Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе





Скачать 105.92 Kb.
НазваниеКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Дата публикации04.10.2013
Размер105.92 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Военное дело > Конспект
МОУ « Никифоровская СОШ №2»

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Их имена и подвиги не забыты

Подготовила: учитель

начальных классов: Князькова О.Н.

р.п. Дмитриевка, 2010 год

Конспект урока внеклассного чтения.

Тема: «Их имена и подвиги не забыты». (Слайд 1)

Цель: познакомить учащихся с детьми - участниками Великой Отечественной войны и их подвигами.

Задачи: 1. Привитие любви к книге, рассказывающей о Великой Отечественной войне.

2. Воспитание патриотических чувств.

3.Знакомство с книгой «Подвиг народа» (памятниками Великой Отечественной войны).

Оборудование: Художественные книги о детях – участниках Великой Отечественной войны, прочитанные самостоятельно;

Сборник рассказов «Их имена и подвиги не забыты»;

Книга «Подвиг народа» (памятники Великой Отечественной войны);

Слайды №1

Ход урока.

I. Организационный момент:

Проверить подготовку к уроку. (Проверить выставку книг).

II. Вступительное слово учителя. (Учитель читает наизусть).

Грозное, страшное слово – война.

В жизни страшней не найти.

Жжёт, убивает, рушит она

Всё на своём пути.
Кажется, свет навсегда погас,

Солнце в глубокой мгле…

Гитлер фашистам отдал приказ –

Враг на нашей земле.
Он города, деревни, поля

Топчет и жжёт подряд.

В ранах, в пожарах наша земля,

Пули над ней летят.
Но защитить Отчизну свою

Встал, поднялся народ.

Будут разбиты враги в бою, -

Враг на Москву не пройдёт.

(Эти строки принадлежат М.Познанской «Валя Котик»).

III. Сообщение темы и цели урока.

- В страшном огне войны оказалась наша страна. На защиту своей Родины встали от мала до велика. Сегодня на уроке мы поговорим о детях-защитниках нашего Отечества.

IV. Рассказы детей о прочитанных произведениях.

- Кто читал рассказы из сборника «Их имена и подвиги не забыты»?

- Какие произведения вам понравились?

(Дети кратко пересказывают содержание прочитанных рассказов).

1).- Кто читал рассказ А. Сёмина «Вера»?

- Кем была Вера на фронте? (Медсестрой).

- Можно ли её назвать героиней? Почему? (Она спасала раненых).

- Каким человеком была Вера? (Смелая, выносливая).

- Как вы понимаете слова главного хирурга: «Неправда, Седова будет жить. Такие не умирают»? (Вера будет жить в памяти народной).

2). – «Репортаж из детства» А. Афанасьев.

- Какие трудности переносили жители осаждённого Ленинграда? Подтвердите свой ответ словами текста. (Город был отрезан от Большой земли. В музее сохранилась дощечка для хлеба. На этой дощечке надпись, сделанная детской рукой: «1941. Зима. Голод. На этой доске мы резали хлебушек». За стеклом на холодных железных весах 125 граммов блокадного хлеба. Этот ломтик чёрной клейкой массы когда-то спасал жизнь. Но он не мог спасти жизнь моего дружка Алика-скрипача. Алик заболел дистрофией. Дистрофия – болезнь голода. Этой болезнью болели тысячи ленинградских ребят. Спасали их 125 граммов блокадного хлеба: 63 грамма порченой ржаной муки, 12 граммов жмыха для скота, 6 граммов соевой муки, 7 граммов отрубей, 12 граммов солода, 18 граммов пищевой целлюлозы и 7 граммов обойной пыли…
Рассказ учителя.

- Ленинградцы перенесли неимоверные испытания 900-дневной блокады и выстояли. Трудно представить. Город без электричества, транспорт стал, замёрз водопровод, и обессиленным людям приходилось ходить за водой к реке или растапливать лёд на самодельных печурках, используя вместо дров паркет, мебель и даже книги. Не было сил хоронить умерших.

«641803 ленинградца погибло в блокадном Ленинграде», - словно кричат страшные слова с музейной стены).

Перед страданиями жертв блокадной эпопеи бледнеют самые трагические страницы прошлого. Человеческая история не знает другого такого примера массового героизма защитников и граждан многомиллионного города, выдержавшего столь длительную осаду и победившего.

Застыла в глубокой скорби фигура Матери-Родины на Пискарёвском кладбище, где похоронены жертвы блокады. (Слайд 2)

В центре мемориальной стелы высечены слова:

«Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель Революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.

В город ломились враги, в броню и железо одеты,

Но с армией вместе встали –

Рабочие, школьники, учителя, ополченцы,

И все, как один, сказали они:

«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».

Не забыта голодная, лютая, тёмная

Зима сорок первого – сорок второго,

Ни свирепость обстрелов,

Ни ужас бомбёжек в сорок третьем.

Вся земля городская пробита.

Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

Под непрерывным огнём с неба, с земли и с воды

Подвиг свой ежедневный

Вы свершили достойно и просто,

И вместе с Отчизной своей

Вы все одержали победу,

Так пусть же пред жизнью предсмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамёна народ благодарный,

Родина-Мать и город-герой Ленинград».

Все помнят потрясающий дневник погибшей ленинградской девочки Тани Савичевой, потерявшей всю семью, обрывающийся словами: «Осталась одна Таня…».

На 3-м километре бывшей «Дороги жизни», у посёлка Ковалёво, стоит памятник «Цветок жизни». (Слайд 3)

В центре композиции – наклонная плита с надписью: «Во имя жизни и против войны; детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 гг.» Белый каменный цветок на 10-метровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». 40-метровая лестница и берёзовая пионерская аллея Дружбы связывают «Цветок жизни» с насыпным холмом, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой (Слайд 4) – ленинградской школьницы-пионерки, пережившей все трудности блокадной зимы 1941–42г.
3). С. Алексеев «Тульские пряники».

- Как рабочие Тулы помогали фронту? (Рабочие бывшей кондитерской фабрики Тулы наладили производство оружия для фронта. Помогал рабочим мальчик Ваня Колосов. Изобретательный паренёк, находчивый и весёлый. И вот решил Ваня «угостить» фашистов Тульскими пряниками. Подошёл Ваня к ящикам с минами. Наклейки на мины – шлёп, шлёп.

- Ай да сюрприз фашистам! Ай да гостинец фрицам!

100 танков потеряли фашисты в боях за Тулу. Видимо, «тульские пряники» - хороши).
4). Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».

- Это отрывок из письма Клавы, которая была с Зоей в одном партизанском отряде. Письмо написано Любови Тимофеевне, маме Зои.

- Какими чувствами проникнуто письмо Клавы? (Чувствами верности, чувствами дружбы, взаимопонимания).

- Какие черты характера Зои вызывали у её товарищей любовь и уважение к ней? (Требовательность к себе и к своим товарищам, решительность, чувства патриотизма).

- Как люди чтят память о ней? (Высказывание детей).

Рассказ учителя.

- Память о Зое Космодемьянской наше землячке увековечена в камне.

На 80-м километре Минского шоссе поставлен гранитный памятник отважной героине Великой Отечественной войны партизанке-комсомолке Зое Анатольевне Космодемьянской.

Её имя стало символом мужества и героизма, безграничной преданности Родине.

Зоя родилась в сентябре 1923 г. в Тамбовской области. Перед войной семья Зои переехала в Москву. Вместе с братом Александром она училась в 201-й школе Тимирязевского района.

В октябре 1941 г. она добилась решения МГК ВЛКСМ об отправке её в тыл врага. При выполнении боевого задания Зоя была схвачена фашистами и после зверских истязаний 29 ноября 1941 г. повешена в селе Петрищево Верейского района Московской области.

Ни пытки, ни издевательства не могли заставить Зою выдать своих товарищей и цель задания. В течение ночи фашисты несколько раз выводили её на мороз – избитую полураздетую, а потом снова допрашивали. Она просила пить – фашисты подносили к лицу керосиновую лампу. Только к утру, Зоя забылась тяжёлым сном. На вопрос хозяйки дома, как её зовут, она назвалась Таней из Москвы. Врагам она не сказала ни слова.

16 февраля 1942 г. Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На месте казни высится гранитный обелиск. (Слайд 5). Реставрирована изба колхозницы Кулик, где партизанка провела последнюю ночь перед казнью.

По инициативе комсомольцев столичной области к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. сооружён памятник. На высоком пьедестале – стройная фигура девушки, идущей на казнь, со связанными за спиной руками.

На постаменте надпись:

Зое

Бессмертной героине

Советского народа

1923 – 1941.

Авторы памятника – скульпторы О. Иконников, В. Федоров, архитектор А. Каминский.

В Тамбове на улице Советской стоит памятник Зое. Одета она так, как в последний раз ходила на задание: в ватнике, на голове шапка-ушанка. Лицо у неё суровое, брови сдвинулись. Она больше похожа не на девочку, а на бойца, который готов мстить врагу без пощады.

5. Валя Котик
Два года как война идёт.

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа, бил фашистов.

Заданий легких не просил,

А шел куда опасно.

Ушанку теплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан-солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.
6. Лёня Голиков. (Озвучивает подготовленный ученик). (Слайд 6)

Мальчик из легенды – так нарекла слава Лёню Голикова. Когда началась война, школьник из деревни Лукино, что под старой Руссой добыл винтовку и ушёл в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел ещё моложе. Под видом нищего он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. В партизанском отряде Лёня вступил в комсомол. Юный разведчик - партизан проявлял смелость и находчивость в борьбе с врагом. Наравне со взрослыми участвовал в 27 боевых операциях. Погиб отважный комсомолец в неравной схватке с врагами в январе 1943 г. 2 апреля 1944 г. Леониду Александровичу Голикову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Памятник открыт 20 января 1964 г. в Новгороде.

Фигура мальчика в шапке – ушанке с автоматом в руках высечена из светлого гранита.

Автор памятника – скульптор Н. Томский.

7. Марат Казей. (Озвучивает подготовленный ученик). (Слайд 7)

В Минске, в сквере вблизи театра оперы и балета, возвышается бронзовая фигура Героя Советского Союза Марата Казея. В поднятой правой руке крепко сжата рукоятка гранаты, в другой руке – замолкнувший автомат. До последнего патрона, до последней гранаты юный разведчик отражал натиск врагов, окруживших его плотным кольцом.

Ученик Станьковской школы Марат Казей в 1942 г. вместе с матерью и сестрой ушёл в партизанский отряд. Фашисты схватили и казнили мать. Сестра во время боевого партизанского похода сильно обморозила ноги и в тяжёлом состоянии была отправлена в Москву.

Марат Казей был разведчиком штаба бригады имени К.К. Рокоссовского. Проявил себя отважным и бесстрашным бойцом. Он совершил не один подвиг.

На рассвете 11 мая 1944 г.около деревни Хороменское он с начальником разведки бригады попал в окружение фашистов. Когда кончились патроны, Марат бросил гранату, зажав вторую гранату, шагнул в гущу врагов. Раздался взрыв. Так погиб 14-летний пионер Марат Казей.

Он был награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями.

В 1965 г. посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Скульптор в реалистической манере передал последний момент жизни Марата Казея. Бронзовая фигура удачно сочетается с постаментом из светло-красного гранита. Яркий, динамичный силуэт убедительно передаёт характер героя, его искренность и непосредственность.

В родной деревне героя Станьково Дзержинского района Минской области создан музей М. Казея, его именем названа средняя школа.

Авторы памятника – скульптор С. Селиханов, архитектор В. Волчек.

Рассказ учителя о «Солдатском поле».

- Тяжело жилось всем детям, находящимся и в тылу. Голод, холод, тяжкий труд всё это пришлось испытать малолетним детям. А сколько сирот породила война… За жизнь детей, за честь и независимость своей Родины солдаты шли в бой, смотрели в упор в глаза смерти.

Рядом с дорогой Волгоград - Москва находится «Солдатское поле». С23 августа и по 10 сентября 1942 г. шли ожесточённые бои. Гитлеровцы пытались уничтожить небольшой отряд наших воинов, но отвага и мужество наших бойцов и командиров опрокинули их планы.

После окончания Сталинградской битвы сапёрные подразделения разминировали десятки тысяч гектаров пахотных земель. Но на этом в 400 га «Солдатском поле», как его называли местные жители, долгие годы в земле и на поверхности лежало смертоносное оружие.

К осени 1975 г. 400 га пахотной земли сапёры полностью освободили от взрывоопасных предметов. Буквально на каждом метре подстерегала смерть. Более 6,5 тыс. бомб, снарядов, мин было обезврежено за короткий срок.

В память о героических воинах – защитниках «Солдатского поля» сооружён мемориальный комплекс (Слайд 7). В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых найдены при разминировании и вспашке «Солдатского поля». Поблизости воронка, заполненная осколками от мин, снарядов, гранат, собранных с поля. Чуть в отдалении – скульптура девочки с цветком в руке. Рядом – мраморный треугольник солдатского письма.

Поводом к созданию именно такой композиции послужило письмо майора Д.Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда. Это место и названо «Солдатским полем».

Майор писал: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растёт цветок. И вдруг очередной взрыв – василёк сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населённых пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком…» Текст этого письма полностью приведён на мраморном треугольнике.

Авторы комплекса – скульпторы Л.Левин, А Криволапов.

Никто не забыт, и ничто не забыто. В малых формах и в грандиозных монументальных ансамблях находит своё выражение священная память советского народа о сыновьях и дочерях, ступивших в бессмертие.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду»
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
...
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного...
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г....
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока в 10 классе
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: Знакомство с книгой Ю. В. Линника «Лесной театр»
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством карельского поэта и писателя и его книгой для детей
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconРазработка урока внеклассного чтения в 5 классе на тему: «Мы в ответе за всех, кого приручили»
Оборудование урока. Мультимедийная установка, распечатка рассказа «Нытик», презентация «О писателе А. В. Костюнине», презентация...
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconКонспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое»
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск