Скачать 45.1 Kb.
|
Николаева И.Е. учитель русского языка и литературы МОУ Татарская гимназия № 65 г.Уфы Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Непроизносимые согласные» (1 страница) Цели урока: 1) закрепить полученные знания по теме « Непроизносимые согласные»; 2) развивать способность быстро определять данную орфограмму и уметь отличать её от удвоенных согласных и парных согласных по глухости-звонкости; 3) воспитывать у учащихся интерес к предмету. Ход урока. I. Проверка домашнего задания о/кре´/стна/я (о) празднике – сущ., т.к.: о – [а] 1) обозн. пр-т (о чем?); к – [к] – глух. 2) а) праздник: нариц., неодуш., р – [р’] – сон. м.р., 2 скл.; е – [э´] б) ед.ч., пр.п; с – [с] – глух. 3) о чем? т –– н – [н] – сон. а – [а] я – [j’] – сон. – [а] 9б. – 9 зв. грустный – выполнение морфемного, словообразовательного анализа II. Разминка: 1) прописывание букв Ее (интерактивная доска); (2 страница – рисунок – ссылка для перехода на презентацию «Анимированный плакат «Письменные буквы русского алфавита»» в Power Point) (Анимированный плакат) 2) лексический минимум (Лм – 14) – на интерактивной доске записаны слова, дети скандируют все слова из столбика, а затем дежурные по очереди зачитывают толкование слов; (3 страница) Ученик, вышедший к доске, по лексическому значению определяет слово и записывает на доске – всего 4 слова. 1. Небольшой огороженный садик, цветник перед домом. Прил. – палисадный. 2. Архитектурное или скульптурное сооружение в память о каком-нибудь историческом лице, событии. Прил. – монументный. 3. Стела – вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением. Прил. – нет. 4. Струя жидкости, газа, выбрасываемая вверх из трубы или отверстия силой давления; сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором. Прил. – фонтанный. Запись на доске: Палиса´д, монуме´нт, сте´ла, фонта´н; 3) найти нач.ф. – расчищает, расчистит, ни у кого, лицо грустно; 4) подобрать синоним к слову гуманный (человеколюбивый); 5) верните в старославянском варианте: шея – выя; 6) продолжить фразеологизмы: Авгиевы (конюшни), Иудин (поцелуй), Маланьина (свадьба); 7) поставить в род, твор.пад. 248; 8) верни правильно: катало´г, горячий кофе; 9) верни со знаками: Быть искренним – значит быть честным; 10) собери падежи (по цепочке) – интерактивная доска. Просклонять слово лестница. III. Письмо со «следами» размышления (прорешать все орфограммы): (о) гига´нтском расте´нии. IV. Работа с интерактивной доской. Устно решить орфографическую «задачу» и вставить необходимую букву (по цепочке). (4 страница) V. Работа с интерактивной доской. Игра «Водоворот» – распределить слова по двум вращающимся кружочкам: в одном – непроизносимые согласные (+), в другом – они отсутствуют (-) 1) грустный; 2) гигантский; 3) здравствовать; 4) корыстный; 5) пастбище; 6) ассистент; 7) захолустный; 8) ненавистный; 9) ненастный; 10) прелестный; 11) праздный; 12) окрестность; 13) гнусный; 14) вкусный; 15) искусный; 16) варежка; 17) сковородка; 18) чувствовать; 19) ужасный. VI. Графический диктант с проверкой по «ключу». 1) корыстный; 2) пастбище; 3) захолустный; 4) ненавистный; 5) ненастный; 6) чудесный; 7) прелестный; 8) окрестный; 9) чувствовать; 10) искусный. VII. Морфемный диктант – выписать проблемные корни. Выровняй площа´дку под те´ннис и вкопай столбы для се´тки, чтобы все де´тки с окре´стных сел могли´ приходить играть зде´сь. VIII. Решение задач: 1) согл.: непроизн.: словарн. => лестница; 2) -//-//-: -//-//-: празден => праздник; 3) -//-//-: -//-//-: грустить => грустный; 4) -//-//-: -//-//-: вкусен => вкусный; 5) -//-//-: -//-//-: прелести => прелестный. IX. Синтаксический счет. Определить на слух количество грамматических основ, начертить схему последнего предложения. 1. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. 2. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. 3. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. 4. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. 5. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом... 6. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. когда? [ ], (когда ...). Итог урока – рефлексия. Домашнее задание: 1) стр.18, А – решить 7 задач; 2) заячьи ¹²³. Использованная литература
|