Скачать 42.57 Kb.
|
Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду». (По рассказу Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка»). Цель: способствовать формированию понятий «честь», «достоинство», «сострадание».Задачи:- образовательные: познакомить с творчеством А.В. Костюнина, формировать умения и навыки интерпретации прозаического произведения, формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, выборочного чтения и пересказа, умений видеть писателя в контексте общей культуры; - воспитательные: формирование эстетического идеала, прочного, устойчивого интереса к книге, воспитание честности, порядочности, доброты и сострадания как важнейших качеств развитой личности. Оформление доскиТема: «…береги платье снову, а честь смолоду» М.Ю.Лермонтов «Песня про …купца Калашникова» «А родился я от честнова отца, Н.В.Гоголь И жил я по закону Господнему» «Тарас Бульба» «Первый долг и первая честь казака есть А.С. Пушкин соблюсти товарищество» «Капитанская дочка» Ход урока
«Для кого честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно»,- говорил Аристотель. Многие классики русской литературы в своем творчестве пытались дать ответ на вопрос: «Что такое честь? Что такое человеческое достоинство?». На доске записаны цитаты, определите автора и произведение-источник. ( 1- А.С.Пушкин, 2- М.Ю.Лермонтов, 3- Н.В.Гоголь) Объясните, как вы понимаете смысл каждой цитаты? (Задание по рядам). Проблемы чести и человеческого достоинства волнует людей и сегодня, недаром современные писатели уделяют им внимание в своем творчестве. Тема нашего урока (учитель записывает на доске): «Береги честь смолоду». (По рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка»). Что такое честь? Необходимо ли человеку сострадание?- вопросы, на которые мы попытаемся сегодня ответить. II.Проверка домашнего задания: анализ рассказа А.В.Костюнина «Рукавичка» по предложенному плану (заслушивается 3-4 ответа учащихся). План: 1.Тема произведения. 2. Главные действующие лица, их краткая характеристика. 3. Идея произведения. 4. Авторская позиция. 5.Моя позиция (я согласен /не согласен с позицией автора, почему). III. Работа по теме урока. -«Автор хотел научить нас не оставаться равнодушными к чужому горю»; -«Автор предостерегает нас от необдуманных поступков, которые могут изменить всю дальнейшую жизнь»; -«На мой взгляд, мы всегда стоим перед выбором, как поступить в той или иной ситуации, и порой не задумываемся, что от этого выбора может зависеть даже наша жизнь»; -«Мне не жаль Юрку Гурова, он сам сделал свой выбор…». Интерпретируя произведение, ваши одноклассники высказали разные точки зрения. Какая из них вам ближе? Почему? -Найдите в тексте рассказа эпизод, когда ребят обыскивают, чтобы найти рукавичку. (Выразительное чтение). На какие детали обращает наше внимание автор? А.В.Костюнин подробно описывает обыск только двоих ребят: Светки Кондроевой и Юрки Гурова. Детали: «штопаная кофтенка», «колготки с дыркой», « розовый светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру», «майка с отвисшими лямками», «алюминиевый крестик на холщовой нитке»; «портфель без ручки», «стоптанные ботинки». -Какие чувства вызывает это описание? Чувство жалости, неловкости, желание остановить экзекуцию. - Какой прием использует автор, описывая поведение учительницы и ребят во время обыска? Приведите примеры. Прием контраста: «хлестко скомандовала», «зло процедила», «зло допытывалась» - «все затравлено молчали». Этим приемом автор подчеркивает безысходность ситуации, в которой оказались дети, возникает желание никогда самому не оказаться в таком положении. - Как разрешается ситуация с пропажей? Подтвердите текстом. Рукавичка нашлась у Юрки Гурова. « Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком». - На ваш взгляд, заслужил ли мальчик такое к себе отношение? Ответ обоснуйте. - Что происходит с Юрой Гуровым после окончания школы? Закономерен ли такой финал? ( « Мы пили за победу над злом. Я этим же вечером уехал в город, а наутро из деревни позвонили: Юра Гуров у себя в сарае повесился.»). - Почему рассказчик испытывает чувство вины? ( « Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…»). IV. Подведение итогов урока. Могла ли эта история иметь другой финал? Ответ обоснуйте. Продолжите запись в тетради: Честь- это… Достоинство- это… Сострадание- это… (Зачитываются 3-4 записи учащихся). V. Домашнее задание. Написать отзыв о рассказе А.В.Костюнина «Рукавичка». Инд. задание: библейские мотивы в рассказе. |
Викторина по литературе 9 класс Какой эпиграф предшествует: «Капитанской... «Капитанской дочке» А. Пушкина («Береги честь смолоду…») «Ревизору» Н. Гоголя («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива…») | Тема урока: Истинная красота человека Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда | ||
Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г.... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... | Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе ... | ||
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр» Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей | Конспект урока внеклассного чтения. 3, 4 классы. Тема «Весёлые книжки Эдуарда Успенского» Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | ||
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного... Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | ||
Классный час "Береги здоровье смолоду" Цель. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие познавательной активности учащихся | Сценарий п раздника "Береги здоровье смолоду" ... | ||
Конспект урока в 10 классе План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б |