Скачать 133.1 Kb.
|
Учитель начальных классов ГУО «Гимназия № 5 г. Гродно» Копчевская Ирина Иосифовна План – конспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г.Остера. Цели: 1) изучить творчество Г.Остера, расширить представления детей об этом авторе. 2) развивать творческие способности каждого ребёнка, мышление, умение анализировать и делать выводы. 3) воспитывать любовь к чтению; воспитывать такие качества, как честность, справедливость, доброта, уважение к старшим. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. «Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
2. Вступительная беседа. «Разминка». Прочитайте слово, записанное на доске: В О С П И Т А Н И Е (слайд 2) - Составьте из букв этого слова слова-предметы. (оса, питание, нос, сон, сито, нити…) - А теперь подумайте и ответьте, что такое воспитание? - В толковом словаре сказано, что воспитание- это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. - Иногда говорят «воспитанный человек». Как вы это понимаете? - Откроем словарь и прочитаем: «воспитанный- отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести». - Какие правила поведения вы знаете? Знаете ли вы, как надо:
- Всегда ли вы послушны? Ответьте честно. - Какие нельзя говорят вам родители? - Как много полезных советов. Но всегда ли их выполняем? (Совершенно верно, многие выполняют, а некоторые – нет. Кажется, слушают советы дети, а делают всё наоборот). - Вот один человек и придумал советы для непослушных детей. - Кто это? 3. Постановка целей урока. На доске запись: Й И Р О Г И Р Г Р Е Т С О (слайд 3) - Посмотрите, автор шутит с нами- его имя и фамилия записаны наоборот, справа-налево. Итак, вы догадались с произведениями какого автора мы будем знакомиться. - Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
4. Знакомство с биографией. - Сегодня можно задать вопросы автору, которые вы приготовили. 1 вопрос. Григорий Бенционович, где Вы родились? ( Я появился на свет 27 ноября в 1947 году в семье моряка в городе Одесса. Говорят, была страшная буря, а как только родился я, всё утихло.) (слайд 4) 2 вопрос. Каким мальчиком вы были в детстве? (Я не был тихим мальчиком. Ну разве спокойный ребёнок может вырасти и придумать вдруг вредные советы для непослушных детей. Я хочу рассказать один случай из моей жизни. Однажды зимой, как только выпал снег, я решил погулять по городу в громадных дедушкиных туфлях. Бабушка, увидев следы, бросилась с толпой соседей спасать меня. Она решила, что меня похитил. За углом дома все увидали не похитителей, а меня, уходящего вдаль.) 3 вопрос. Скажите, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение? (В 16 лет я начал сочинять стихи для взрослых.) 4 вопрос. Когда вышла Ваша первая книга? ( В 1975 году в Мурманске. Она называлась “Как хорошо дарить подарки”). 5 вопрос. Где Вы учились, чтобы стать писателем? (В Литературном институте в Ялте. ) (слайд 5) 6 вопрос. Сколько книг вы написали? ( Около 60 книг). 7 вопрос Переводили ли ваши книги на другие языки?? (Мои книги переведены где-то на 15 языков, но на мой взгляд, получилось не очень интересно. Их переводили в Польше, Чехословакии, Болгарии.) 8 вопрос Есть ли у Вас дети? ( У меня 5 детей. Именно они вдохновляют меня на эти произведения.) (слайд 6) - Посмотрите на слайд и скажите, что обозначают эти числа напротив каждого имени? (столько лет детям писателя.) У нас в классе 2 ребёнка- самая большая семья. Кому же писал советы Остер? ( в первую очередь своим детям). 9 вопрос Почему вы писали вредные, а не полезные советы? ( Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет : « Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», - они тут же начинают не здороваться. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книга для непослушным детей. Вы спросите, а можно ли читать послушным детям эту книгу? Да , для них она будет, как прививка против непослушания.) (слайд 7) 10 вопрос. Какие последние книги написал Остер? («Вредные советы непослушным бизнесменам» и «Книга о пище вкусной и здоровой женщины». Эти книги не для детей, а для людей более старшего поколения. Остер сказал, что он обиделся на своих детей за то, что они выросли и решил написать для них новые книги, которые помогут им во взрослой жизни.) - А сейчас проверим, как вы слушали, проведём викторину.
5. Работа с произведениями автора. - Какие произведения Остера вы прочитали? Понравились ли вам они? Почему? (весёлые и смешные). Давайте посмотрим, действительно ли они весёлые и смешные? - Прочитать 2-3 совета наизусть. - Вы будете поступать так, как советует автор? ( Нет. Прослушав вредные советы вы сделаете правильный выбор) Работа в группах. Каждая группа получает совет. Прочитать совет, сделать вывод, как надо поступать. Советы, придуманные детьми (Чтение детьми советов, которые они придумали дома). (см. Приложение) - В каком жанре написаны советы? (в стихах) - Как называют человека, который пишет стих? (Поэт). - Какие ещё произведения пишет автор?. Легенда – это фантастический рассказ, вымысел, выдумка. (слайд 13) - Зачем же родители придумывают легенды своим детям? Давайте прочитаем отрывок из книги Остера «Как получаются легенды?» Чтение с остановками - Прочитайте первый абзац. (Дети читают вслух.) - Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте. (Задают вопросы, остальные отвечают.) - Как вы думаете о чём будет рассказываться дальше? - Прочитайте до слов «Есть другая история...». - Задайте вопросы. - Прочитайте последний абзац. - Придумайте к нему вопрос. (Например: «Эта девочка стала такая худенькая и легонькая, что однажды ее унес ветер. И обратно не принес». Вопрос: «Что случилось с девочкой, которая очень плохо ела и совсем не пила молока?») Чтение по ролям сказки «Он попался». - А что больше всего любят в детстве слушать дети? (Сказки). - У Остера есть и сказочные истории. Одну из них мы прочитаем. («Он попался».) - Как вы думаете о чём она? - В какие моменты вам было весело? - Чему учит? - Только ли стихи писал Остер? (Рассказы, сказки, легенды). - Значит, он – писатель. Просмотр серии «Битва» из киножурнала «Ералаш». - Сценарий к этой серии написал Г.Остер. - Посмотрите на доску. Вы узнаёте героев? Откуда эти герои? (Из мультфильмов). Из каких? (слайд 14, 15) - Если Остер пишет сценарии к фильмам, мультфильмам, значит- какая у него профессия? ( Сценарист) 6. Подведение итогов. - Итак, сделаем вывод, кто такой Г.Остер. О С Т Е Р О – отец С – сатирик, сценарист Т – талант, творец Е – единомышленник Р – рассказчик - Какие произведения он писал? Зачем он это делал? Чего хотел добиться? (обычно дети не любят слушать советы. А эти очень интересные. Читаешь и понимаешь, как не нужно делать). - Ответили ли мы на вопросы, которые ставили в начале урока? - Какой вывод можем сделать? Кому понравились произведения автора? Кто ещё будет читать произведения этого автора? - Ко всем вашим высказываниям мне хотелось бы добавить слова самого поэта, писателя и сценариста: « ,,,, Я всегда не устаю повторять, что мои книги – это прививки детям против глупых, неверных и неправильных поступков.» (слайд 16) Приложение 1 Вредные советы, придуманные детьми. Если папа просит строго Перемыть посуду всю То беги скорее в ванну, Чисти зубы и в кровать. Закрывай глаза и молча Под простынкою лежи. Папа вас тогда не будет, Той посудой донимать: Он же знает, что вам завтра Рано в школу всем вставать. (слайд 8) Если вы гуляли долго, Опоздали к сроку в дом, То валите на часы все, Что отстали, не идут. И тогда вам папа с мамой Новый сотовый дадут. (слайд 9) Если ты не хочешь в школу, То больным ты притворись: За живот скорей хватайся И за голову держись. А когда оставят дома – То от радости бесись. (слайд 10 ) Если вам сказали сделать Все домашнее заданье, Ну а вы сидели дома И забыли про него, То скажите вы учителю, Что пришел к вам крокодил И дневник её любимый Быстро-быстро проглотил. (слайд 11) Если вы не съели булку – Положите её в сумку. А мама станет проверять – Вот подарок ей опять! Мама станет волноваться – И, конечно же, ругаться. Говори – виновата ведь не я, А столовая моя! (слайд 12) Приложение 2 Как получаются легенды. В раннем детстве люди верят во всё. И в шапку – невидимку, и в Бабу – Ягу, и в то, что на свете бывают мальчики и девочки, которые никогда не балуются, всегда слушаются взрослых и с утра до вечера вытирают ноги, прежде чем куда–нибудь войти… Есть легенды старинные, которые ещё прадедушки и прабабушки рассказывали бабушкам и дедушкам, дедушки и бабушки папам и мамам, а папы и мамы и сейчас рассказывают их своим детям. Вот, например, легенда про мальчика, который никогда не умывался. Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты стал похож?» А он отвечал: «На дедушку и немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе ». В конце концов он стал такой грязный, что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти в лес, и всю дальнейшую жизнь он провёл там, сидя на дереве. Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. Эта девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не принёс. Говорят, она до сих пор где-то летит вверх ногами… Приложение 3 Он попался Примчалась как-то белка к норе барсука и как закричит: - Он попался! - Кто? – испугался барсук. -Заяц. Медведь его в берлогу повёл. Я сама видела. Будем выручать! Пошли, - позвала белка барсука. - Сейчас… - пробормотал барсук и нырнул в свою нору. И тут же появился перед белкой весь забинтованный, с градусником под мышкой. - Не могу я выручать, - сказал барсук, - заболел я. - Эх ты, трус!.. – рассердилась белка. – Без тебя пойду. Сама. И пошла. А барсук закричал ей вслед: - Ну придёшь ты к медведю, что ты ему скажешь, что?! - «Как не стыдно маленьких обижать!» - вот что. - А медведь тебе как даст по шее – и весь разговор, - пообещал барсук. Белка ничего не ответила, только глянула на барсука так, что ему стыдно стало. Размотал барсук свои бинты, бросил костыли, догнал белку: - Ладно. С тобой пойду. Идут барсук и белка мимо реки, а на берегу бобёр рыбу ловит. - Эй, бобёр! – позвала белка. – Идём с нами зайца спасать. - От кого спасать? – спросил бобёр. - От медведя, - объяснил барсук дрожащим голосом. - Хм, - засомневался бобёр, - а может, он сам виноват? Может, он первый начал? - Что начал? – удивилась белка. - Ну, что-нибудь начал… - пробормотал бобёр, которому очень не хотелось ссориться с медведем. И тут вдруг из воды выскочила огромная рыба и потащила бобра в воду. - Помогите, спасите!... – закричал бобёр, цепляясь за берег. Рыба, которая попалась бобру на удочку, была такая большая и страшная, что ей ничего не стоило проглотить не только крючок с наживкой, но и самого бобра целиком. Белка кинулась на помощь бобру. Барсук тоже кинулся. И они вдвоём спасли бобра от рыбы. - Видали? Эта рыба чуть меня не поймала… - сказал спасённый бобёр. - А мы думали, ты первый начал её ловить, - усмехнулась белка. – Ну что, пойдёшь с нами зайца выручать? - Пойду, - сказал бобёр. И они пошли втроём. - Эй, - остановил друзей маленький мышонок, - вы куда? И я с вами. - Мы на медведя идём, - сказал барсук. - Зайца выручать, - добавил бобёр. - А тебе с нами нельзя. Ты ещё маленький, - отмахнулась от мышонка белка. - Кто маленький? Я маленький?! – возмутился мышонок. Но белка, бобёр и барсук его не слышали. Они уже ушли. - Ну и ладно! – крикнул мышонок. – Я сам зайца выручу. Один. Без вас. Когда белка, барсук и бобёр пришли к медвежьей берлоге, уже настал вечер. Стемнело. Подул ветер. Вокруг берлоги стояли огромные сосны и шевелили своими ветвями, словно тяжёлыми лапами. Друзья подкрались к светящемуся окошку и увидели за занавеской медведя, который крепко держал что-то ушастое. - Это он зайца держит, - в ужасе прошептал бобёр. – Сейчас есть начнёт!.. И друзья кинулись в окошко. - Отпусти, отпусти зайца! – кричали они. Медведь и заяц очень удивились. Они как раз собирались вместе поужинать. - О, ребята! – обрадовался медведь. – Как хорошо, что вы пришли, а мы тут чай затеяли. - С мёдом, - сказал заяц. Тут в печке вдруг загремело, загрохотало, и оттуда выскочил мышонок. Он зажмурился, замахал палочкой и закричал изо всех своих мышиных сил: - Не тронь зайца! Не подходи! Не подходи! Потом он открыл глаза, увидел, что все смеются, и спросил: - Вы чего, а? Потом, когда всё выяснилось, друзья сели к столу и стали пить чай. С мёдом. Они пили чай и рассказывали зайцу, как они ходили его выручать. Заяц от смеха чуть не упал со стула. А медведь всё-таки упал. Два раза. |
Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду» Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | ||
"Веселые уроки" Григория Остера Оформление Оформление. Портрет писателя; плакат "Приходите в Остер-класс, как-нибудь поучат вас"; книжная выставка "Веселые уроки Григория Остера";... | Тема урока: Истинная красота человека Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда | ||
Конспект урока литературы в 8 классе Тема урока: Л. Н. Толстой: личность,... ... | Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... | Урок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам... | ||
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр» Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей | Тема : Д. Н. Мамин Сибиряк «Приёмыш» Цели: Работать над выработкой сознательного, беглого, выразительного чтения. Развивать устную речь, инициативу и творчество | ||
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны... | Конспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова Нина... Изучить теорему Пифагора, расширить круг геометрических задач, решаемых учащимися | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно... | Образовательная программа «Ручное творчество работа с бумагой» (для детей 12-13 лет) Программа занятий внеурочной деятельности «Ручное творчество. Работа с бумагой» составлена на основе авторской программы Т. Н. Просняковой... | ||
Конспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А.... Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» |