Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов





Скачать 218.63 Kb.
НазваниеТеоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов
Дата публикации30.07.2013
Размер218.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы


Александр Владимирович Леонтович,
директор Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т,
председатель Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»


Материалы к тренингу

«Самостоятельные исследования

школьников»

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов, разработанный более 100 лет назад американским ученым и практиком Д.Дьюи. Он основан на актуализации учебного материала через поиск и постановку значимых для учащегося проблем.

Но метод проектов (даже по своему названию) – всего лишь метод. Поэтому возникает закономерный вопрос: какие типы и виды учебной деятельности могут быть организованы методом проектов и в чем их типологические особенности? Что является главной целью реализации проекта: выяснение сути явления (например, определение уровня загрязнения водоема – исследовательская деятельность), достижение заранее спланированного результата (принятие практических мер по очистке того же водоема – учебное проектирование) и т. д.? От формулировки главной цели будет зависеть ход реализации проекта, будут различаться и критерии оценки результата. Учителю понадобятся для консультации и оценки выполненных учащимися работ разные специалисты (в первом случае – химики-аналитики; во втором – PR-технологи).

В настоящем пособии мы коснемся основных вопросов проектирования учебного исследования. Мы постараемся дать ответы на вопросы:

  1. Как найти и сформулировать основополагающий вопрос исследовательского характера - проблему, которая не имеет однозначного решения и предполагает необходимость специального исследования для своего разрешения. А ведь именно такие «проблемные точки» способны заинтересовать ребят, пробудить в них желание взяться за выполнение проекта и довести его до конца.

  2. Как включить исследовательский проект в учебный план школы, который расписан и зарегламентирован до последнего часа; в годовой план работы образовательного учреждения, который устоялся и в котором, казалось бы, нет места новациям.

  1. Основные рабочие понятия
    исследовательской деятельности учащихся



Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности атрибутами – прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями, ценностями, нормами, образцами. Главная ее ценность – свершение. Все средства подчинены достижению результата и их типология имеет второстепенное значение. Естественно, на разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет чисто обслуживающие функции.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности (в т. ч. и проектирования). Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.
Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.
Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого – в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.
Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Пример: «Современные представления о проблеме озоновых дыр».

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Пример: «Исследование зависимости яркости свечения вольфрамовой проволоки в зависимости от ее температуры».

Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Пример: «Установление места гибели N-ской экспедиции». Одной из разновидностей проектных работ являются работы социально-экологической направленности, результатом которых является формирование общественного мнения по поводу проблем загрязнения окружающей среды. Пример: «Нет загрязнению реки Бульки целлюлозным заводом!».

Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Пример: «Учет количества водоплавающих на N-ском водоеме».

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Пример: «Изучение особенностей геологической истории N-ского озера».
Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Москве сложился относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждая из таких организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематики, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей, подчас меняются педагоги, но «почерк» остается неизменным. Для них введен специальный термин – проектно-исследовательские школы, они и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся. Ориентация на работу с проектно-исследовательскими школами задает инновационную сеть, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения и удержания в совместную деятельность.
Функции исследовательской деятельности в разных видах образования:

  • в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

  • в основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;

  • в старшей школе – развития исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;

  • в дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей с диссинхронией развития;

  • в профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования;

  • в системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развития навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования поливерсионных представлений об объектах и явлениях у педагогов.


Часть 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УМП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Сведения, полученные Вами в ходе тренинга «Самостоятельные исследования школьников», могут быть использованы в рамках целого ряда модулей программы. Ниже приводятся рекомендации по включению его элементов в программу.

Модуль 1. Дискуссия в группе «Проектная методика – педагогическая технология нового образования». В процессе ведения дискуссии необходимо акцентировать внимание учителей на различие понятий «Метод проектов», «проектирование», «исследование». «Метод проектов» является средством построения учебной (например, исследовательской) деятельности так же, как компьютер – средством эффективной реализации предметной задачи. Специфика целей, задач проводимой с учащимися работы, ее культурные основания определяются теми смыслами, которые руководитель работы полагает в качестве ведущих. При исследовании - это выяснение истинного характера явления, построение его истинной картины. При проектировании – реализация первоначального замысла.

Модуль 1. Занятие 2. Разработка учебного проекта. В этой части необходимо определиться с типом Вашей учебной работы – это проект, исследование, социальная организация и т. д. От этого будет зависеть та цель, которая будет поставлена в качестве ведущей и те критерии, в соответствии с которыми вы будете оценивать полученный результат. При разработке основополагающих вопросов и вопросов учебной темы воспользуйтесь конкретизацией темы, приведенной в разделе «Как поставить исследовательскую задачу и сформулировать ее название?». При разработке «визитной карточки» проекта воспользуйтесь перечнем форм образовательной деятельности, в рамках которых может быть применен исследовательский подход в плане работы образовательного учреждения.

Модуль 2. Самостоятельная деятельность учащихся в проекте. В этом разделе учитель должен четко для себя выделить и спланировать ход тех этапов работы, когда он должен инициировать самостоятельную (или квазисамостоятельную - под наблюдением и при консультировании педагога) деятельность ученика – это этапы формулирования проблемы, постановки целей и задач исследования; выбора объекта исследования; анализа и интерпретации полученных данных.

Модуль 3. Практические занятия. Создание мультимедийной презентации учащегося. При планировании сценария презентации исследовательского проекта необходимо разбить ее на блоки, соответствующие этапам исследовательского цикла. Очень важно, чтобы технические аспекты создания презентации (цвет фона, характер анимации и т. д.) не оказывались в сознании учащихся более значимыми, чем ее содержание. Поэтому рекомендуется принять стандартный шаблон для презентаций учащихся в группе, в который возможно вносить только ограниченные вариации.

Модуль 9. Организация проведения учебного проекта в школе. Набор типовых форм реализации исследовательской деятельности в школе, уже разобранный в модуле 1, поможет вам эффективно включить реализуемый проект в практику работы учреждения. Еще раз вернитесь к этому набору форм и скорректируйте избранные в «визитной карточке» формы организации образовательного процесса в соответствии с особенностями вашего исследовательского проекта.
2. Рекомендации по подготовке исследовательского цикла в образовательном учреждении.
2.1. Как организовать учебные исследования в школе? Этот вопрос необходимо рассматривать в двух аспектах:

1. Проектирование цикла исследовательской деятельности с включением необходимых для исследования этапов и формированием проблемного подхода к вводимому в занятия материалу, развитием авторской, исследовательской позиции учащихся при планировании и выполнении учебных исследований;

2. Выбор и реализация перечня форм образовательной деятельности, в рамках которых возможно организовать учебное исследование в условиях конкретного образовательного учреждения.

Методика обучения учителей разработке и планированию цикла учебного исследования в рамках конкретной образовательной формы и является главной задачей настоящего тренинга.

При проектировании и планировании цикла исследовательской деятельности учитель должен обратить особое внимание на следующие моменты на каждом из этапов учебного исследования (именно эти моменты определяют специфику учебного исследования и вызывают наибольшие проблемы при реализации исследовательской деятельности).

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся.

- степень связи с базовой программой соответствующего класса;

- наличие собственной практики научной работы в избранной области;

- возможности консультационной помощи специалистов и ее формы;

- форма образовательной деятельности в плане работы учреждения;

- особенности контингента учащихся, на который ориентированы исследования.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия).

- доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

- опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

- необходимость и достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования;

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы.

- соответствие выбираемой темы преподанному теоретическому материалу;

- доступность сложности темы и объема работы возможностям учащихся;

- исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

- соответствие задач цели, адекватность гипотезы;

- учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования.

- методологическая корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

- соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;

- доступность методики освоению и реализации школьниками;

- учет склонностей и предпочтений конкретных школьников.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала.

- доступность запланированного объема работ учащимся;

- доступность объекта исследования;

- адекватность используемой методики объекту и условиям исследования;

Этап 6. Анализ, выводы.

- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели;

Этап 7. Презентация.

- отражение авторской позиции учащегося

- соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;

- отражение этапов исследования;
2.2. Как поставить исследовательскую задачу и сформулировать ее название?

Можно порекомендовать следующий ход работы по планированию исследовательской темы:

Выбор области исследований – глобальной проблематики (название работы: экология Среднего Поволжья).

Определение цели работы (название работы: определение степени загрязненности окружающей среды в Поволжье). Цель может быть исследовательской, а может быть проектной (например, привлечение общественного внимания к проблемам загрязнения окружающей среды). Руководитель должен определиться, какого характера будет планируемая работы – исследовательской или проектной.

Сужение темы. Привязка к объекту (речка N). Установление соответствия избранной области и тематики планируемого исследования (название работы: определение степени загрязненности окружающей среды в Поволжье на примере речки N).

Выбор предмета исследования в соответствии с доступными методиками и их возможностями (например: определение экологического состояния окружающей среды в Поволжье на примере загрязнения речки N тяжелыми металлами).

Формулировка гипотез. Лучше, если будет несколько вариантов, из которых потом выбирается один. Гипотеза должна содержать утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена только в ходе планируемой работы. Гипотеза не должна быть очевидной (например: «выбросы выхлопных газов отрицательно влияют на окружающую среду»), в ней не должно содержаться ненаучных понятий («вредные вещества» - такое словосочетание может употребляться только тогда, когда установлено, для какого класса организмов, в каких концентрациях и т. д.). Пример: «главный вклад в загрязнение речки N вносят выхлопные газы, попадающие в район речки с федеральной автотрассы Y».

Конкретизация задач исследования – что конкретно планируется делать в ходе работы (определение мест для отбора проб, анализ содержания тяжелых металлов в пробах методом X, сравнение результатов с литературными данными и т. д.).

Уточнение темы работы. (Название работы: роль выхлопных газов в ухудшении экологического состояния окружающей среды в Поволжье на примере загрязнения речки N тяжелыми металлами).

После данного цикла можно приступать непосредственно к экспериментальной части работы.
2.3. Формы организации образовательного процесса, поддерживающие исследовательскую деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность реализуется только через конкретные формы организации образовательного процесса, среди которых мы выделим следующие главные (в каждом конкретном случае учитель может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы):

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана программ развития исследовательской деятельности (например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках). Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы еще не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук.

4. Группы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетной творческой работы

6. Реализация интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.

7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

8. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.

9. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество, малая академия наук и др.).

3. Литература


  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс – 81415.

  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

  4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.

  5. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.

  6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  7. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.

  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

  9. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.

  10. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.


5. Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности
www.researcher.ru

- Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы.
www.vernadsky.dnttm.ru

- сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на заинтересовавшую работу.
www.issl.dnttm.ru

- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru

- сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
www.subscribe.dnttm.ru

- сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconНеотъемлемой частью физического развития и становления как личности...
Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПоложение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследо­вательской...
...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconУрок №2 Общие сведения и изучение монтажного стола в Adobe Premiere Pro
Программа Adobe Premiere Pro является на сегодняшний день одним из самых мощных и профессиональных средств обработки и монтажа видеофайлов....
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов....
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconДоклад Метод проектов на уроках русского языка
Алгоритм деятельности учителя и учащегося в технологии проектного обучения
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии помогает метод проектов. Результатом применения метода проектов по химии...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconI. Общие положения
Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconМетод проектов в начальной школе Заместитель директора по увр писак О. В. Метод проектов – это
Формирование компетенций, т е применение в практической деятельности знаний и умений
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПоложение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской...
...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconТема по самообразованию
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Метод проектов не является новым в педагогической практике, но вместе...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconТипология проектов. Их структурирование Итак, мы знаем, что такое...
Поэтому, приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconКонспект урока в 6 классе по теме: Натюрморт "Мир вещей вокруг нас"....
На основе проблемного обучения используется метод художественного моделирования, учащиеся моделируют продукт творческой деятельности,...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconПрименение проектов во внеурочной и урочной деятельности
Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconРеферат (Мастер класс) Уроки по теме: «Изучение Internet технологий. Html программирование»
Преподавание раздела Internet – технологии является одним из самых сложных, и, в тоже время, одним из самых актуальных и интересных...
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения индивидуальной творческой деятельности учащегося является метод проектов iconУроки. Метод проектов
Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск