образовании учащихся
Программа направлена на освоение педагогами современных методов и технологий дистанционного обучения школьников, в том числе технологий...
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconТеоретические положения. Одним из самых мощных средств построения...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconСписок учащихся, рекомендованных на участие в городской научно практической...
Тип работы (исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа)
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconУчебно-исследовательская работа учащихся
Методическое пособие для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconПрименение проектов во внеурочной и урочной деятельности
Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых...
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconНаучно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс...
Инновационные технологии в обучении графическим дисциплинам. Метод проблемного обучения
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Метод проектов 6 Учебно-исследовательская работа учащихся с использованием телекоммуникационных средств обучения 8 iconСамостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока
Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск