Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое»





Скачать 117.01 Kb.
НазваниеКонспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое»
Дата публикации04.10.2013
Размер117.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
КС (К) ОУ «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии

Конспект урока внеклассного чтения

по теме «Люби всё живое»
В. П. Астафьев «Копалуха»

( 4 класс )

Подготовила: Данилина Е.Б.,

учитель начальных классов.
г. Алатырь, 2011-2012 уч. год

Тема урока: В.П.Астафьев «Копалуха»
Задача урока:

формирование читательского интереса через изучение

произведения В.П.Астафьева «Копалуха»; знакомство с краткой биографией писателя.
Цели урока:

образовательные:

- развивать умение определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

- расширить знания детей о животном мире;

- развивать навыки смыслового чтения;

- развивать умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы;

- пополнять словарный запас учащихся;

- учить делить текст на смысловые части по готовому плану;

воспитательные:

- прививать интерес к природе, её секретам;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать чувство сопереживания героям;

коррекционно – развивающие:

- корректировать и развивать память, внимание, наблюдательность;

- развивать фантазию, образное представление детей;

- развивать эмоциональное восприятие учащимися прочитанного материала.
Тип урока: коррекционный (комбинированный).

Оборудование: презентация, портрет писателя, кроссворд, книги В.П.Астафьева, текст рассказа «Копалуха», грамзапись с голосами птиц, подборка пословиц.

Ход урока.


  1. Орг. момент.



Мы урок начнём с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.


  1. Речевая гимнастика:

  • артикуляционная гимнастика:



Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами политы цветы.

Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.


  • чтение слогосочетаний: (на листочках цветных)


(при про пру пти гна гне гру глу бли ско сту сре сде сви ста втя тру цве зре дру дрё кры кру мно плё зво хво
спло вкус скро взле впло стра взро

  • чтение чистоговорок: ( Слайд № 2)


(Кукушка кукушонку купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.
Под деревом тетерев

Тетерева встретил:

«Тетерев, тетерев,

Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята – здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!»)


  1. Сообщение темы урока.


На уроках чтения мы знакомились с произведениями по теме: «Люби всё живое». Вспомните, какие рассказы вы уже прочитали и о ком вы узнали из них. (Ответы учащихся)
( «Берёза» В. Костылёва – о спасении берёзы, которую любили все жители деревни.
«Как я ездил верхом» Л. Толстого – о бережном отношении к животному ( лошади ).
«Мальчик и дворовая собака» Н. Вагнера – о преданной дружбе между мальчиком и собакой.
«Четвероногий друг» В. Тарасова – о благодарности спасённой собаки.
«Пожарник Карл» А. Баркова – о дружбе человека с птицей.)

На уроках внеклассного чтения мы продолжим путешествовать по разделу «Люби всё живое» и сегодня отправляемся в удивительную Зелёную страну.

Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. Вы догадались, что мы называем Зелёной страной?

( Лес )
А помогут нам все это услышать и увидеть рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав их, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. ( Слайд № 3)

Родился он в крестьянской семье в 1924 году.

У писателя было очень трудное детство. Когда мальчику было 7 лет, его мама утонула в Енисее и всю заботу о ребенке взяли на себя дедушка и бабушка. Всё было в жизни Вити: болезни, голод, обиды, но были и радости. Радостями он обязан в первую очередь бабушке, которая выбиваясь из сил, старалась, чтобы её сиротинушке-внуку жилось не хуже других.Пришлось будущему писателю испытать и горькую долю беспризорника, пожить в детском доме в городе Иркутске. Детдомовцы выпускали свой рукописный журнал, в котором Виктор Астафьев напечатал свои первые произведения.

В 19 лет Астафьев попал на войну. Был дважды ранен, контужен . После войны сменил много профессий, но стал писателем. В своих произведениях он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о назначении человека на земле.



  1. Изучение нового материала.

  • Прочитайте название рассказа В.П.Астафьева.




  • Можете ли вы по названию предположить, о ком или о чем пойдёт речь?

  • Послушайте загадку.


Рано-рано по утру,

Я танцую на току.

Брови алые вразлёт,

Потеснись лесной народ,

Хвост как веер у меня,

И обут в ботфорты я.

Правда, всё вокруг, друзья,

В тот момент не слышу я!



  • Это глухарь. ( Слайд № 4)


Копалуха – самка глухаря. (Слайды №№ 5,6)

Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.


  • Ребята, а что вы знаете о глухаре?


Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле. Живут

эти птицы в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Глухари выводят птенцов в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели.Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся. ( Слайд №

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.


  • Почему птица носит такое название?

( Ответы учащихся )

  • Послушайте, как токует глухарь.

( Включаю запись песни глухаря )

  • Мы отправляемся в особый лес – тайгу.

Что такое тайга?

( Слайды №7)

  • Вспомним правила поведения в лесу.

( Слайд №8)

  • В тексте нам встретятся трудные слова:

- валежник (сухие сучья, деревья, упавшие на землю); ( Слайд №9)

- просека (узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев); ( Слайд №10)

- черничник ( заросли черники ); ( Слайд №11)

- альпийские луга ( высокогорные луга выше 2 км над уровнем моря );

- коряга ( суковатое дерево или часть его, лежащая на земле ).
5 Чтение произведения и работа над содержанием.


  • Первичное знакомство с текстом.

Комбинированное чтение ( учитель и ученик)

- Понравился вам рассказ?

- Что вас тронуло в нем?

  • Работа с текстом по плану.

( Чтение части, беседа по содержанию, выбор заголовка из деформированного плана )

- Читаем трудные слова по слогам:

(слова напечатаны на цветных листочках)
по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пы-е

лист-вен-ни-цы

по-ше-ве-ли-ва-ли

раз-вёр-ты-вал

па-по-рот-ник

пе-ре-би-ра-лись

суч-ко-ва-тый

блед-но-лис-тый

до-цве-та-ю-щий

чер-нич-ник

рас-пу-щен-ны-е

вы-да-вав-шим-ся

не-при-мет-на-я

за-кос-те-не-ли

не-под-виж-ность

тре-пе-щет-ся

бес-стра-ши-е

за-рож-да-ю-щим-ся

за-стес-няв-шись

про-из-не-сён-ных

го-ло-вас-ты-е
1 часть. « У черничного бугорка на просеке».

Жужжащее чтение.

- Прочитайте 1 часть. Как озаглавим эту часть рассказа?

- Задайте друг другу вопросы по содержанию.

Где происходит действие?

Что делали дети в тайге?

Где поднялся шум?

- Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?

- Какую местность помог нам увидеть писатель?

(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)
2 часть. « Гнездо! Гнездо!»

Чтение про себя.

- О какой находке говорит автор?

- Озаглавим 2 часть рассказа.

- Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что такое « хатка» ?.

- Что решили сделать мальчики с находкой?

- Какое правило они забыли?

( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)
Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

Физминутка.
Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Руки сложили назад.

Чтение 3 части. «Тревога капалухи».

Чтение вслух.

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
( - металась в стороны;

- крылья разброшены, мела ими;

- закостенели от неподвижности;

- пыжилась и не могла взлететь).

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

( Чтобы показать состояние птицы).

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).

( Испуг, гнев, бесстрашие)

- Какой матерью была капалуха?

( Заботливой, бесстрашной, отважной)

- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

(Выщипывает перья, голым животом греет яйца).
Чтение 4 части. «Снова в гнездо».

Индивидуальное чтение.

- Прочитайте последнюю часть рассказа.

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке

  • вытянув шею

  • целилась на гнездо

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла

- Что вы можете сказать о состоянии капалухи ?

(Глаза ее начали затмеваться дрёмной плёнкой.

Успокоилась , но была настороже).
- Теперь, когда вы прочитали рассказ, мы можем решить интересный кроссворд.
1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (Тайга)

2. Какие деревья росли вокруг гнезда капалухи? (Ели)

3. Что выщипывала у себя с груди капалуха, чтобы выстлать гнездо? (Пух)

4. Какое растение мягким ковром покрывало землю там, где гнездилась капалуха? (Мох)

5. Что было в гнезде капалухи? (Яйца)

6. Какие ягоды, описанные в произведении, служат пищей глухарям? (Черника)

7. Что онемело у капалухи от неподвижного сидения на гнезде? ( Крылья)

8. Найди среди чувств то, которое характеризует поведение капалухи. (Самоотверженность)

- Какое слово получилось? Г л у х а р к а.

- Как оно связано с рассказом?

- Последнее слово в кроссворде было с а м о о т -- в е р ж е н н о с т ь. Что оно значит?

(Это отвержение самого себя ради того, кого любишь)

Обобщающая беседа.
- Вам понравился рассказ?

- Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

- Как вы думаете , изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая ?

- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? (Слайд №12)
Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.



  • Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)




  • Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)




  • Обратимся к словам Агнии Барто. (Слайд №13)

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


  • Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)



  • Вспомним слова М.М. Пришвина:

« Для рыбы нужна чистая вода- будем беречь наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».
Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

Итог урока.

Подведем итоги урока. Выберите цветок определенного цвета: красный, если урок оказался для вас полезным;

голубой, если на уроке вам было интересно иногда;

желтый, если вы ничего нового не узнали.

Дети ставят цветы в вазу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Темы уроков: Люби всё живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов (с. 11-12)
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории...
План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду»
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения. 3, 4 классы. Тема «Весёлые книжки Эдуарда Успенского»
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения Брейн ринг «Вспомним басни И. А. Крылова»
Шадрина Ирина Викторовна учитель-логопед ноу гимназии «Христианская гимназия «Свет миру»
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения в 4 классе
...
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного...
Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г....
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Конспект урока внеклассного чтения по теме «Люби всё живое» iconКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Растение – живое существо"
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск