Тема: Чередование гласных букв в корне слова.
Цели:
Сформировать умение различать чередующиеся корни.
Развивать логику, мышление учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Средства обучения: учебник под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова, доска.
Ход урока.
Этап урока
| Содержание
| Методы
| Время
| Вступи-
тельный
| 1.Орг. момент, приветствие, записывание темы урока на доске и в тетрадях.
|
| 2
|
| Разминка. На доске записаны слова. Дети должны записать, вставить пропущенные буквы. З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.
Какое правило проиллюстрировано этими примерами? (проверяемые безударные гласные в корне)
|
| 5
| Основная часть
| На доске записаны слова:
набирал – наберу,
вытирать – вытереть,
замираю – замереть,
отпирать – отпереть,
задирает – задерет.
Ребята, почему эти слова записаны по парам? Выделите корни в каждом слове. Каковы особенности корней в каждой из этих пар?(различаются одной буквой) А как вы думаете, есть ли закономерность в том, как они написаны? Можете вывести правило, которым мы можем пользоваться?
|
|
|
| В некоторые слова «забралось» сочетание букв, похожее на девчачье имя Ира. Сочетание складывается из части корня - …ир- и идущего за ней суффикса -а- : -…ира-. Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях.
Если -а- стоит за корнем, то в корне пишется и. Если -а- нет, в корне пишется е.
Так образуются пары слов с чередованием е – и в корне. Например:
| Беседа, слово учителя.
| 10
|
| Из данных примеров столбиком выписываем пары корней с чередованием -…ира- - -…ер-.
|
|
|
| Отработка материала:
Образуйте слова с сочетанием -ира- от следующих слов.
Вымерли, заберу, придерется, протер, запер.
|
|
|
| NB! Если за корнем -а-, то в корне и. «Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой».
|
|
|
| Все чередования гласных, которыми командует суффикс -а-:
С -а- без -а-
-…ира- -…ер- запирать – запер
-…иста- -…ест- блистать – блестеть
-…ила- -…ел- расстилать - расстелил
-…ига- -…ег- зажигать – зажег
-…ита- -…ет- считать – счет
-…ина- -…а- начинать – начал
-…има- -…я- занимать – занял
-каса- -кос- касаться – коснуться
-лага- -лож- предлагать – предложить
НО: - раст -, - ращ -, -рос- .
| Слово учителя, работа в тетрадях
|
|
| Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. На карточках выполняем самостоятельно, затем находим слова с чередующимися гласными, объясняем их написание.
|
| 10
|
| Выполняем упр. 591 (любую часть, которая понравилась.
Выполнившие – упр. 593.
|
| 5
|
| Упр. 592. Выписываем слова с орфограммами, комментируем их постановку.
|
| 10
| Заклю-
читель-
ный
| Итоги урока.
- Ребята, как мы будем выбирать букву, которую нужно вставить в корне?
- Какому правилу они подчиняются?
- Какие корни нужно запомнить?
|
| 3
|
| Домашнее задание: подобрать по два примера на каждый из чередующихся корней.
|
|
|
Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. Найдите слова, в которых встречается чередование гласных в корне:
…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит
2) В полях блистает май веселый!
3) Волька повис под потолком, зацепившись штанами за тот самый крюк, на котором предполагалось повесить бабушкину люстру. 4) Хоттабычу, который уснул в неудобном положении, приснился ужасный сон. 5) Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. 6) Что касается Жени Бограда, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. 7) Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли. |