Скачать 24.43 Kb.
|
Конспект урока развития речи учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г.о. Электросталь Московской области Сукнёвой Елены Валентиновны.На доске ( или на проекторе ) картины русских художников с осенними пейзажами. Можно использовать заранее приготовленную учениками как домашнее задание презентацию на 3-5 минут с изображениями осенних этюдов на тему « Золотая осень» и музыкальным сопровождением « Времена года». Звучит эпиграф к уроку - стихотворение : Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и светлая лазурь На отдыхающее поле… Такой увидел природу 22 августа 1857 года Фёдор Иванович Тютчев. Такой спустя годы представляем её мы… Писатели и поэты – это люди, которые очень хорошо умеют использовать слова для изложения своих мыслей, чувств и создания художественных образов. Давайте-ка и мы попробуем изучить некоторые законы, помогающие правильно строить словосочетания, предложения, тексты. Итак, «вначале было слово…». Единица языка, несущая нам минимальную информацию. Два слова – это уже другая единица языка – словосочетание. Несколько словосочетаний – предложение. Но нельзя забывать, что подлежащее со сказуемым являются простым предложением , а не словосочетанием. А теперь на минуту представим, что мы нашли клад – несметные сокровища: жемчуга, блестящие монеты, драгоценные камни и бусины! Находка эта – русские слова – русский язык ! Бусинки – слова. Как собрать их в красивые бусы? Берём одну-две жемчужины, нанизываем на нить… Это бусы? НЕТ! Над процессом надо потрудиться, проявить фантазию, художественный вкус, найти своё место для каждой детальки, чтобы не получилось нагромождения… Делаем запись на доске: ОСЕНЬ УКРАСИЛА (какая?) (что?) (чем?) ЩЕДРАЯ ПОЛЯНЫ ЛИСТЬЯМИ (какие?) (какими?) ЛЕСНЫЕ РАЗНОЦВЕТНЫМИ Что у нас получилось? Разноцветными листьями украсила щедрая осень лесные поляны. Но и это ещё не всё мастерство! На доску на проекторе выводится текст: В конце сентября щедрая на яркие краски осень быстро украсила лесные поляны разноцветными листьями: здесь и золото, и багрец, и огненный лист, и медный, и бордовый, и зелёный, и коричневый, и бурый цвет… Как вы понимаете, многоточие здесь символично, полёт творческого воображения не знает границ, ведь «…в русском языке все тоны и оттенки…». Не все, конечно станут Гоголями, но… Но вернёмся к осени! Вот какой видит её К.Г. Паустовский: Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях. То, что художник умело рисует красками, писатель изображает для нас словами. Нам надо обладать умением увидеть это мастерство, различить в потоке слов ЖЕМЧУГА – СРАВНЕНИЯ, БРИЛЛИАНТЫ – ЭПИТЕТЫ, ЗОЛОТО – МЕТАФОРЫ. А сейчас мы потренируемся составлять предложения и текст мини-сочинения на основе подлежащего и сказуемого: Грохочет гром. На работу даётся 10 минут. Потом подводятся итоги «мастерства». Можно организовать работу в группах. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Распространить предложения: Лес удивляет. Светит луна. Шелестят листочки. Льёт дождь. |