Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока





Скачать 73.07 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока
Дата публикации31.08.2014
Размер73.07 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > География > Самостоятельная работа
Автор: Лукина О.В. учитель географии МОУ гимназии № 22

г. Калининград
Урок в 8 классе:
ТЕМА: Как осваивали и изучали территорию России.

Тип урока: Изучению нового материала с использованием мультимедийных и интерактивных средств обучения.

Вид урока: Урок – лекция с использованием интерактивных средств обучения, самостоятельная работа по тексту учебника.

Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить школьников с историей открытия и освоения территории России.

  • Познакомить с основными этапами освоения и изучения территории России.

Развивающие:

  • Продолжить развивать навыки и умения самостоятельной работы с учебником, в том числе с использованием географической карты.

  • Продолжить развитие познавательного интереса к предмету, развитие географического мышления.

Воспитательные:

  • Создавать у учащихся целостное представление о своей Родине.

  • Воспитывать гордость за русскую науку и ученых на примере достижений российских учёных.

  • Активизировать знания учащихся по истории освоения и изучения территории России и мира.

Методы и методические приемы: Эвристическая беседа с использованием мультимедийной презентации, составление краткого конспекта по мере беседы, отработка нового материала в ходе выполнения учащимися самостоятельной работы по учебнику.

Оборудование: Презентация урока, интерактивная доска Mimio, атлас “География: природа России” 8 класс, учебник Э.М. Раковской «География: природа России», 8 класс, рабочая тетрадь по географии: 8 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений Раковской Э.М.

Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):

  • Знания об основных этапов освоения территории России русскими землепроходцами и географами.

  • Составление таблицы «Этапы освоения территории России».



ХОД УРОКА.

  1. Эпиграф.

Слайд № 2. «… Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите и откуда Русская земля стала есть». «Повесть временных лет»

2. Изучение нового материала.

Слайд № 3, 4. Происхождение названия «Россия».

Рассказ учителя: Первое письменное упоминание Руси относится к середине VI в. В середине IХ в. Персидский географ Ибн-Хордадбех писал: «… русы суть племя из славян». В древности слово «Русь» звучало как «рось», «рос». В Игоревом договоре 945 г. сказано «Русская земля», тем самым географически обозначилась область заселения славян вдоль Днепра в районе Киева. Политическое значение выражения «Русская земля» приобрело в ХI – ХII вв., обозначая земли русских князей с подчинёнными им славянским населением. В последующее время официально наше государство называлось «Русь», «Русское государство». У иностранцев часто – «Московия», а население «московиты». С конца ХV в. Начала ХVI столетия окончательно утверждается название государства – Россия. До настоящего времени нет единой точки зрения о расселении славян в Восточной Европе. Существует мнение, что было два независимых ядра расселения славян: одна часть восточных славян пришла на Русскую равнину с юго-запада Карпат в VI в. н.э. В VIII – IХ вв. значительная часть славян сосредоточилась по верхнему и среднему течению Днепра и его притокам. Другая часть славян пришла на Северо-запад равнины из южной Прибалтики. Первым полным источником, повествующим о Русской земле с IХ по ХII в., является летопись Нестора («Повесть временных лет»), освещавшая быт, природу, крупные события из жизни древних славян.

Слайд № 5.

-Ознакомимся с основными методами исследования территории России.

Учащиеся записывают данные таблицы «Основные методы исследования территории России»


Сбор первичных сведений в результате первых экспедиций землепроходцев (составление картосхем, планов, описаний)


Организация специальных целевых экспедиций по открытию и изучению новых территорий


Систематические исследования в 19-20 веке под руководством Русского географического общества (комплексные исследования территорий)


Современное географическое исследование (аэрофотосъёмка, космические, компьютерные, мониторинг)

Новгородцы 12 в.

освоение Севера, бассейна – Печора, В.Атласов поход на Камчатку, И.К.Кириллов первое описание страны

1-вая и 2-ая Камчатские экспедиции (Беринг, Крашенинников) Северная экспедиция (Лаптевы, Челюскин)

Пржевальский, Кропоткин, Обручев, Докучаев

 
3. Изучение нового материала (работа в группах).

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями. В тетрадях каждая группа отчитывается по итогам своей работы, а все группы по итогам отчётов записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения.

Слайд № 6. Этапы освоения территории России.


Этап

Освоенная территория

Географические объекты

 

 

 


Задания на карточках.

Группа № 1.

  1. Изучить по тексту учебника § 5 и картам в атласе стр.32 – 36.

  2. Найти на карте г. Новгород, Кольский полуостров, Печору, Белое море, Мурманск, Горло Белого моря, Пермь, Шпицберген.

  3. Вспомните, как проходил путь «варяг в греки».

  4. Что такое волоки? Кто такие поморы?

Группа № 2.

  1. Изучить по учебнику (§ 5) походы русских в Западную Сибирь.

  2. Найти на карте р. Иртыш, Обь, Таз, Карские Ворота, Югорский Шар, о. Новая Земля, Уральские горы.

  3. Что такое Мангазея, мягкая рухлядь? Что означает слово Сибирь?

  4. Походы Ермака.

Группа № 3.

  1. По тексту учебника § 5 изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.

  2. Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотское море, Иркутск.

  3. Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семён Дежнёв?

  4. Какой город основан в ХVII и стал центром освоения Восточной Сибири?

Группа № 4.

  1. По тексту учебника § 5, 6 составьте рассказ об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, 1-ой и 2-ой Камчатских Экспедициях, Великой Северной Экспедиции.

  2. Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

  3. В честь кого названо море Лаптевых?

Группа № 5.

  1. В чём заслуга Н.М. Пржевальского, Г.Седова, О. Шмидта?

  2. Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, острова Северная Земля, Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик.

  3. Определить, где проходит Северный морской путь.

При прослушивании ответов показываются следующие слайды:

Группа № 1, слайды № с 7 по 9.

Группа № 2, слайды № с 10 по 14.

Группа № 3, слайды № с 15 по 19.

Слайд № 20. Проверка части записей в таблице.

Этап

Освоенная территория

Географические объекты

ХI –ХV вв. освоение Русского Севера

Новгородцы и поморы – весь Европейский Север от Кольского полуострова до Печоры

Студёное море (Северный Ледовитый океан), страна Коми, реки Печора и Вычегда

ХV – ХVI вв. походы в Сибирь

Урал, Иртыш, низовья Оби, Карское море, основание Мангазеи, Западная и Южная Сибирь

Уральские горы, Обь, Иртыш, проливы: Югорский шар, Карские ворота, Мангазея, Новая Земля

Конец ХVI – начало ХVII в. Освоение побережья Тихого океана

Море Лаптевых, озеро Байкал, Охотское море, бассейн Лены и Амура, Берингово море и пролив

Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, г. Иркутск, Амур, охотское море


Группа № 4, слайды № с 21 по 32.

Группа № 5, слайды № с 33 по 37.

Слайд № 38. Проверка части записей в таблице.

Этап

Освоенная территория

Географические объекты

Середина ХVII – ХVIII Великие экспедиции

Камчатские – побережье Камчатки, Командорские острова

Северные – Побережье Карского и моря Лаптевых, Таймыр, Ямал, Новосибирские острова, Аляска.

Камчатка, Командорские острова, Берингов пролив, полуострова Таймыр, Ямал, Аляска, острова Алеутские, Новая Земля, Новосибирские

ХIХ – ХХ вв.

Освоение Арктики

Арктические экспедиции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института

Остров Жохова, Северная Земля, острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Института

Слайд № 39.

Домашнее задание. § 5. Подготовить сообщение-доклад об исследователях России в ХVIII - ХХ вв. Имена можно взять в § 6 и 7.

Литература:

1.Раковская Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2007.

2.Рабочая тетрадь по географии: 8 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Э.М. Раковская – М.: Просвещение, 2007.

3. Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

4.География. Природа России. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Э.М.Раковской./ Авт.-сост. Н.Н.Перепечева.- Волгоград: Учитель, 2005.

5.Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

6.Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под. Ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1 и 2 части) / С.Н. Грушина. – М.: «Экзамен», 2008.

7.Баринова И.И. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику И.И. Бариновой «География России: 8 класс» - М.: «Экзамен», 2008.

8.География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой /авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2005.

9.Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сначала это может быть выполнение отдельных заданий, затем самостоятельная работа на определенных этапах урока и, наконец, самостоятельная...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока icon6 класс Урок 7 Кодирование текстовой информации. Практическая работа...
Самостоятельная работа по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconЦели: Узнать о птицах,их разнообразии
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconУрока: изучение нового материала. Вид урока
Методы и приемы: фронтальная работа, поисковая работа, исследование,самостоятельная работа и программированные задания
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconПамятка алгоритм по работе с параграфом учебника
Принято считать, что самостоятельная учебная работа – это работа, выполняемая обучающимся без непосредственного участия учителя,...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconИ домашнее задание записаны на доске
Самостоятельная работа (с использованием учебника, решение разноуровневых задач по карточкам)
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconКонспект урока по окружающему миру «Дикие и домашние животные»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г....
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconМетодическая разработка урока по теме: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»
Методы: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, приемы частично-поискового метода, беседа, самостоятельная работа и работа...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconСамостоятельная работа Балльная структура оценки
Распределение часов: лекции 18, практические 36, самостоятельная работа 18, экзамен 36 часов
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconСамостоятельная работа студентов самостоятельная и индивидуальная...
Самостоятельная и индивидуальная работа студента специальности 030501 «Юриспруденция» по дисциплине «Культурология» предусмотрена...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconУрок по теме «Алгоритм» Цель урока: повторение основных понятий и...
Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа за пк
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconСамостоятельная работа с цор: видеофрагментом, интерактивной моделью,...
Цель урока: расширить и углубить знания о способах питания в органическом мире, об особенностях пластического обмена веществ на примере...
Самостоятельная работа по тексту учебника. Цели урока iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск