И домашнее задание записаны на доске





Скачать 117.31 Kb.
НазваниеИ домашнее задание записаны на доске
Дата публикации07.10.2014
Размер117.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Тема: «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля.

Принцип суперпозиции полей»
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – беседа с элементами самостоятельной работы
Методы:

  • Диалогический

  • Фронтальный письменный опрос

  • Беседа

  • Самостоятельная работа (с использованием учебника, решение разноуровневых задач по карточкам)

  • Записи в тетради

  • Работа у доски



Структура урока:

  • Актуализация знаний (контроль над состоянием знаний учащихся)

  • Формирование новых понятий (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий)

  • Формирование умений и навыков (отработка навыков применения знаний)


Цели:

  • Актуализация имеющихся знаний

  • Продолжить формирование понятия «электрическое поле»

  • Введение одного из новых понятий, характеризующих электрическое поле, - напряжённости, а также принципа суперпозиции полей

  • Продолжение отработки навыков решения задач


Задачи:
Образовательные

  • Добиться усвоения учащимися понятия напряжённости

  • Обеспечить усвоение учащимися принципа суперпозиции полей

  • Продолжать отрабатывать навыки решения задач


Развивающие

  • Продолжить формирование мировоззрения учащихся при описании идей дальнодействия и близкодействия

  • Продолжать учить учащихся думать, действовать, самостоятельно приобретать знания, работать в должном темпе

  • Развивать умения работать с учебником (выделять главное, анализировать рисунки и последовательность действий при решении задач)


Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать добросовестное отношение к учёбе, трудолюбие, аккуратность, уважительное отношение к окружающим



Оформление:

  • Тема урока и домашнее задание записаны на доске

  • Карточки с формулами

  • Рисунки, иллюстрирующие направление вектора напряжённости поля точечного заряда и принцип суперпозиции полей

  • Портреты учёных: М. Фарадея и Дж. Максвелла


Раздаточный материал:

  • Карточки для контроля над состоянием знаний учащихся

  • Карточки с разноуровневыми задачами

  • Справочное сопровождение


Ход урока:

Деятельность учителя

Действия учащихся

Начальный этап (10 мин.)

  1. Осуществляет организационный момент

  2. Проводит фронтальный опрос по раннее изученному материалу (физический диктант)

  3. Задаёт вопрос: «Как осуществляется взаимодействие зарядов?»





Рассаживаются на свои места
Отвечают письменно на вопросы


Вспоминают курс 8 класса и отвечают: «Через электрическое поле»




  1. Предлагает вспомнить, что уже известно об электрическом поле и его свойствах, и заполнить левую часть таблицы I


Заполняют таблицу I (левую графу)



Основной этап (15 мин.)

  1. Вводит понятие силовой характеристики электрического поля






Воспринимают информацию, записывают её в тетрадях




  1. Просит охарактеризовать эту физическую величину





Делают умозаключение: так как сила – вектор, то и напряжённость поля – тоже вектор




5.Предлагает выразить определение напряжённости математически



Конструируют формулу: E = F/q→ и записывают её в тетради


6.Предлагает определить единицу напряжённости



Выполняют задание: 1Н/Кл



7. Предлагает вывести формулу для расчёта напряжённости поля точечного заряда, используя для этого закон Кулона и определение напряжённости

Выводят формулу и записывают в тетради:

E = k q/r2

8. Обращает внимание на факт, что помещённый в поле заряд может быть положительным или отрицательным.

В связи с этим задаёт вопрос: «Одинаково ли направлены вектора напряжённости поля и силы, действующей на заряд со стороны поля?»

Просит обосновать ответ

Отвечают: вектор напряжённости сонаправлен с вектором силы, действующей со стороны поля на положительный заряд, и противоположно направлен по отношению к вектору силы, действующей на отрицательный заряд.

Записывают в тетради: E↑↑ F и E ↑↓ F

9. Задаёт вопрос: «Как направлен вектор напряжённости поля точечного заряда? От чего это зависит?»

Рассуждают и делают вывод, что направление вектора E зависит от знака заряда, создающего это поле

10. Просит выполнить рисунок для иллюстрации этого ответа

Выполняют рисунок 178, стр. 262 учебника

рис. 1.

11. Предлагает рассмотреть такую ситуацию: в пространстве в одном и том же месте существует несколько зарядов, а значит несколько полей.

Как определить напряжённость суммарного поля?

Делают умозаключение: на каждый заряд действует несколько сил; их результирующая равна векторной сумме F = F1 + F2 + …

Значит, суммарная напряжённость итогового поля равна:

Е = Е1 + Е2 + …

12. Сообщает, что в этом и состоит принцип суперпозиции полей

Воспринимают информацию

13. Просит выполнить рисунок, помогающий определить напряжённость поля в точке А от двух точечных зарядов. При затруднении можно воспользоваться учебником: рисунок 179, стр. 262; рис. 201, стр. 279

14. Предлагает учащимся немного отдохнуть, провести физкультминутку. Диктует физические упражнения.

Выполняют рисунки, работают с учебником.
рис.2, 3


Учащиеся под диктовку выполняют упражнения

Итоговый этап (5 мин.)

15. Предлагает суммировать всё, что узнали нового об электрическом поле на этом уроке, и заполнить правую часть таблицы I


Заполняют таблицу I в тетради (правую графу)

Заключительный этап (10 мин.)

16. Даёт задание решить задачи по карточкам, выбрав для себя нужный уровень



Работают с карточками, применяют новые знания на практике, записывают решение задач в тетради

17. Подводит итоги по вопросам (фронтально)

Отвечают на вопросы

18. Задаёт домашнее задание: п. 92, 93, ответить на вопросы в конце п. (устно); разобрать решение задачи 1 в учебнике стр. 278 и сделать записи в тетради; решить задачу №5 упр. 17.

Для желающих: используя дополнительную литературу или информацию из Интернета подготовить сообщения о М. Фарадее и Дж. Максвелле (их биографии и взгляды на теорию электрического поля)

Записывают домашнее задание

Таблица I


Что знали

Что узнали нового

  1. Что существует электрическое поле

  2. Электрическое поле материально

  3. Поле создаётся зарядами

  4. Поле существует вокруг зарядов

  5. Поле имеет свойство действовать на помещённые в него заряды

  6. Поле зависит от величины образующих его зарядов и их расположения в пространстве

  1. Напряжённость – силовая характеристика электрического поля

  2. Напряжённость – вектор. Он сонаправлен с действием силы на положительный заряд со стороны поля: Е↑↑ F

  3. E = F/q

  4. Единица напряжённости – Н/Кл

  5. Напряжённость электрического поля точечного заряда зависит от его величины и расстояния до него;

Определяется формулой: E = k q/r2

  1. Принцип суперпозиции полей выражает формула: Е = Е1 + Е2 + …

Физический диктант
1 вариант


  1. Как называется раздел физики, изучающий заряженные тела? (Электростатика)

  2. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий? (Электрический заряд)

  3. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов? (Электризация)

  4. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остаётся постоянной? (Да, согласно закону сохранения энергии)

  5. Может ли заряд существовать независимо от частицы? (Нет)

  6. Тело, в котором суммарный положительный заряд частиц равен суммарному отрицательному заряду частиц, является… (Нейтральным)

  7. Сила взаимодействия заряженных частиц с увеличением заряда любой из этих частиц… (Увеличивается)

  8. При помещении зарядов в среду, сила взаимодействия между ними… (Уменьшается)

  9. С уменьшением расстояния между зарядами в 3 раза сила взаимодействия между ними… (Увеличивается в 9 раз)

  10. В каких единицах измеряется электрический заряд? (В Кулонах)



2 вариант


  1. Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами? (Электромагнитное)

  2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих в эту систему? (Можно)

  3. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий? (Электрический заряд)

  4. Существует ли частица без заряда и заряд без частицы? (Да, нет)

  5. В каких единицах измеряется сила взаимодействия зарядов? (В Ньютонах)

  6. Сила взаимодействия заряженных частиц с уменьшением заряда любой из этих частиц… (Уменьшается)

  7. С увеличением расстояния между зарядами в 2 раза сила взаимодействия между ними… (Уменьшается в 4 раза)

  8. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов? (Электризация)

  9. Величина, характеризующая электрические свойства среды называется… (Диэлектрическая проницаемость)

  10. Верно ли утверждение, что сила взаимодействия заряженных частиц в среде уменьшается… (Да)




1 вариант

2 вариант

  1. Как называется раздел физики,

изучающий заряженные тела?
2. Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий?

3. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?

4. Верно ли утверждение, что в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех тел системы остаётся постоянной?



  1. Может ли заряд существовать

независимо от частицы?


  1. Тело, в котором суммарный

положительный заряд частиц

равен суммарному отрицательному

заряду частиц, является…
7. Сила взаимодействия заряженных частиц с увеличением заряда любой из этих частиц…
8. При помещении зарядов в среду,

сила взаимодействия между ними…
9. С уменьшением расстояния между зарядами в 3 раза сила взаимодействия между ними…
10. В каких единицах измеряется

электрический заряд?

    1. Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами?


2. Можно ли сказать, что заряд системы складывается из зарядов тел, входящих

в эту систему?
3. Какая физическая величина

определяет интенсивность

электромагнитных взаимодействий?
4. Существует ли частица без заряда и

заряд без частицы?
5. В каких единицах измеряется сила взаимодействия зарядов?
6. Сила взаимодействия заряженных

частиц с уменьшением заряда любой из этих частиц…



  1. С увеличением расстояния между зарядами в 2 раза сила взаимодействия между ними…




  1. Как называется процесс, приводящий к появлению на телах электрических зарядов?




  1. Величина, характеризующая электрические свойства среды называется…




  1. Верно ли утверждение, что сила взаимодействия заряженных частиц в среде уменьшается…


1 уровень (на «3»)


  1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)

  2. Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/Кл? (Ответ:24мкН)

  3. Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)

2 уровень (на «4»)


  1. На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Н/ Кл. Найти заряд. (Ответ: 42нКл)

  2. На каком расстоянии от заряда 10нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)


3 уровень (на «5»)


  1. Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.

Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)
Дополнительная задача:

В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см. (Ответ: 200кН/Кл)


1 уровень (на «3»)
1. В некоторой точке поля на заряд 2 нКл действует сила 0,4 мкН. Найти напряжённость поля в этой точке. (Ответ: 200Н/Кл)

  1. Какая сила действует на заряд 12нКл, помещённый в точку, в которой напряжённость электрического поля равна 2 кН/м? (Ответ:24мкН)

  2. Найти напряжённость поля заряда 36 нКл в точке, удалённой от заряда на 9см (Ответ: 40кН/Кл)

2 уровень (на «4»)
1. На расстоянии 5см от заряда напряжённость электрического поля 1,5 *105 Кл. Найти заряд. (Ответ: 42нКл)

2. На каком расстоянии от заряда 0,1нКл напряжённость поля равна 300Н/Кл? (55см)
3 уровень (на «5»)
1. Заряды по 0,1мкКл расположены на расстоянии 6см друг от друга. Найти напряжённость поля в точке, удалённой на 5см от каждого из зарядов.

Рассмотреть эту задачу для случаев: а) оба заряда положительные; в) один заряд положительный, а другой отрицательный. (Ответ: 576кН/Кл; 432КН/Кл)
Дополнительная задача:

В точке А расположен заряд q1= 40нКл, в точке В, заряд q2= - 10нКл. Найти напряжённость результирующего поля в точке С, расположенной между точками А и В на одной прямой, если АВ=6см, а ВС=3см. (Ответ: 200кН/Кл)

F = k q1q2 /r2
E = F/q
E = k q/r2

E=E1+E2+…

Вопросы итогового закрепления


  1. О каком физическом объекте шла речь на сегодняшнем уроке? (Об электрическом поле)

  2. Какова основная характеристика электрического поля? (Напряжённость)

  3. В чём состоит принцип суперпозиции полей? (Е = Е1 + Е2 + …)

  4. В чём его значение? (Позволяет определить напряжённость результирующего поля)

  5. Как рассчитывается напряжённость поля точечного заряда? (E = k q/r2)

  6. Какие физические величины можно найти, зная напряжённость поля? (заряд, на каком расстоянии он находится)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И домашнее задание записаны на доске iconДомашнее задание
Биология наука о живой природе (урок изучения нового материала). Домашнее задание: Введение, с. 9-12. Начать фенологические наблюдения...
И домашнее задание записаны на доске iconУрок "Права ребенка" в основной школе
Синквей к слову "Ребенок" (4-5) Это могут синквейны, составленные учащимся к ранее изученным темам или написанные к уроку как домашнее...
И домашнее задание записаны на доске iconИндивидуальное домашнее задание по дисциплине «Дискретная математика»...
Курс математическая логика и теория алгоритмов обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным...
И домашнее задание записаны на доске iconДомашнее задание по английскому языку с 31. 01. По 02 для 3-их классов «Б» и «В»
...
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске ( или на проекторе ) картины русских художников с осенними пейзажами. Можно использовать заранее приготовленную учениками...
И домашнее задание записаны на доске iconТехническое задание на размещение заказа
С 27. 02. 13 во 2 «А» классе введён карантин. Дома обучающиеся занимаются самообразованием. Домашнее задание от 27. 02. 13 выполняем...
И домашнее задание записаны на доске iconTopic: Clothes
Учащимся раздаются листы с изображением людей, которые наглядно изображены на доске, слушают и выполняют задание. Затем обмениваются...
И домашнее задание записаны на доске iconДомашнее задание по биологии
Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях. Рабочая тетрадь. Задание №80 -102
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске: записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т д
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Напротив каждого ряда на доске прикреплены таблички, под которыми записаны выражения
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запишите домашнее задание: читать раздаточный материал, продолжить работу над проектом, задание №4
И домашнее задание записаны на доске iconНа доске записаны уравнения: 2 sin²x + cos²x = 5 sinx · cosx
Если в программе используются переменные, то все переменные должны быть описаны в разделе описания переменных
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
И домашнее задание записаны на доске iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лм – 14 – на интерактивной доске записаны слова, дети скандируют все слова из столбика, а затем дежурные по очереди зачитывают толкование...
И домашнее задание записаны на доске icon5-7 жетонов «4» 2-4 жетона «3» Вопросы, на которые нам нужно будет...
...
И домашнее задание записаны на доске iconДомашнее задание 6 класс 4 четверть



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск